UA / RU
Поддержать ZN.ua

РАЗДЕЛ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА ДОЛЖЕН СОСТОЯТЬСЯ В НОВОМ ГОДУ

Последний месяц уходящего года ознаменован очередной встречей государственных делегаций Украин...

Автор: Анатолий Мураховский

Последний месяц уходящего года ознаменован очередной встречей государственных делегаций Украины и Российской Федерации, которая была призвана стать завершающей фазой подготовки общеполитического межгосударственного соглашения о дружбе и сотрудничестве. Естественно, переговоры, которые возглавляли с украинской стороны первый вице-премьер-министр Евгений Марчук и со стороны России посол по особым поручениям МИД Юрий Дубинин, не обошлись без дискуссий по проблеме раздела Черноморского флота.

К сожалению, за два с половиной года существования этой проблемы стороны так и не подошли к практическому ее решению. В то же время теоретические наработки, как мне представляется, не упростили, а усложнили ситуацию.

Последние украино-российские переговоры также не отцентрировали взаимопонимание, но зато более четко проявили разночтения, что тоже немаловажно для начала встречного движения.

На высшем уровне вопрос дальнейшей судьбы Черноморского флота бывшего Советского Союза обсуждался четырежды. Начало было положено 23 июня 1992 года в Дагомысе. Затем - встречи президентов в Ялте, Массандре и, наконец, в Москве. Однако только один раз переговоры глав государств увенчались конкретным соглашением, определяющим один из рубежей на пути к окончательному разрешению проблемы ЧФ. Им стал Ялтинский документ, определивший статус Военно-морского флота бывшего СССР на Черном море на переходный период до конца 1995 года.

Протоколы, которые подписали украинский и российский президенты во время остальных встреч, являют собой лишь констатацию намерений по разделу ЧФ. Этот юридический нюанс и на сей раз не был принят во внимание российской госделегацией.

Поводом для принципиальных дискуссий во время последних переговоров вновь стала обтекаемость некоторых принятых ранее формулировок. Наученная горьким опытом украинская делегация настаивала на необходимости определиться с четким толкованием всех терминов, дабы избежать в последующем возможных новых споров. Эта идея сразу же не пришлась по душе делегации РФ, ведь конкретные термины при таком подходе должны получить конкретное смысловое содержание.

По традиции дискуссия разгорелась и вокруг термина «аренда». Делегация России всячески избегала его и в этот раз. Украинская же делегация стояла на том, что использование именно этого слова есть принципиальным моментом переговорного процесса в целом.

Определились различия в видении организации базирования в Крыму ВМС Украины и ВМФ Российской Федерации. Делегация из Москвы безапелляционно предложила хозяевам ужаться в Донузлаве и Балаклаве или где-нибудь еще, за пределами полуострова. По оценкам специалистов, возможности базирования флота лишь в одном Севастополе в два раза превышают потребности России во временном размещении причитающейся ей части ЧФ. Но Россия вдобавок к этому серьезно позарилась и на береговую флотскую инфраструктуру.

И еще об одном, о чем не удалось договориться на сей раз. Среди подразделений Черноморского флота в Крыму - 126-я дивизия береговой обороны и 810-я бригада морской пехоты. Пришло время окончательно определиться с этими частями. Они не могут находиться в Украине под российским флагом, задача обороны сухопутной территории - это забота исключительно Украины.

Итак, разногласий в подходе к принципам раздела ЧФ во время украино-российских переговоров не убавилось. Но, на мой взгляд, все же можно говорить о результативности состоявшейся встречи. Она вряд ли была последней накануне встречи президентов Украины и Российской Федерации, где ожидается подписание общеполитического межгосударственного соглашения. Думается, в январе делегации встретятся вновь, а каждая новая встреча - это эволюция взглядов, лишнее напоминание о том, что топтание на месте не может продолжаться бесконечно, что срок переходного периода истекает.

Р.S. От редакции. Необходимость идти на компромисс в вопросе раздела ЧФ - очевидна. Другое дело - желание совершать такие шаги. Ни для кого не секрет, что новый «Господин «Нет» - Юрий Дубинин, бессменный глава российской делегации на переговорах с Украиной, строит свою работу на нахождении и выпячивании разногласий, а не на развитии найденных общих решений. Попытка заменить до патологии несговорчивого Юрия Владимировича вице-премьером Сосковцом не увенчалась успехом, несмотря на обещание, данное Борисом Ельциным. Мало того. На этой неделе Юрий Дубинин назначен на пост замминистра иностранных дел России. Таким образом, несложно сделать вывод: тактика и стратегия Ю.Дубинина полностью поддерживается руководством России - страны, называющей себя нашим стратегическим партнером и союзником. Очевидно, для подобных ситуаций украинцы и сложили поговорку: «Якщо такі друзі, то нащо ті вороги?»