Беспечно взирать на приготовления КНДР к запуску своих ракет и наивно верить, что коммунистический режим Северной Кореи строит ракеты для личного удовольствия и совсем не намерен их использовать, — манера поведения, непростительная для политиков. Пхеньян давно вынашивал планы своей очередной ракетной демонстрации: корейцы поставили ракету на стартовую площадку еще в мае. И в ночь с 4 на 5 июля устроил ее без предупреждения, ничего не сказав ни своим союзникам, ни врагам. (Примечательно, что запуск произошел в тот день, когда главный враг – Соединенные Штаты отмечали свой национальный праздник.) Но необычность акции заключается в большом количестве запущенных ракет. Некоторые из них находились в воздухе несколько минут, другие – несколько секунд, после чего падали в Японское море.
Очевидно, что цель такого фейерверка — запутать недремлющие Соединенные Штаты и их союзников в Азии — Южную Корею и Японию. Они не смогли вовремя отреагировать на запуск и вычислить траекторию полета самой дальнобойной ракеты своего противника — «Тэпходон-2», радиус действия которой превышает 10 тыс. км. Уже позже американские военные рассчитали, что, судя по траектории полета «Тэпходон-2», ракетой метили по Гавайям — островному штату США, где расположены американские военные базы и штаб командования войск США в Тихоокеанском регионе. Это еще одна корейская хитрость, ибо в Вашингтоне ожидали «удара» в сторону самой близлежащей к Корее американской территории — Аляске.
Но более всего от корейских ракет пострадала Россия. Как минимум несколько из них упали близ российской морской границы, недалеко от города Находка, после чего российским военным напомнили историю о немце Матиасе Русте, посадившем свой самолет на Красной площади. Российские силы ПВО не прореагировали на ракеты, приближающиеся к границам страны, говорят эксперты. Однако замминистра обороны РФ Юрий Балуевский в отчете перед Госдумой настаивал, что это не так, ракеты упали в нейтральных водах и для России угрозы не представляли. Об этом же заявил и Владимир Путин. Более того: именно российские специалисты и разведчики выяснили, что ракет на самом деле было не семь, а одиннадцать. Не исключено, что таким образом были испытаны практически все типы носителей, находящиеся на вооружении КНДР. (В воздух взлетели также ранее испытанные тактические ракеты малой дальности «Скад» и средней дальности «Нодон» — до 1300 км.)
В российских массмедиа бытует мнение: поскольку ракета «Тэпходон-2» не долетела до цели, значит, произошел сбой, и ракетные технологии коммунистической Кореи еще не достигли совершенства. Но это, похоже, не соответствует действительности. Дело в том, что КНДР давно и успешно занимается торговлей ракетами по всему миру и нареканий со стороны покупателей (а это Пакистан, Иран и даже Объединенные Арабские Эмираты) не было. Да и сам этот запуск был чем-то вроде коммерческой презентации нового продукта.
Массированный запуск ракет не может не отразиться на безопасности соседних с КНДР Южной Кореи и Японии. Японцы, кстати, сами подсчитали, что все ракеты упали в одном районе моря. И, вполне возможно, полагают в Токио, именно этого и добивался Пхеньян: стрельба велась на точность, а не на дальность поражения. Проверить это предположения, равно как и версию о том, что КНДР пыталась запустить в космос спутник, пока не представляется возможным. Единственное, чего уж точно добился Ким Чен Ир (а он, судя по всему, лично наблюдал за пусками ракет), так это демонстрации мощи своей страны.
Дамоклов меч с мотором
О новой ракете известно крайне мало. Но многие ученые сходятся во мнении, что новейшие северокорейские разработки создавались на базе полученных из Советского Союза и Российской Федерации технологий. Впрочем, северокорейские массмедиа особо выделяют тот факт, что ракеты страна ныне производит самостоятельно, имея в своем распоряжении все необходимые комплектующие.
По данным южнокорейских и китайских СМИ, «Тэпходон-2», возможно, представляет собой трехступенчатую ракету. Есть данные, что первые две ступени закачиваются жидким топливом, боевая часть снабжена твердотопливным двигателем. Данные о грузоподъемности ракет также различаются, однако говорят, что ракета может нести заряд в одну— полторы тонны. Причем северокорейцы ведут работы по модификации боеголовки в разделяющуюся, с тремя зарядами индивидуального наведения. Впрочем, стоит отметить, что нынешние испытания не показали всех этих характеристик. Вероятнее всего, какие-то части проекта все еще находятся на стадии доработки.
Сам Пхеньян ничего не прояснил в отношении испытаний. Было лишь заявлено, что Северная Корея имеет полное право проводить подобные тесты ввиду угрозы со стороны Соединенных Штатов и Японии. В комментарии из Пхеньяна через день после испытаний говорится, что КНДР не считает себя обязанной соблюдать какие-либо режимы контроля за распространением ракетных технологий. Подчеркивается, «необычайное великодушие» северных корейцев, которые несколько лет добровольно соблюдали мораторий на ядерные испытания и не мешали Штатам вести войну в Ираке.
В то же время Пхеньян обвиняет Вашингтон и Токио в том, что именно США и Япония не выполнили перед Северной Кореей своих обязательств. Токио не пересмотрел своего отношения к фактам насилия над корейцами во время Второй мировой войны. А Соединенные Штаты, в свою очередь, занимаются шантажом и давлением на КНДР. Одним из последних решений Белого дома, например, было замораживание средств северокорейского правительства в иностранных банках на сумму 25 млн. долларов и введение санкций против северокорейских компаний. Только при отмене этих решений Пхеньян, утверждают его представители, готов снова вернуться к идее прямого диалога с Вашингтоном и возобновить свое участие в шестисторонних переговорах по проблемам ядерного разоружения.
Напомним, что в последний раз такая встреча проходила в Пекине в сентябре 2005 года. Тогда КНДР в принципе согласилась отказаться от своей ядерной программы в обмен на продовольствие и гарантии безопасности. Однако эти договоренности остались на бумаге. Ныне Пхеньян считает нелогичным требование США и Японии уведомлять их о пусках своих ракет: ведь обе страны вступили в сговор с целью перехватывать все что вылетит с территории Северной Кореи в сторону Америки. Более того, отмечает Пхеньян, не было ни одного случая, когда бы Соединенные Штаты уведомляли КНДР о своих планах проведения ракетных испытаний.
По сообщению ряда азиатских СМИ, на минувшей неделе на северокорейских стартовых площадках снова замечена необычная активность. По мнению экспертов, это может свидетельствовать о подготовке очередных испытаний и пусков. Но никто не знает, когда корейцы готовы нажать на красную кнопку. Дальнейшее развитие событий только подтверждает, что у Пхеньяна очень мало партнеров, с которыми можно было бы посоветоваться в сложную минуту и при этом быть услышанными.
Дипломатический цейтнот
Белый дом отреагировал на сами испытания и возможность новых пусков ракет весьма сдержанно. Президент Джордж Буш-младший не грозил односторонними санкциями и ударами, но призвал страны мира совместно выступить с осуждением действий корейских коммунистов. В Вашингтоне надеялись, что такие дипломатические меры поддержат, прежде всего, партнеры по шестисторонним переговорам — Россия, Япония, Южная Корея и Китай. Однако усилия по сколачиванию международной коалиции против КНДР уже на следующий день свели на нет воинственные заявления Токио.
Японские чиновники зашли так далеко, что начали говорить о возможности ввести санкции против КНДР и даже пригрозили военной акцией, которая бы позволила надолго затормозить процесс развития и совершенствования Пхеньяном ракетных технологий. Заметим, что японская армия со времен Второй мировой войны развивалась исключительно для нужд обороны островов, и эксперты отмечают, что у Японии нет ни соответствующей техники, ни опытных пилотов для выполнения такой сложной миссии. Однако теперь политики в Токио, в частности министр иностранных дел Японии Синдзо Абе, заявляют о возможности использовать армию для нанесения превентивных ударов по КНДР.
Такие заявления противоречат японской Конституции, но в Токио ссылаются на седьмую статью Устава ООН, которая предусматривает введение санкций, вплоть до использования силы, в случае возникновения угрозы международному миру и безопасности. Уже в минувший понедельник Япония представила свой проект резолюции Совету Безопасности ООН. В нем речь шла о санкциях против Пхеньяна, за которыми могут последовать и силовые меры. Кроме того, всем странам предписывалось отказаться от сотрудничества с КНДР в сфере развития ракетных технологий.
Резолюцию японцев среди членов СБ ООН поддержали Соединенные Штаты, Великобритания и Франция. Однако Россия и Китай принципиально отказались даже обсуждать предложенные японцами меры. Представитель КНР при ООН Ван Гуаня заявил, что получил из Пекина указание воспользоваться правом вето, если резолюция в таком виде будет поставлена на голосование в Совбезе. Впрочем, самой удивительной была реакция Сеула: тот не только начал собственные переговоры с Пхеньяном, но и перешел в лагерь самых ярых противников японских инициатив.
Южная Корея заявила, что неприемлема сама японская риторика о превентивных ударах и одностороннем использовании силы на Корейском полуострове. Она приведет лишь с дестабилизации ситуации в регионе и усугубит кризис. Сеул сам сделал шаг навстречу Пхеньяну, пригласив на переговоры в Пусан ответственного советника кабинета министров КНДР Квон Хо Уна. Кстати этот чиновник с профилем любимого вождя на груди первым делом попросил у корейцев с юга гуманитарную помощь в размере 500 тонн риса. В ответ министр по делам национального объединения Южной Кореи Ли Чжон Сок передал гостю настоятельное требование Сеула и всего международного сообщества не возобновлять испытания ракетных систем и вернуться за стол шестисторонних переговоров. Однако никаких договоренностей в Пусане достигнуто не было.
В сложившихся условиях Соединенные Штаты и Япония согласились отложить голосование в ООН по корейскому вопросу на время, пока Сеул и Пекин самостоятельно предпринимают действия по увещеванию Северной Кореи. При этом так совпало, что как раз на минувшей неделе исполнилось 45 лет Договору о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи между Китаем и КНДР, согласно которому Пекин обязан оказывать всяческую помощь соседу, в том числе и военную, если Северная Корея подвергнется нападению. Вице-премьер КНР Хуэй Лянью прибыл по этому случаю в Пхеньян, чтобы донести до северокорейского руководства позицию мирового сообщества. По последним данным, эта миссия не была во всем успешной. Китайский МИД ограничился по их завершению кратким и дипломатичным комментарием о том, что одним визитом не решить всего комплекса проблем Корейского полуострова.
Тем не менее, Япония отступать не собирается и полагает, что северокорейская ракетная тема должна занять ключевое место на саммите «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге. Премьер Дзюнитиро Коидзуми считает, что лидерам мировых держав будет проще договориться между собой и, возможно, это помогло бы поиску компромиссов в Совбезе: если даже китайцам, давним друзьям северокорейцев, не удается уговорить Пхеньян отказаться от планов развития ракетных технологий, то меры однозначно должны быть предприняты жесткие. Позиция Вашингтона примерно такая же. Американский дипломат Кристофер Хилл, который по просьбе госсекретаря Кондолизы Райс следит за переговорами между Пхеньяном и Пекином, выразил сомнение, что Китай сможет повлиять на КНДР.
По мнению экспертов, провал миротворческих усилий Пекина и Сеула выгоден Вашингтону и Токио. Это позволит Соединенным Штатам и Японии проталкивать и на саммите «большой восьмерки», и в ООН свой жесткий курс по отношению к Пхеньяну. Шансов на успех пока у них немного, ведь российский президент Владимир Путин уже завил, что выступает за предоставление Северной Корее права развивать свои ракетные технологии. Кроме того, дипломаты Китая и России в Нью-Йорке, воспользовавшись передышкой последних дней, выступили с совместным проектом ооновской резолюции, где нет упоминания о статье 7 устава ООН, и содержатся не требования, а рекомендации к правительству КНДР приостановить ракетные испытания. Проект резолюции призывает также (но не требует), чтобы все страны—участницы ООН приняли меры по предотвращению поставок оборудования, материалов и технологий, которые будут способствовать осуществлению северокорейской ядерной программы.
Пока не ясно, какая из двух резолюций получит поддержку. Как и в случае с Ираном на переговоры и консультации могут уйти недели. И вполне вероятно, что Совет Безопасности ООН может снова оказаться в тупике, пытаясь найти ответ на вопрос «Как поступить с Северной Кореей?».