UA / RU
Поддержать ZN.ua

РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА

За последние шесть лет стратегическими (особыми, ключевыми стратегическими) провозглашены отношения Украины с 19 странами мира...

Авторы: Михаил Пашков, Валерий Чалый

За последние шесть лет стратегическими (особыми, ключевыми стратегическими) провозглашены отношения Украины с 19 странами мира. Сегодня мы стратегически дружим с Азербайджаном, Аргентиной, Беларусью, Болгарией, Венгрией, Грузией, Германией, Израилем, Канадой, Китаем, Молдовой, Польшей, Россией, Румынией, Словакией, США, Турцией, Узбекистаном и Финляндией.

Проведенный экспертами УЦЭПИ анализ дает основания утверждать, что по значимым показателям сотрудничества в ключевых для Украины сферах (экономической, энергетической, политической и военной) двухсторонние отношения лишь с четырьмя государствами — Россией, США, Германией и Польшей приближаются к уровню стратегического партнерства. С остальными 15 странами из приведенного списка они не вышли за рамки обычных партнерских контактов. Стоит задуматься: всегда ли взвешенно и обоснованно используется столь серьезный инструмент международной политики — стратегическое партнерство.

Собственно, целями исследования Центра Разумкова (полностью оно опубликовано в №12 журнала «Національна безпека і оборона») были: во-первых, определение сути и принципов стратегического партнерства; во-вторых, анализ соответствия состояния сегодняшних двухсторонних отношений Украины в приоритетных сферах уровню стратегического партнерства.

Параллельно эксперты УЦЭПИ провели общенациональный социологический опрос 100 украинских экспертов (представителей администрации Президента, секретариата Кабинета министров, СНБО, МИД, Минобороны, Минэкономики, профильных комитетов ВР, аналитических центров, влиятельных СМИ). Также обобщены позиции лидеров всех парламентских фракций и групп. Наиболее важные положения исследования мы предлагаем вниманию читателей «ЗН».

Суть стратегического партнерства, условия и принципы

Обобщение международного опыта, позиций экспертов и парламентариев позволяет сформулировать условия и принципы установления отношений стратегического партнерства. Во- первых, это наличие принципиально важных для стран-партнеров стратегических целей, достижение которых в рамках обычного сотрудничества невозможно, но осуществимо лишь путем выведения отношений на уровень стратегического партнерства. Такими целями могут быть: обеспечение хозяйственного комплекса жизненно важными ресурсами (энергетическими, товарными, финансовыми); обеспечение надежного и безопасного доступа к жизненно важным регионам; совместное решение проблем безопасности (противодействие оргпреступности, нелегальной миграции, контрабанде оружия и наркотиков, агрессивному сепаратизму, терроризму). Во-вторых, наличие общих взглядов и подходов по ключевым проблемам международной политики, глобального и регионального развития. Стратегическое партнерство предполагает углубленное развитие межгосударственных контактов как правило не в одной, а в нескольких важных сферах.

Отношения стратегического партнерства строятся на следующих принципах:

— общая заинтересованность партнеров в плодотворном сотрудничестве, взаимное признание стратегического характера отношений;

— готовность учитывать интересы другой стороны, идти на компромиссы для достижения стратегических целей, даже если такие действия неоднозначно целесообразны с точки зрения собственной выгоды;

— взаимный отказ от дискриминационных (более того — ультимативных) действий относительно друг друга;

— долгосрочный характер партнерских отношений, ибо стратегическое партнерство устанавливается не на два-три года, а на продолжительную перспективу;

— наличие действенных механизмов реализации такого формата отношений;

— правовое закрепление содержания и механизмов стратегического партнерства в двухсторонних документах, ибо стратегические цели сотрудничества не должны меняться в зависимости от смены руководства в обоих государствах;

— дисциплинированность, последовательность и прогнозированность, неуклонное выполнение партнерами своих обязательств;

— высокая эффективность стратегического партнерства — отдачу от такого сотрудничества должны ощущать обе стороны, причем не только государственно-политические элиты, но и субъекты экономической деятельности, рядовые граждане обеих стран.

Таким образом, по мнению экспертов УЦЭПИ, сутью стратегического партнерства является наличие такого межгосударственного взаимодействия, которое позволяет партнерам, объединив усилия, достичь жизненно важных внутренних и внешнеполитических целей. Стратегическое взаимодействие — комплексное, оно охватывает несколько важных сфер сотрудничества и носит долгосрочный характер. Надежность стратегического партнерства определяется взаимной готовностью сторон учитывать интересы друг друга, наличием действенных механизмов реализации сотрудничества, дисциплинированностью партнерских отношений.

Особенности сотрудничества в контексте интересов Украины

Среди ключевых сфер стратегического партнерства Украины можно выделить следующие — экономическая, энергетическая, сфера политики и сфера безопасности (военная).

Признаками важности партнерства в экономической сфере могут быть: значительная часть страны-партнера в экспорте/импорте товаров и услуг, объем инвестиций, наличие крупных совместных проектов в приоритетных для Украины отраслях. Важна и структура торговли. Вряд ли можно считать стратегическим партнером страну, в импорте с которой (даже при значительном объеме) преобладает обычный ширпотреб, который может производиться и в Украине. Но если страна даже в небольших объемах поставляет нам новейшие технологии, современное оборудование — она может быть отнесена к нашим стратегическим партнерам. Важный момент — возможность страны-партнера влиять на принятие международными организациями (МВФ, Всемирный банк, ЕБРР, ЕС) выгодных для Украины решений.

Значимость партнерства в энергетической сфере определяют: существенная часть страны партнера в экспорте/импорте энергоносителей и услуг, объемы инвестиций и кредитов, направляемых на развитие украинского ТЭКа, участие в крупных международных энергетических проектах, возможность получения новых технологий. При этом учитывается и необходимость диверсификации источников поставок энергоносителей в Украину.

Уровень важности контактов в политической сфере определяется в том числе: возможностями государства-партнера существенно содействовать продвижению интересов Украины на международной арене, отношением к Украине как к стратегическому партнеру, уровнем развития сотрудничества в контексте региональной интеграции.

В военной сфере стратегическое партнерство предполагает: предоставление Украине адекватной военной помощи в случае агрессии, либо реальное содействие укреплению обороноспособности страны и создание условий, при которых Украина могла бы собственными силами локализовать возможный военный конфликт.

* * *

Итак, определившись с условиями и принципами, основными сферами и наиболее важными для Украины критериями стратегического партнерства, попытаемся проанализировать нынешнее состояние и перспективы отношений со странами, провозглашенными стратегическими партнерами Украины. При этом отнюдь нелишне обратить внимание и на другие государства, не входящие в «стратегический круг». Начнем с экономики.

Экономическое измерение стратегического партнерства

По объемам экспорта товаров можно условно выделить три группы стран. В первую группу входит лишь Россия — главный торговый партнер, потребляющий пятую часть (20,69%) украинских товаров. Вторую группу составляют восемь стран — важных торговых партнеров, импортирующих не менее 2% наших товаров, — Китай (6,43%), Турция (5,81%), Германия (4,84%), США (3,76%), Беларусь (2,98%), Польша (2,6%), Болгария (2,54%), Венгрия (2,4%). Третья группа — остальные десять стран, доля которых в украинском товарном экспорте незначительна (например, в Азербайджан поступает 0,25% украинских товаров, в Аргентину — 0,12%). В торговле с большинством этих стран преобладает негативная динамика. Причем наиболее ощутимо утрачивают позиции украинские экспортеры на рынках России и Беларуси. Отнюдь не блестяще идут дела и в торговле со странами ГУУАМ (в 1999 г. поставки в эти страны составили всего 2,34% украинского экспорта). В свою очередь по структуре важного для Украины экспорта лидирующие позиции занимает Россия (74% украинских турбореактивных и турбовинтовых двигателей, газовых турбин, 50% оборудования для автомобилей, 32% трансформаторов и т.д.). Важные позиции у США (30% экспорта по статье «авиационная и космическая техника») и Беларуси (15% оборудования для автомобилей).

Что касается импорта товаров в Украину, то поставки из России превышают объем поставок всех остальных стран, провозглашенных стратегическими партнерами. Картина выглядит так: Россия (47,21%), Германия (7,96%), США (3,39%), Беларусь (2,9), Польша (2,18%). Эти четыре страны — основные импортеры товаров в Украину. Если проанализировать структуру импорта (стратегически важные для Украины товары), то картина в целом не поменяется — Россия (82% оборудования для АЭС, 100% ядерного топлива и т.д.), Германия (28% медаппаратуры, 15% машин автоматической обработки информации), США (16% медаппаратуры, 12% машин автоматической обработки информации).

Из числа стран-экспортеров услуг с Украины можно выделить лишь три страны — Россия (60%), США (2,84%) и Германия (2,76%). (Впрочем, тут стоит учитывать планы России относительно переориентации в обход Украины своих экспортных перевозок.)

В импорте услуг фигурируют эти же страны: США (23,36%), Россия (18,04%), Германия (5,22%). Отметим такой момент: если за последние пять лет доля России вдвое уменьшилась, то за это же время доля США выросла в четыре раза.

Среди основных стран-инвесторов ведущие позиции занимают США (18,15% общего объема инвестиций), Россия (8,86%) и Германия (7,07%). В сумме их вложения в украинскую экономику составили около $1,1 млрд., что втрое больше всех остальных стран, провозглашенных стратегическими партнерами. По структуре инвестиций к упомянутым государствам стоит добавить Канаду и Словакию, чья доля значительна в инвестициях в атомную промышленность, науку, медицину, черную металлургию.

Что касается возможности поддержки интересов Украины в международных организациях (МВФ, Всемирный банк, ЕБРР, ЕС), то, исходя из квот стран в руководящих органах этих структур, можно выделить США и Германию, а также Великобританию, Италию, Францию.

В номинации «крупные совместные проекты» выделяются пока лишь две державы — США и Россия (космическая сфера, коммерческие запуски ракет, ВПК). В свою очередь есть условия для реализации крупных проектов с участием и других стран. Например, России, Азербайджана, Грузии, Польши (транспортные коридоры); России, Германии, Узбекистана, Китая (самолетостроение, вооружение и военная техника); России, Турции, Узбекистана, Туркменистана (строительство и модернизация газопроводов); России, Китая, Канады (строительство АЭС).

Таким образом по совокупности показателей сегодня к стратегическим экономическим партнерам Украины можно отнести лишь Россию, США и Германию. Потенциальными возможностями выйти на такой уровень отношений обладают страны ЕС — Великобритания, Италия, Голландия, Франция. На более высокий уровень может быть поднято экономическое сотрудничество с Китаем.

«Энергетичность» сотрудничества на международной арене

Конечно, для Украины уровень сотрудничества в энергетической сфере с государствами, провозглашенными ее стратегическими партнерами, в числе главных приоритетов. Во-первых, потому что энергетика — базовая отрасль экономики любой страны, а во-вторых, Украина — держава энергодефицитная (внутренние источники покрывают лишь 47—49% потребностей). Для начала определим доли стран-партнеров в экспорте/импорте основных видов топливно-энергетичных ресурсов. Главный экспортер газа в Украину — Россия. Поставки составляют около 25—30 млрд. куб. м, еще около 30 млрд. куб. м поступают в счет оплаты транзита российского голубого топлива. Значительны поставки газа из Туркменистана. В разные годы они составляли около 15% общего потребления в Украине.

Главные экспортеры нефти в Украину — Россия и Казахстан. Их доля составляет приблизительно 70% и 30%. Основные поставщики угля в Украину — Россия и Польша. Их доли в структуре украинского импорта — 75% и 25%. А в числе главных потребителей украинского угля — Россия и Молдова. Ведущие позиции в поставках электроэнергии занимает Россия. Она же обеспечивает 100% экспорта ядерного топлива и, соответственно, его утилизацию.

Годовой импорт нефтепродуктов в Украину составляет 10—12 млн. тонн. (около 50% внутреннего потребления). Основной поставщик — опять же наш северный сосед. Значительные объемы поступают из Беларуси и Литвы. В номинации «переработка нефти» доминирует Россия. Обнадеживают перспективы сотрудничества и с Казахстаном.

Картина нефтегазового транзита не требует особых пояснений. Главный потребитель украинских услуг — Россия. Через нашу территорию транспортируется около 90% экспортного российского газа. Годовая прибыль от предоставления этого вида услуг — $2,5 млрд. В свою очередь нашей нефтетранспортной системой пользуются Россия и Казахстан.

В сфере строительства и обслуживания энергетических проектов можно выделить Россию, Беларусь, Туркменистан. Кроме того, наш «Турбоатом» осуществляет поставки энергооборудования в Индию, Финляндию, США. Перспективным выглядит сотрудничество с Турцией, Азербайджаном, Казахстаном, Узбекистаном, а также с Ливией и Ираком.

Проблема диверсификации поставок газа связана с нормализацией контактов с Россией, ибо через ее территорию могут осуществляться стабильные и выгодные поставки газа из Туркменистана, Казахстана или Узбекистана. В свою очередь среди перспективных проектов поставок газа в Украину можно выделить следующие: из Норвегии (через Польшу); из Ирана (через Армению, Грузию, Россию или через Турцию, Болгарию, Румынию); из Азербайджана (через Турцию).

Одним из реальных путей интеграции Украины в общеевропейский рынок нефти является создание Евроазиатского нефтетранспортного коридора Баку—Супса—Одесса—Броды—Европа.

Что касается совместных проектов, кредитов для развития отечественного ТЭКа, то тут можно отметить сотрудничество с Канадой, Германией, Россией, Турцией.

Сегодня в сфере энергетики к стратегическим партнерам можно отнести лишь Россию. Однако нынешнее состояние двухсторонних отношений в этой сфере не позволяет считать стратегическое партнерство с РФ надежным и взаимовыгодным. В свою очередь при условии реализации крупных проектов, обеспечивающих диверсификацию энергопоставок, сотрудничество с Азербайджаном, Грузией, Германией, Польшей, США, Турцией и Узбекистаном может обрести стратегическое измерение.

Дружба «по-стратегически» в политической сфере

В сфере политических отношений Украины с государствами, объявленными ее стратегическими партнерами, важным критерием является потенциал реальной поддержки украинских интересов на международной арене. В этом плане можно выделить США, как страну, наиболее заметно влияющую на развитие ситуации в мире и обладающую сильными позициями в международных организациях. В свою очередь для реализации внешнеполитических интересов Украины немаловажное значение имеют и контакты с Россией и Китаем — влиятельными державами, постоянными членами СБ ООН. Для продвижения Украины в ЕС жизненно важным является углубление контактов с Германией, Великобританией, Францией и Польшей.

В свою очередь знаковым является и отношение других стран к Украине как к стратегическому партнеру. По мнению экспертов, Украину в качестве стратегического партнера воспринимает лишь Польша (67%). Несколько выделяются на фоне общих скептических оценок Россия (38%), Грузия (36%), Азербайджан (26%) и США (24%).

Такое отношение во многом определяется комплексом внутренних и внешних факторов, среди которых сегодня преобладают негативные. Именно внутренние проблемы, по мнению экспертов УЦЭПИ, — главный фактор торможения развития партнерства такого формата.

При этом немаловажно и то, что отдельные стратегические партнеры Украины имеют конкурирующие цели, и Украина часто оказывается на перекрестке конфликтных интересов. Причем такие «проблемные ситуации», даже если они разрешаются путем уступок украинской стороны, нередко усложняют ее отношения с одним партнером и отнюдь не улучшают с другим.

Что касается региональной интеграции, то тут перспективными выглядят контакты Украины с Польшей, Германией, странами ГУУАМ. В свою очередь по уровню организационного обеспечения двухстороннего сотрудничества выделяются Польша, США и Россия. По некоторым показателям состояния договорно-правовых отношений можно выделить контакты с Россией, США, Польшей, пост- советскими республиками.

Таким образом, для укрепления международных позиций Украины безусловно важным является сотрудничество с США, Россией, Германией, Польшей, Китаем, Великобританией и Францией. Наиболее динамично сегодня развиваются контакты Украины со странами ГУУАМ. При этом состояние отношений с Россией не может удовлетворить обе стороны. Неполно используется потенциал сотрудничества с США, Китаем, западноевропейскими странами.

Дружба по-военному или партнерство цвета хаки

В военной сфере нынешний уровень контактов и дальнейшие перспективы сотрудничества Украины с группой стран, провозглашенных ее стратегическими партнерами, определяются по следующим критериям.

Сегодня ни одна из стран-партнеров не имеет стратегических обязательств перед Украиной в военной сфере. Потенциально такие обязательства из всех стран могли бы взять на себя лишь Россия или США. Но встречные обязательства Украины вышли бы за рамки ее внеблокового статуса. Сложный характер отношений США и России ставит интересы Украины в военной сфере в зависимость от развития контактов между этими странами. В случае военной агрессии Украина может рассчитывать на помощь политического, экономического, дипломатического, информационного характера со стороны практически всех стран, провозглашенных стратегическими партнерами (очевидно, более весомой, исходя из потенциала стран, была бы поддержка США, России, Китая, Германии, Канады). Однако ни одно государство не сможет предоставить Украине военную помощь действительно решающего значения.

В сфере военного сотрудничества украинская сторона наиболее активно взаимодействует со странами, готовыми обеспечить финансовую поддержку такому сотрудничеству. Это в первую очередь США, Великобритания, Канада, Нидерланды, Германия. (Причем по объемам финансирования (с 1994 г. — около $30 млн.) и количеству проведенных мероприятий украинско-американская программа сопоставима со всеми вместе взятыми программами сотрудничества со странами—стратегическими партнерами.) Последние годы расширяется военное сотрудничество с Россией (в 1998 г. проведено 28 совместных учений, в 1999 г. — 31, в 2000 г. запланировано более 50). Активно развиваются контакты с Польшей.

Однако даже наиболее динамичное на общем фоне сотрудничество в этой сфере с США пока нельзя считать стратегическим.

Главным партнером Украины в сфере военно-технического сотрудничества является Россия. Стоит отметить, что объемы торговли в прошлом году в этой области заметно выросли. Однако весьма существенно ограничивают контакты политические противоречия (партнерство с НАТО, Ташкентский договор). С другой стороны, активность на российском направлении по сути блокирует выведение на высокий уровень сотрудничества со странами-членами НАТО — США, Германией и др.

Существуют перспективы расширения военно-технического сотрудничества с Узбекистаном, Азербайджаном. В свою очередь весьма важными партнерами в этой сфере для Украины являются «нестратегические» Пакистан, Конго, Греция (например, член НАТО Греция подписала с Украиной соглашение на покупку двух малых десантных кораблей на сумму $100 млн.)

В военной сфере ни одну из стран сегодня нельзя назвать действительно стратегическим партнером Украины. С точки зрения создания условий для укрепления обороноспособности Украины, сравнительно более эффективным выглядит военное сотрудничество с США и Польшей и военно- техническое с Россией. Среди других государств наиболее перспективны контакты с Великобританией, Нидерландами и др.

Общественность сужает стратегический круг

Из списка государств (в число которых входит и группа вышеперечисленных 19 стран- партнеров) наши граждане выделяют восемь приоритетных зарубежных партнеров Украины — Россия (86,9% опрошенных), США (65,5%), Беларусь (64,5%), Германия (62%), Казахстан (59,9%), Польша (56,8%), Канада (50,5%) и Узбекистан (48,8%). Отметим лидерский отрыв России, а также попадание в число приоритетных стран «нестратегического» для нас Казахстана.

Эксперты более скупы в оценках. К числу стран, сотрудничество с которыми для Украины приоритет №1, по их мнению, относятся Россия (80%), США (66%), Германия (62%) и Польша (52%). В экспертном рейтинге привлекают внимание два момента. Во-первых, большинство опрошенных не считают приоритетом отношения с соседними странами. (Важность сотрудничества с Грузией отметили всего 9% респондентов, Турцией — 7%, Венгрией — 3%, Болгарией — 2%, Румынией — 2%, Молдовой — 0%, Словакией — 0%.) Во-вторых, несмотря на то, что отношения стратегического партнерства с Узбекистаном закреплены в базовом двухстороннем договоре, 91% экспертов не относят сотрудничество с Ташкентом к числу приоритетных.

Большинство парламентских лидеров среди приоритетных международных партнеров Украины выделяют Россию, Беларусь, США, Польшу и страны — члены ЕС (Германию, Францию и Великобританию).

Таким образом, относительно России, США, Польши и Германии сегодня в украинском обществе на уровне населения, государственно-политического истеблишмента и парламентариев сложился определенный консенсус.

А теперь (внимание!) большинство (51%) украинской элиты, которая непосредственно участвует в подготовке и реализации внешнеполитических решений, убеждено, что сегодня нашей стране нужно иметь отношения стратегического партнерства максимум с 2—5 государствами. И только 4% опрошенных считают, что два десятка стратегических партнеров — это нормально.

* * *

Общие выводы таковы. Во-первых, в большинстве случаев провозглашение (и даже закрепление в документах) отношений стратегического партнерства не привело к существенному улучшению двухстороннего сотрудничества. Не подкрепленное заметными достижениями, «стратегическое» партнерство из эффективного инструмента внешней политики превращается в политическую риторику. Это вызывает некоторые сомнения относительно сбалансированности внешнеполитического курса Украины.

Во-вторых, по показателям сотрудничества в четырех ключевых сферах среди 19 государств, провозглашенных стратегическими партнерами, явно выделяются четыре страны — Россия, США, Польша, Германия. Отношения с остальными 15 странами (в т.ч. с кем такой формат отношений зафиксирован документально: Азербайджан, Болгария, Узбекистан) не отвечают уровню стратегического партнерства. Оценки по четырем сферам сведены в общую таблицу «Соответствие нынешнего состояния двухсторонних отношений уровню стратегического партнерства».

В-третьих, среди «нестратегических» стран перспективным представляется сотрудничество: в экономической сфере — с Великобританией, Италией, Нидерландами, Францией; в энергетической сфере — с Великобританией, Казахстаном, Нидерландами, Норвегией, Туркменистаном; в политической — с Великобританией, Францией, в военной — с Великобританией, Нидерландами и другими.

В-четвертых, нынешняя ситуация требует целенаправленных и последовательных действий для наполнения практическим содержанием стратегического партнерства с другими странами. Необходимо проведение мощной информационной кампании, направленной на преодоление негативных стереотипов, созданных предыдущей практикой.

Что нужно для укрепления стратегической дружбы?

По мнению экспертов УЦЭПИ, Украине на пути к стратегическому партнерству можно было бы сделать несколько следующих шагов.

Во-первых, уточнить стратегические цели и внешнеполитические приоритеты. Для этого нужно разработать и принять следующие три документа.

Закон Украины «Об основных направлениях внешней политики Украины». Действующий документ (принятый в 1993 г.), мягко говоря, не вполне отвечает сегодняшним реалиям. За эти годы произошли серьезные изменения в мире, в Европе, у стран-соседей. Венгрия, Чехия и Польша стали членами НАТО, разширяется Евросоюз, создано Евразийское экономическое сообщество, планируется институализация ГУУАМ. Плюс к этому, многие актуальные для того времени задачи, прописанные в «Основах...», давным-давно выполнены. Украина освободилась от ядерного оружия, подписала базовые договора с соседними державами, соглашение с ЕС, вступила в Совет Европы. Реализована и более мелкая конкретика документа, например, создана Дипломатическая академия при МИДе.

В новом документе, кроме целей и приоритетов внешней политики, следует четко изложить условия и принципы стратегического партнерства.

Закон Украины «О концепции энергетической политики Украины до 2020 г.» Тут нужно четко определить экономические, правовые и организационные условия развития отраслей отечественного ТЭКа, заложить основы для расширения его экспортного и транзитного потенциала, надежного обеспечения Украины энергоносителями. Отдельный раздел стоит посвятить решению проблем диверсификации источников энергопоставок. Тогда будут ясны перспективы энергосотрудничества с сегодняшними и будущими стратегическими партнерами.

Постановление КМ Украины «Об основных направлениях военного и военно-технического сотрудничества Украины».

По мнению экспертов УЦЭПИ, основными целями военного и военно-технического сотрудничества следует определить: повышение обороноспособности Украины; поэтапное достижение взаимной совместимости с вооруженными силами стран-стратегических партнеров; подготовка к совместным действиям по локализации возможных военных конфликтов; укрепление доверия в отношениях с соседними странами, снижение уровня военной угрозы в регионе; обеспечение ВС Украины новыми комплексами вооружений, поддержка отечественного ВПК, совместный с партнерами выход на перспективные рынки вооружений; использование позитивного опыта реформирования Вооруженных Сил.

Во-вторых, отказаться от произвольного использования термина «стратегическое партнерство» и провозглашения новых стратегических партнеров. Должностные лица, официально представляющие Украину на международной арене, должны использовать термин «стратегическое партнерство» применительно к тем странам, с которыми такой формат отношений закреплен документально. В свою очередь установление такого рода отношений с иностранным государством должно быть результатом всестороннего анализа состояния и перспектив двухстороннего сотрудничества, соответствующих консультаций со страной-партнером. Очевидно, подготовительную работу должна проводить под эгидой МИДа специальная межведомственная группа (комиссия), созданная решением Президента.

В-третьих, нужно провести инвентаризацию отношений со стратегическими партнерами. Речь идет о детальном анализе текущего состояния и перспектив сотрудничества Украины со странами, объявленными ее стратегическими партнерами. Такой анализ даст возможность сделать выводы о стратегичности контактов с той или иной страной. Очевидно, круг задекларированных 19 стратегических партнеров сузится до реальных рамок. По оценкам УЦЭПИ, как уже отмечалось выше, отношения лишь с четырьмя державами (Россия, США, Германия, Польша) могут в ближайшее время выйти на уровень действительно стратегического партнерства. Стратегический характер партнерства с РФ, США и Польшей уже закреплен в двухсторонних документах. Очевидно, на нынешнем этапе было бы целесообразным предложить этим странам сделать следующий шаг в формализации двухсторонних отношений — подписать с ними меморандумы о стратегическом партнерстве.

По мнению экспертов УЦЭПИ, в этих документах должны быть определены: совместные интересы партнеров; перечень сфер сотрудничества, общие подходы к решению международных проблем; обязательства сторон; факторы, которые могут противоречить интересам партнеров, в т.ч. их отношениям с третьими странами (международными организациями); организационные механизмы реализации стратегического партнерства.

Причем, среди обязательств сторон должен быть взаимный отказ от дискриминационных (тем более ультимативных) действий по отношению друг к другу.

С тремя государствами (Азербайджан, Болгария, Узбекистан), с которыми стратегическое партнерство закреплено документально, но значимых результатов пока не достигнуто, нужно совместными усилиями сторон наполнять его конкретным содержанием. С другими странами, провозглашенными стратегическими партнерами, нужно углублять взаимовыгодное сотрудничество в рамках традиционных партнерских отношений.

По мнению экспертов УЦЭПИ, после проведения соответствующих консультаций с немецкой стороной, со временем можно было бы выйти на установление уровня стратегического партнерства с ФРГ. Нынешний уровень отношений, перспективы его углубления в контексте курса Украины на евроинтеграцию свидетельствуют в пользу такого решения.

Необходима оценка действенности двухсторонних механизмов. Если совместные рабочие органы работают недостаточно эффективно, нужно выявить причины (низкий статус, недостаточная численность сотрудников, низкий профессиональный уровень и качество руководства, сложная схема взаимодействия и координации, недостаток ресурсов) и внести конкретные предложения для повышения их эффективности.

В-четвертых, нужно организационно укреплять стратегическое сотрудничество. В этом плане представляются конструктивными следующие шаги.

Углублять политический диалог со стратегическими партнерами на высшем уровне. Это будет содействовать укреплению доверия, предупреждению конфликтов, урегулированию кризисных ситуаций в двухсторонних отношениях, принятию и реализации оперативных решений.

Привести в соответствие с приоритетами и объемами задач — статус, структуру и численность государственных органов, обеспечивающих сотрудничество со стратегическими партнерами. Речь идет о двухсторонних рабочих органах, профильных подразделениях администрации Президента Украины, секретариата правительства, МИДа, Минэкономики, Минобороны, других министерств и ведомств. Если отношения с теми или иными государствами определяются Украиной как действительно приоритетные, то именно на этих направлениях должны концентрироваться организационные и кадровые ресурсы, в этих странах должны работать дипломаты высшей квалификации.

Создать при Президенте Украины институт советников для координации деятельности на приоритетных внешнеполитических направлениях. На нынешнем этапе целесообразно назначить советников по РФ, США и Польше. (Эти должности могли бы занимать по совместительству специалисты администрации Президента, МИДа, других структур).

Выделить из территориальных управлений МИДа отдельные отделы (США, РФ, Польша) с подчинением их непосредственно заместителям министра. По мере наращивания сотрудничества с другими стратегическими партнерами повышать статус и укреплять численность сотрудников профильных отделов.

Стимулировать взаимное инвестирование экономик, например, путем создания для стратегических партнеров системы преференций в тендерах (при других равных условиях). Такие преференции должны носить исключительный характер и касаться лишь стратегически важных сфер взаимодействия (высокие технологии, оборонная промышленность).

Углублять военное и военно-техническое сотрудничество со стратегическими партнерами путем: подписания соглашений о взаимной защите секретной информации с отдельными странами, например, с США, Германией, Польшей и др.; использования нетрадиционных форм военно-технического сотрудничества, например, лизинг и аренда военной техники и вооружений. Украина могла бы сама предоставлять такие услуги и активно ими пользоваться для повышения боеготовности войск.

Развивать контакты с бизнес-элитами стратегических партнеров. Рассмотреть возможность создания двухсторонних торговых палат, торговых домов, бизнес-центров в странах-партнерах. Содействовать укреплению контактов между объединениями промышленников и предпринимателей, например, открытию отделений УСПП в США, Польше.

Активизировать межрегиональное сотрудничество со стратегическими партнерами. Рассмотреть возможность создания торговых представительств в федеральных округах РФ, установить практику рабочих визитов премьер-министра Украины в регионы РФ, проводить регулярные встречи руководителей облгосадминистраций с руководителями воеводств Польши и субъектов РФ.

Сформировать постоянно действующие каналы сотрудничества между государственно- политическими, предпринимательскими, научными и творческими элитами стратегических партнеров. Решению этой задачи содействовало бы создание при поддержке госструктур, совместных общественных советов по вопросам двухсторонних отношений. Координацию этой работы можно было бы возложить на МИД.

Усилить информационное обеспечение развития стратегического сотрудничества. Принять двухсторонние соглашения в сфере обмена информацией, в которых предусмотреть возможность создания совместных информационных центров, механизмы обмена блоками программ и эфирным временем для их трансляции в странах-партнерах. Регулярно проводить теле- и радиомосты. Более полная информированность о жизни в странах — стратегических партнерах, о состоянии двухсторонних отношений будет содействовать широкой общественной поддержке стратегического партнерства.