UA / RU
Поддержать ZN.ua

Разделенные Ливией

После недели бомбардировок силы международной коалиции вывели из строя объекты ПВО Ливии.

Автор: Владимир Кравченко

После недели бомбардировок силы международной коалиции вывели из строя объекты ПВО Ливии. Установив над этой страной бесполетную зону, мировое сообщество пытается защитить население восставших городов от войск, верных Муамару Каддафи. Но авиаудары по Триполи, базам ВВС и ВМС, танкам и артиллерии не способны разрешить ливийский кризис и заставить противоборствующие стороны сесть за стол переговоров. Несмотря на объявленное ливийскими властями прекращение огня, между проправительственными подразделениями и повстанцами продолжаются ожесточенные бои в Мисурата и Зинтан на западе, в предместьях Адждабия - на востоке страны и в Яфран - к юго-западу от Триполи.

Сегодня в разделенной на две части Джамахирии патовая ситуация. У повстанцев, укрытых зонтиком ООН, недостаточно сил, чтобы свергнуть Муамара Каддафи и взять под контроль страну. Они слабо вооружены, раздроблены, у них нет единого руководства. Лишь в среду созданный повстанцами на востоке страны национальный совет назначил Махмуда Джибриля главой временного правительства и уполномочил его сформировать кабинет. До этого Джибриль был руководителем действующего в составе национального совета антикризисного комитета и курировал военные и международные вопросы.

Но и ливийский лидер, опирающийся на верные войска и пользующийся поддержкой значительной части населения, не может расправиться с повстанцами. Силы международной коалиции не дадут ему этого сделать. Ранее они уже остановили продвижение верных Каддафи солдат на территории, контролируемые противниками режима: авиаудары не дали лояльным режиму войскам взять Бенгази, столицу вооруженной оппозиции.

Очевидно, что пока Каддафи у власти, о мире в Ливии можно забыть - страна будет находиться в перманентном состоянии гражданской войны. Поэтому в европейских и арабских столицах полагают: Муамар Каддафи должен уйти, после чего ливийцы должны сами выбрать свою судьбу. Чтобы подтолкнуть полковника к отставке, мировое сообщество ввело санкции против него и его ближайших соратников. Но ливийский лидер не собирается уходить. И авиаудары, равно как и санкции, вряд ли вынудят Каддафи сделать этот шаг. Наоборот, он полон решимости идти до конца, призывая мусульманские страны «присоединиться к борьбе против крестоносцев».

Проблему могла бы решить иностранная военная интервенция. Но резолюция Совета Безопасности ООН №1973, позволяющая предпринять все возможные меры для защиты гражданских лиц, не предполагает смену режима и исключает сухопутную операцию. Да и Вашингтон с Лондоном напрочь отрицают, что целью военной операции является уничтожение Каддафи. Главное, по словам американских дипломатов, чтобы полковник и его приближенные отошли от власти. Впрочем, и сами ливийские оппозиционеры не хотят явного иностранного вмешательства в их борьбу с режимом, предпочитая, чтобы Запад помогал им оружием и оказывал авиаподдержку, уничтожая военную инфраструктуру режима, а также его тяжелую военную технику.

Да вот только члены антикаддафовской коалиции пока еще не установили, каковы должны быть цели бомбардировок. Одни полагают, что следует ограничиться только авиаударами по объектам ПВО, базам ВВС и ВМС. Другие считают, что необходимо также уничтожать и тяжелую технику режима. Третьи же и вовсе предлагают ограничиться только патрулированием ливийского неба.

Решению ливийской проблемы вовсе не способствует и другая проблема внутри названной коалиции: ее участники долго не могли определиться с тем, кто возьмет на себя руководство военной операцией. Вашингтон полагал, что это должно быть НАТО. С этим был согласен и Лондон, который считает важным заручиться поддержкой большего числа арабских государств. Хотя Катар и ОАЭ и участвуют в коалиции, отправив свои самолеты, но арабские страны против того, чтобы НАТО возглавляло операцию: после Афганистана и Ирака Североатлантический альянс имеет на Востоке не лучшую репутацию. Там уже воспринимают операцию «Рассвет Одиссея» как еще одну агрессию Запада против мусульманских стран. Все это ведет к росту антиамериканских, антизападных настроений на арабской улице.

На это и обращают внимание в Анкаре и Париже, выступая против руководства операцией НАТО. Впрочем, Париж принимает во внимание не только эти соображения, когда предлагает, чтобы руководство операцией взяла на себя какая-либо конкретная страна. Например, Франция. Позиция французских дипломатов вызвана внутриполитическими соображениями хозяина Елисейского дворца. Уровень доверия избирателей к Николя Саркози не превышает 30%. Активная политика Парижа в ливийском вопросе должна принести внутриполитические дивиденды Саркози.

Проблема, связанная с руководством операцией, оказалась настолько серьезной, что вновь заговорили о кризисе НАТО. (Равно как и о кризисе в Евросоюзе, поскольку Берлин и Париж, моторы европейского сообщества, заняли диаметрально противоположную позицию по Ливии.) Впрочем, Барак Обама, Николя Саркози и их британский коллега, премьер-министр Дэвид Кэмерон, похоже, все же пришли к согласию о ключевой роли Североатлантического альянса в контроле над ходом операции против ливийского лидера.

О деталях договоренности пока неизвестно. Глава французского МИД Ален Жюппе лишь заявил, что альянс не будет заниматься политическим управлением в рамках операции в Ливии. По его словам, НАТО намечается передать ответственность «за планирование и контроль за операциями», а Евросоюз берет на себя гуманитарные операции. А вот политическое руководство будет осуществлять созданный по инициативе Парижа комитет по управлению операцией в Ливии, в который, помимо НАТО, войдут страны, участвующие в акции, а также Лига арабских государств. По словам Жюппе, 29 марта в Лондоне должно состояться заседание этого «политсовета». Не исключено, что в эту схему будут внесены изменения: Анкара имеет свой взгляд на проблему командования. Пока руководство операцией «Рассвет Одиссея» осуществляют американские военные. Североатлантический же альянс принимает участие в военно-морской операции по обеспечению эмбарго против Ливии. По словам представителя НАТО, это первый шаг альянса с начала международной операции.

Все эти проблемы антикаддафовской коалиции говорят о том, что, кроме главной цели - принудить Каддафи уйти - у союзников нет стратегии кампании с четко обозначенными едиными целями и путями решения кризиса.