UA / RU
Поддержать ZN.ua

Рассорит ли евроинтеграция Украину и Западные Балканы?

Об искусственных препятствиях на пути Украины к кандидатству в члены ЕС

Автор: Владимир Цыбульник

Даже несмотря на безграничное мужество и героизм украинского народа, который защищает от рашизма не только Украину, но и Европу, кое-кто в этой самой Европе не решается признать европейскую перспективу нашей страны и согласиться предоставить ей статус кандидата в члены ЕС. Более того, придумывает какие-то странные аргументы, чтобы объяснить, почему ЕС не сможет этого сделать, по крайней мере на июньском саммите. В частности из Берлина, Вены, Парижа, Гааги нам рассказывают о «балканской очереди». Дескать, страны Западных Балкан — ЗБ-6 (Албания, Босния и Герцеговина (БиГ), Косово, Северная Македония, Сербия, Черногория) уже давно ждут, и будет «несправедливо» и «ошибочно», если Киев их опередит. Дальше всех пошел французский госсекретарь по европейским делам Клеман Бон, который считает, что Украине нужно 10–15 лет для достижения членства, поэтому и нецелесообразно рассматривать «украинский вопрос» на июньском саммите Евросоюза.

Почему отдельные члены Евросоюза пытаются затормозить этот вопрос и противопоставить Украину всему региону? Возможно, кто-то из глав стран — членов ЕС выполняет «заказ» российского лидера. Кто-то, наверное, усматривает опасность в расширении ЕС еще на 40 миллионов человек и более 600 тыс. кв. км. Но ЕС не видел опасности, когда в течение «пятой волны» расширения в 2004–2013 годах принял 13 стран с 108 миллионами населения. Так неужели кого-то пугают всего 40 миллионов украинцев? Украинцы, ориентированные на создание своими руками лучшей жизни, с хорошим образованием и умением работать, могут стать еще одним, новым «двигателем» для ЕС. Не угрозой. И точно не причиной неполучения в июне статуса страны-кандидата.

Читайте также: Кипр и Греция не поддерживают ускоренный процесс вступления Украины в ЕС — Euractiv

Бег на месте

Действительно будет ли несправедливо в отношении стран ЗБ-6 предоставить Киеву статус страны-кандидата? Посмотрим на нынешние успехи государств этого региона в евроинтеграции. Заодно напомним, что ЕС как минимум трижды подтверждал европейскую перспективу ЗБ-6 и ни разу не пообещал ее Украине. Согласитесь, это точно несправедливо.

В феврале 2018 года ЕС одобрил Стратегию расширения и разбил шесть стран на три группы, в зависимости от степени выполнения домашних заданий в контексте евроинтеграции и успехов в выполнении acquis communautaire, то есть адаптации внутреннего законодательства к праву ЕС по 35 главам.

По мнению стратегов из ЕК, пары выглядят так: Албания и Северная Македония (С.Македония); Сербия и Черногория; Босния и Герцеговина (БиГ) и Косово.

Албания и Северная Македония. Первая из них получила статус страны-кандидата в 2014-м и за шесть лет выполнила все подготовительные условия. В марте 2020-го Еврокомиссия рекомендовала начать вступительные переговоры, которые уже неоднократно откладывались. 21 мая глава европейского совета Шарль Мишель снова подтвердил готовность Албании к началу вступительных переговоров с ЕС. Но когда они начнутся, пока не может сказать никто.

Северная Македония стала кандидатом в 2005 году, и через 15 лет ЕК решила, что и она готова вступить в переговоры о вступлении вместе с Албанией. Но тут проснулась Болгария, которая заблокировала начало переговоров, выдвинув ряд историко-лингвистических требований к Скопье. Уже второй год две соседние страны пытаются достичь компромисса, но воз и ныне там.

Таким образом Болгария заблокировала начало переговоров сразу для двух стран — Албании и С.Македонии, а следовательно, и поучения ими членства. В Брюсселе разводят руками: ничего не можем сделать, страны должны договариваться. Как следствие — усиление в странах ЗБ-6 евроскептицизма, граничащего с разочарованием.

Сербия и Черногория. Еще в 2018 году им прогнозировали, что в 2025 году они станут членами ЕС.

Сербия имеет статус страны-кандидата с 2012 года, переговоры идут по 18 главам aquis communautaire, и лишь по двум главам они завершены. Так себе результат, не очень оптимистичный. Это подтвердил критический отчет Еврокомиссии за 2021 год о выполнении Сербией своих заданий. В нем отмечен откат по вопросам обеспечения верховенства права и прав человека, свободы медиа и других.

Но более всего Брюссель раздражает попытка президента Александара Вучича усидеть на двух стульях — и деньги из фондов ЕС получать, и с Путиным дружбу водить. Именно поэтому ряд депутатов Европарламента в марте нынешнего года предложили заморозить переговоры с Сербией, если она не сменит пророссийскую позицию и не поддержит санкции ЕС против России. Руководители ЕК неоднократно отмечали, что Вучич и дальше может воплощать в жизнь путинскую модель, но должен определиться с направлением развития страны и перестать притворяться, что он двигается к членству в ЕС.

Сохраняется и проблема с признанием независимости Косово, без чего сложно представить приближение Белграда к Евросоюзу. То есть стать членом ЕС в 2025 году Сербии пока что проблематично.

Черногория с 2010 года имеет кандидатский статус и открыла переговоры по всем 33 главам (по двум главам они не были нужны). Но эффективность, как и у Сербии, не очень высока, — закрыты лишь две главы.

Доклад ЕК за 2021 год отмечает, что после динамичного движения в предыдущие годы страна топталась на месте. Снова указывается на отсутствие результатов в борьбе с коррупцией, организованным криминалом, «отмыванием» денег, на недостаток сотрудничества между государственными учреждениями и гражданским сектором и т.п.

Правительство Кривокапича практически остановило евроинтеграцию страны и оставило своим преемникам кучу проблем, чему были рады на России. Новое правительство, избранное в апреле, получило проблемы, которые ставят под сомнение обретение членства в ЕС в 2025 году.

БиГ и Косово. Не будет большой ошибкой оценить их в евроинтеграционном забеге как аутсайдеров.

БиГ в 2016 году подала заявку на вступление в ЕС и сразу получила опросник, ответы на который подготовила в 2018 году, но они не удовлетворили ЕК, и до сих пор ни одна из глав aquis communautaire не закрыта. Ежегодные выводы ЕК не оставляют сомнений — страна не готова ни к статусу страны-кандидата, ни к вступительным переговорам. О какой евроинтеграции БиГ можно говорить, если после последних выборов правительство практически не работает, а страна находится на грани раскола?

С Косово тоже все просто: несмотря на подписанное в октябре 2015 года Соглашение между ЕС и Косово о стабилизации и нормализации, реальных шагов на этом пути Приштина не сделала. Причин много, но принципиально важных, блокирующих евроинтеграцию страны, две — непризнание независимости Косово пятью странами ЕС и неурегулированность отношений с Сербией.

При этом именно в Косово сохраняется высшая поддержка курса на интеграцию в Евросоюз и НАТО. Приштина присоединяется практически ко всем антироссийским санкциям. И предоставляет немалую помощь Украине в защите от российской агрессии, например в подготовке специалистов по разминированию, передает гуманитарные грузы и принимает беженцев из Украины.

Как видим, евроинтеграция ЗБ-6 не очень динамична и напоминает бег на месте в ожидании, когда эти страны позовут в ЕС. Так почему же несправедливо предоставить Украине статус страны — кандидата на вступление в ЕС (который уже имеют четыре страны ЗБ-6) в июне и начать вступительные переговоры? И каким образом вообще причастны страны ЗБ-6 к украинской евроинтеграции? Такая привязка Украины к ЗБ-6 некорректна и опасна. Это может посеять недоверие между странами (на радость кремлевскому диктатору) и остановить процесс евроинтеграции для всех. Украина никому не перебегает дорогу. Что признал верховный представитель ЕС по вопросам иностранных дел и политики безопасности Жозеп Боррель, заметив, что это два разных процесса.

Не конкуренты, а компаньоны

Так что же нужно сделать официальному Киеву, чтобы получить статус страны-кандидата, в сжатые сроки начать вступительные переговоры и не рассориться не только со странами ЗБ-6, но и с мощными европейскими игроками? Это могли бы быть такие шаги.

Первый — серьезно заняться формированием групп лоббистов Украины, куда привлечь не только политиков, но и журналистов, представителей научных, деловых и творческих кругов, украинской громады, а также обеспечить соответствующее финансирование. По экспертным оценкам, Украина тратит на лоббизм в ЕС лишь около 2 млн долл. ежегодно. Это меньше, чем аналогичные затраты Сербии, Палестины, Боливии. Следует понимать, что лоббизм сегодня — очень дорогая робота.

Второй — обеспечить дипломатическое присутствие в Косово (отдел посольства, консульство, торговую миссию) как первый шаг по признанию его независимости. А в контексте получения статуса страны-кандидата и вообще евроинтеграции это может способствовать усилению позиции Киева.

Третий — усилить дипломатическое присутствие в странах ЗБ-6 и понять перспективность политического, экономического и военно-технического присутствия в регионе, а также его важность для системы безопасности Европы.

Четвертый — надо быть готовыми, что нашу заявку на июньском саммите ЕС лишь примут к сведению. Принять это спокойно, без резких заявлений и не опуская рук продолжить дипломатическое наступление по всем фронтам. Но запомнить всех, кто не поддержал Украину. На потом.

Больше статей Владимира Цыбульника читайте по ссылке.