UA / RU
Поддержать ZN.ua

Путинские потоки: «перпетуум мобиле» государственного терроризма

Как Гиркин и Малофеев содействовали «Северному потоку-2».

Автор: Михаил Гончар

В США в скором времени появится новая администрация. Вопрос отношений с Россией и Европой будет находиться в поле ее особого внимания. И проблематика «Северного потока-2» будет не на периферии этого внимания. Потому что это не просто газопровод из России в Европу.

Являются ли Германия, Австрия, Франция странами-спонсорами терроризма? Конечно, нет, — скажете вы и будете правы, потому что к этим странам приковано внимание разных террористических организаций, а их правительства десятилетиями ведут борьбу с терроризмом. Поддерживают ли Берлин, Вена и Париж политику государственного терроризма других стран? Ваш ответ вновь будет негативным. Но в этом случае не будьте слишком категоричны. Конечно, о прямой поддержке террористической деятельности со стороны респектабельных стран Европы речь не идет. Но есть неосознанное косвенное содействие, питающее террористическую деятельность одного из самых одиозных режимов ХХІ века. Кажется, это поняли в США, некоторые — в Европе: Польша, страны Балтии. Западная Европа все еще пребывает в иллюзии, хотя события 2014 года должны были бы изменить восприятие ею путинского режима и его инициатив.

Синхронизация спецопераций

В марте 2014 года вооруженная диверсионная группа полковника ФСБ РФ Игоря Гиркина готовилась к операциям на Востоке Украине и уже в апреле была переброшена в Донбасс. 12 апреля она захватила здание Национальной полиции и Службы безопасности Украины в Славянске. В дальнейшем при взаимодействии с другими диверсионными группами и незаконными вооруженными формированиями, созданными агентурой ФСБ и ГРУ, ею был установлен контроль над частью Донбасса.

Не знаю, воспользовалась ли Россия «рецептом» эффективной террористической деятельности Евгения Месснера, белогвардейского офицера-эмигранта, который в книге «Мятеж — имя Третьей Всемирной» (изданной в Буэнос-Айресе в 1960 году) пророчески написал: «Воюющая сторона будет находиться на территории другой стороны, создавая и поддерживая партизанское движение, будет идейно и материально, пропагандой и финансами поддерживать там оппозиционные партии, будет всеми способами подпитывать там непокорность, вредительство, диверсию и террор, создавая там мятеж». Но очевидно, что именно по такой технологии — диверсионно-террористической — действовала она в Украине в 2014 году.

В интервью российским СМИ после выхода из Донбасса Гиркин подчеркивал, что именно действиями его групп удалось развернуть вооруженное противостояние в Украине. Этим он дал пас российской пропаганде для интерпретации событий как «гражданской войны в Украине», которая приводит к «саморазрушению Украины», «транзитным рискам» и т.п.

В свою очередь, опираясь на указанные пропагандистские тезисы, в течение апреля—июля 2014 года Россия резко интенсифицировала свою энергетическую дипломатию с целью ускорить реализацию проекта газопровода «Южный поток» в Черном море и инициировать «Северный поток-2» на Балтике под тем предлогом, что Украина как транзитная страна для экспорта российского газа в Европу ненадежна, ведь в Украине война.

Подтверждение этого — всплеск газо-дипломатической активности: ряд встреч руководства «Газпрома» с руководством Европейской комиссии, федерального правительства Германии, руководителями ведущих европейских газовых компаний, а особенно специальные обращения Владимира Путина к европейским лидерам 10 апреля и 15 мая 2014 года, телефонные разговоры с Ангелой Меркель 4 мая и втроем — с Франсуа Олландом и А.Меркель 19 июня, а также медиамероприятия руководства «Газпрома».

Вот перечень основных контактов высокого уровня того времени языком официальных сообщений российской стороны (бросается в глаза плотность контактов):

— 2 апреля в Брюсселе состоялись рабочие встречи главы правления ОАО «Газпром» Алексея Миллера с европейским комиссаром по энергетике Гюнтером Эттингером и министром иностранных дел Германии Франком-Вальтером Штайнмайером;

— 10 апреля Путин обратился к лидерам ряда иностранных государств, куда российский газ поставляется транзитом через Украину;

— 15 апреля в Страсбурге состоялась рабочая встреча главы правления ОАО «Газпром» Миллера и комиссара Европейской комиссии по энергетике Эттингера;

— 22 апреля «Газпром» и Австрия отметили актуальность создания альтернативных маршрутов поставок российского газа в Европу;

— 4 мая состоялся телефонный разговор В.Путина и А.Меркель, продолжилось обсуждение кризисной ситуации в Украине... Лидеры РФ и ФРГ также обменялись мнениями по вопросам обеспечения поставок и транзита российского газа с учетом итогов многосторонних (Россия—ЕС—Украина) консультаций  на эту тему, прошедших на днях в Варшаве;

— 15 мая В.Путин обратился к лидерам европейских государств по поводу поставок и транзита российского газа через территорию Украины;

— 19 июня состоялся телефонный разговор с А.Меркель и Ф.Олландом. Продлен обмен мнениями о развитии кризисной ситуации в Украине. Обсуждались также возможные последствия срыва Киевом переговоров по урегулированию проблемы задолженности за поставки российского газа для экономики и энергобезопасности Европы.

Заместитель председателя правления «Газпрома», генеральный директор «Газпромэкспорта» Александр Медведев, играющий роль корпоративного «министра иностранных дел», в апреле-мае сделал два показательных заявления.

Первое прозвучало в интервью немецкой Handelsblatt 7 апреля 2014 года: «Во избежание рисков, связанных с ненадежными транзитными странами, «Газпром» совместно с европейскими партнерами построил газопровод «Северный поток» по дну Балтийского моря и планирует проложить «Южный поток» через Черное море».

Второе заявление — о расширении «Северного потока» — прозвучало на его встрече 22 мая с президентом нидерландской газовой компании Gasunie Ханом Феннема и отражено в официальном пресс-релизе: «Участники встречи также обсудили вопрос развития европейской газовой инфраструктуры в контексте повышения эффективности поставок российского газа европейским потребителям. В частности речь шла об успешной реализации и возможностях расширения проекта «Северный поток».

3 июня на пресс-конференции руководства «Газпрома» были распространены информационные материалы, в частности справка «Экспорт и повышение надежности поставок газа в Европу», в которой говорилось: «С целью увеличения прямых поставок российского газа потребителям европейских стран прорабатывается возможность строительства газопровода «Ямал—Европа-2» и расширение проекта «Северный поток».

Nord Stream 2 / Paul Langrock

Руководитель «Газпрома» А.Миллер 16 июня на общей пресс-конференции с министром энергетики РФ акцентировал внимание на Украине: «... Разрушены механизмы государственного и хозяйственного управления. В целом Украина занимается саморазрушением... Что касается украинских транзитных рисков. О них российская сторона говорила давно. И именно украинские транзитные риски — причина строительства такого газопровода как «Северный поток», строительства такого газопровода как «Южный поток». И если говорить об украинских транзитных рисках в текущий период времени, они есть, и они немалые».

Показательно, что уже на следующий день, 17 июня, на магистральном газопроводе «Уренгой—Помары—Ужгород» в Полтавской области была совершенна диверсия — подрыв газопровода. Похожая диверсия уже имела место 12 мая на этом же газопроводе на Ивано-Франковщине. Взрыв совпал по времени с прекращением поставки газа для потребностей Украины и выходом российской стороны из переговорного процесса с участием Европейской комиссии по вопросам безопасности поставок природного газа в Украину и ЕС.

В специальном пресс-релизе «Газпрома» от 11 июля 2014 года отмечалось: «Совет директоров ОАО «Газпром» одобрил политику компании по диверсификации экспортных маршрутов и дополнительных мер для повышения надежности поставок газа на европейские рынки. С целью повышения надежности поставок компания реализует проекты строительства новых экспортных газопроводов, нивелирующих транзитные риски... По дну Балтийского море проложены две нити газопровода «Северный поток», есть возможность расширить этот коридор, построив дополнительно одну или две нити. Полным ходом, согласно графику, идет реализация проекта «Южный поток»...

Следовательно, террористическая деятельность диверсионных групп ФСБ РФ в Донбассе в апреле—июле 2014 года четко коррелируется с активностью российского политического руководства и «Газпрома» в Европе, которые на международном уровне распространяли нарративы о «кризисе в Украине», «гражданской войне» и «саморазрушении Украины», создавая основу для ее дискредитации как транзитной страны с одновременным навязыванием европейцам проектов обходных газопроводов в Черном и Балтийском морях. Именно в этот период впервые прозвучало сообщение о расширении «Северного потока», соответствующий проект которого под названием «Северный поток-2» был официально анонсирован в 2015 году на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме.

Политико-дипломатическая активность России и «Газпрома» по проталкиванию расширения «Северного потока» в Европе резко снизилась после 17 июля 2014 года — уничтожения российским ЗРК «Бук-М1» авиалайнера рейса МН17 в небе над оккупированной частью Донбасса. Очевидно, подозрение, что РФ виновна в уничтожении гражданского самолета, создало негативный фон для продолжения Кремлем прямого лоббирования проектов обходных газопроводов. Россия взяла тайм-аут, переключившись на китайское направление: лоббирование «Силы Сибири», а тему расширения «Северного потока» перевела на межкорпоративный уровень тихой работы с группой европейских компаний для создания «ударного кулака» в Европе, что позволит решить вопрос одобрения проекта изнутри ее.

Финансирование террористической деятельности

Ключевое значение для выяснения скрытого механизма запуска и поддержки диверсионной и террористической деятельности имеет аспект финансирования «войны в Украине» газовым лобби. Понятно, что часть средств на деятельность группы Гиркина поступила по линии ФСБ. Но только часть. Фигурирование в войне против Украины фамилии православного олигарха Константина Малофеева, его компании «Маршалл Капитал», руководителем корпоративной службы безопасности которой работал Игорь Гиркин, указывает на наиболее вероятную косвенную схему финансирования российского гибридного вторжения по сценарию «гражданской войны» с целью создания политических, дипломатических и медийных иллюстраций «транзитных рисков через Украину», «Украины как ненадежного транзитного звена» и необходимости построения обходных газопроводов.

В общих чертах, она имеет следующий вид:

Кремль (В.Путин) направляет «Газпром» (А.Миллер) на выполнение комплексов работ по строительству «Южного потока» и «Северного потока-2» в обход Украины через систему подрядов с завышенными сметами. Одновременно ФСБ (А.Бортников) направляется на спецоперацию по дестабилизации Украины ради демонстрации Европе ее ненадежности как транзитного звена →

«Газпром» выделяет завышенное финансирование подрядчикам «Стройгазмонтаж» (СГМ) А.Ротенберга и «Стройтранснефтегаз» (СТНГ) Г.Тимченко — лицам из близкого круга Путина (российские эксперты неоднократно отмечали, что стоимость строительства 1 км газопровода по территории РФ более чем вдвое выше европейских аналогов) →

СГМ и СТНГ направляют часть средств через традиционный механизм выполнения фиктивных работ на наполнение «антитранзитного фонда» для дальнейшей спецоперации «гражданской войны в Украине», провайдером которой ФСБ, по согласованию с Кремлем, определяет «Маршалл Капитал» Константина Малофеева →

Частный «Маршалл Капитал» финансирует деятельность диверсионно-террористической группы И.Гиркина, который одновременно является и подчиненным К.Малофеева, и офицером ФСБ РФ.

Но откатные средства от подрядчиков непосредственно через ту или иную бизнес-аферу в «Маршалл Капитал» не зашли, поскольку со временем это носило риск разоблачения схемы. Вероятно, такая афера планировалась путем выкупа А.Ротенбергом доли «Маршалл Капитала» в «Ростелекоме» (10,7% за 1,55 млрд долл.) в 2013 году. Ее остановили в последний момент, не исключено — именно из-за высокого риска разоблачения и угрозы санкций. Преимущество отдали традиционному наличному наполнению «антитранзитного фонда» путем обналичивания части откатов от подрядов СГМ по строительству газопроводов и компрессорных станций на территории РФ. Со временем и сам К.Малофеев наконец смог продать свой пакет в «Ростелекоме» его дочерней компании и получить средства.

На эту схему косвенно указывает доклад в 2018 году аналитиков Sberbank CIB Алекса Фэка и Анны Котельниковой «Газпром: действуя по плану», вызвавший резонанс, за который их уволили с работы. Он содержал такие выводы:

— подрядчики и «Газпром» действуют совместно под видом реализации проектов на территории России, где их тяжело контролировать;

— огромные капитальные затраты «Газпрома» предназначены для компаний-подрядчиков (СГМ и СТНГ);

— все они связаны с российской властью.

Cкрин 1. Титульная страница сайта СГМ, которая демонстрирует его приобщенность ко всем газопроводным проектам РФ в обход Украины

Кроме того, The Insider в публикации от 27 мая 2014 года отмечал: «Сценариев взаимодействия между Малофеевым и администрацией (президента РФ. — М.Г.) может быть несколько. Один из наиболее вероятных — это прямое использование ресурсов Малофеева для ведения боевых действий без использования официальных вооруженных сил России».

На языке международного права

В действительности указанные ресурсы Малофеева по происхождению были средствами государственных компаний, поток которых Кремль скрыто направил через подконтрольную ФСБ частную компанию на финансирование спецоперации «гражданская война в Украине».

Женевская конференция по вопросам терроризма в 1987 году в декларации The Geneva Declaration on Terrorism однозначно определяет как государственный терроризм следующие действия:

— создание и поддержка вооруженных отрядов наемников с целью уничтожения суверенитета другого государства;

— тайные операции разведывательных или других государственных сил, направленные на дестабилизацию или подчинение другого государства.

А именно это и делала РФ в Украине весной 2014 года.

Российское скрытое вторжение силами диверсионно-террористических групп в украинский Донбасс весной 2014 года и резкий всплеск политико-дипломатической активности РФ и «Газпрома» в Европе свидетельствуют о том, что «кризис в и вокруг Украины» служил, среди прочего, цели оправдать необходимость строительства газопроводов в обход Украины, охваченной «гражданской войной», и склонить европейских политиков, прежде всего немецких, к поддержке обходных проектов. Как видим, в отношении Германии, Австрии, Франции это с блеском сработало и пока продолжает работать.

Почему Кремль пытается завершить «Северный поток-2» любой ценой? Ответ становится понятным в контексте описанного выше. Путинские потоки должны расширить финансовые возможности агрессивного режима совершать подрывную деятельность в Европе, куда входят пропаганда, миграционные волны, отравления, убийства, расширение сети путинферштегерства. То есть немецкие и австрийские бюргеры, чьи правительства активно поддерживают «Северный поток-2», оплачивая России природный газ, который поступает в ЕС через путинские трубопроводы, будут финансировать войну Кремля против Европы изнутри самой Европы. Это и есть «перпетуум мобиле» путинского режима.

Приложив определенные усилия, потратив определенные средства и время на дестабилизацию Украины, чтобы продемонстрировать европейцам необходимость компенсации рисков, Россия строит новые «безопасные» трубопроводы «Северный поток-2» и «Турецкий поток», которые по меньшей мере полстолетия будут кормушками для властителей Кремля, их окружения и европейских проксиз. Это вершина искусства технологий гибридного типа, когда Россия ведет войну против Европы за счет самой Европы.

Кажется, американцы почувствовали, как работает путинский «перпетуум мобиле». В Сенате и Палате представителей есть два законопроекта о признании России государством-спонсором терроризма. Последний из них — H.R.7561 — внесен в июле нынешнего года конгрессменом-демократом Максом Роузом в контексте информации, что РФ платила талибам за убийства американских военных в Афганистане. Демократ Байден победил на выборах в США. Наступает благоприятная возможность реанимировать рассмотрение законопроекта или подать новый.

Высказывания отдельных лиц из бывшей команды демократов времен Обамы, которые станут членами новой команды Байдена, довольно красноречиво свидетельствуют, что смягчения американской политики в отношении «Северного потока-2» не ожидается. И новая администрация не просто будет искать дополнительные аргументы для немцев, а может действовать с неожиданной стороны. Не исключено, что речь будет идти не только о прекращении строительства «Северного потока-2», но и о наложении санкций на «Газпром» как один из основных источников генерирования через откаты невидимого финансового потока для поддержания террористической и подрывной деятельности РФ в Украине и Европе.

Больше статей Михаила Гончара читайте тут.