UA / RU
Поддержать ZN.ua

Раздел имущества

Российская дипломатия постоянно прессует Киев, пытаясь выжать из него ратификацию «Соглашения ме...

Автор: Владимир Кравченко

Российская дипломатия постоянно прессует Киев, пытаясь выжать из него ратификацию «Соглашения между Украиной и Россией об урегулировании вопросов правопреемственности относительно внешнего государственного долга и активов бывшего СССР», более известного как «нулевой вариант». Вот и нынешней весной россияне активно разрабатывали идею о том, чтобы в обмен на отмену НДС на российские нефтепродукты, экспортируемые в Украину, Верховная Рада ратифицировала пресловутый документ. К счастью, этот размен не произошел. Что, впрочем, не означает, что Киев на переговорах с Москвой не придерживается буквы соглашения о «нулевом варианте».

Среди представителей украинского дипломатического корпуса бытует мнение, что нет необходимости вновь поднимать вопрос об активах и пассивах бывшего Советского Союза, поскольку это уже дело прошлое, а нужно ратифицировать соглашение о «нулевом варианте». Дескать, решение это непопулярное, но необходимое. Аргументируя свою позицию, украинские дипломаты говорят о том, что отсутствие ратификации — серьезный раздражитель в двусторонних отношениях, как в свое время была проблема юридически неурегулированного пребывания Черноморского флота в Севастополе. Сегодня же надо решать более практичные вопросы. И как можно быстрее. В частности, о передаче Украине ряда объектов зарубежной собственности бывшего Союза. Прежде всего, в Японии и некоторых государствах Западной Европы, поскольку отсутствие собственных зданий посольств в этих странах и необходимость аренды помещений ложится серьезным бременем на украинский бюджет. К тому же, добавляют украинские дипломаты, и время играет не в пользу Украины. С 1992 года Москва не может перерегистрировать зарубежное недвижимое имущество бывшего СССР, чему препятствуют ноты, отправленные Киевом внешнеполитическим ведомствам ряда стран. Однако со временем Российская Федерация как добросовестный пользователь может получить право собственности на спорные объекты.

Трудно согласиться с подобной точкой зрения. На наш взгляд, соглашение о «нулевом варианте» остается одним из тех немногих механизмов влияния, который может использовать Киев в своем непростом диалоге с северным соседом. В свою очередь, не разделяют ее и некоторые украинские политики, до сих пор ожидающие от Москвы полной информации о размерах золотого запаса и Алмазного фонда СССР, имущественной и стоимостной описи активов Союза в Госбанке, Гохране, Внешэкономбанке СССР и загрансовбанках, полного погашения задолженности Внешэкономбанка СССР перед юридическими и физическими лицами Украины. То есть выполнения условий, записанных еще в 1997 году в постановлении украинского парламента «О порядке ратификации соглашения между Украиной и Российской Федерацией об урегулировании вопросов правопреемственности по внешнему государственному долгу и активах бывшего СССР».

По мнению народного депутата Сергея Терехина, украинские дипломаты на переговорах больше отстаивают свои ведомственные интересы, в то время как россияне — государственные: «Для российских дипломатов важно не то, кто кому что отдаст, а то, что к России не будет больше претензий по финансовым обязательствам Москвы перед Киевом. Украина же при «нулевом варианте» остается с проблемами, которые ей создала Москва. И мы самостоятельно будем выплачивать украинским гражданам обесцененные вклады в Сбербанке СССР бог знает сколько времени». Полагаю, читателям небезынтересно будет узнать, что правительство планирует в бюджете-2005 выделить на возвращение сбережений бывшим вкладчикам советского Сбербанка 13 млрд. гривен…

Тем не менее именно идея «нулевого варианта» лежит в основе позиции украинской делегации на переговорах по разделу недвижимой собственности бывшего Советского Союза за рубежом. Показательно: если в девяностые годы украинские дипломаты говорили с россиянами о передаче части этого имущества в собственность Украине, то сегодня речь идет о пользовании, то бишь — долгосрочной аренде. На последнем раунде переговоров, который состоялся в последней декаде сентября, предметом разговора были сами объекты собственности. По сообщению пресс-службы украинского МИДа, в сентябре делегации согласовали ряд объектов недвижимости СССР за границей, которые передадут нашей стране.

Напомним, что год назад украинцы и россияне договорились, что российская сторона предоставит Киеву информацию о том, какую собственность может Россия передать Украине. Спустя девять месяцев в Киеве получили долгожданный список. По нашей информации, по некоторым зданиям и странам украинские и российские дипломаты договорились еще на прошлых раундах. Часть же объектов, предложенных россиянами, не устраивали Киев. Прежде всего, потому, что предлагаемые здания находятся в аварийном состоянии, и потребуются значительные капиталовложения для их введения в эксплуатацию. Что, с учетом того, что здания предлагаются в аренду (сроком на 25 либо на 49 лет), и вовсе не выгодно. Так что сегодня Киев ожидает дополнительные предложения от россиян.

Что же касается механизма передачи имущества, то Киев считает преждевременным обсуждать этот вопрос на нынешнем этапе переговоров: перерегистрация зарубежной собственности бывшего Советского Союза должна произойти только тогда, когда будет найден компромиссный вариант по всем странам и объектам. Дело в том, что в Киеве опасаются: если начнется перерегистрация в одной стране, то будет создан прецедент, который, в свою очередь, поставит крест на переговорном процессе. Исходя из этих соображений, украинские дипломаты отбросили предложение россиян составлять договора о передаче объектов по некоторым странам.

Опасения Киева небезосновательны: россияне активно работают с правительствами тех государств, где находится собственность бывшего СССР, добиваясь ее перерегистрации. В некоторых странах Украина даже вынуждена была обратиться в суд.

Несмотря на то что официальные представители Киева и Москвы декларируют желание побыстрее закончить с разделом загрансобственности бывшего Советского Союза, складывается впечатление, что в переговорах сейчас наступила некая пауза. И в этом контексте примечательно, что российскую делегацию на переговорах в сентябре возглавлял генеральный директор российского МИДа Доку Завгаев, бывший партийный функционер, экс-глава Чеченской Республики, имеющий отношение к дипломатии только с недавних пор и слабо разбирающийся в тонкостях переговорного процесса по зарубежному имуществу. Очевидно, в Москве понимают, что переговоры по разделу загрансобственности экс-СССР вступят в активную фазу после президентских выборов в Украине. В Киеве об этом говорят со всей определенностью. Вполне возможно, что после 31 октября поменяется и концепция украинской позиции касательно зарубежной собственности бывшего СССР в частности и соглашения по «нулевому варианту» в целом.