UA / RU
Поддержать ZN.ua

Проверка тормозов

Способна ли дипломатия остановить поезд иранской ядерной программы?

Автор: Вадим Нанинец

В ночь на 24 ноября из Женевы пришла сенсационная новость - министрам иностранных дел "шестерки" (Соединенные Штаты, Россия, Китай, Великобритания, Франция, Германия) удалось уговорить Иран приостановить на полгода свою ядерную программу. Если конкретней, то Тегеран обязался: не обогащать уран свыше 5%; имеющиеся у него 200 кг обогащенного до 20% урана "размыть" до 5%-ной концентрации; отказаться от строительства в Араке реактора на тяжелой воде (предоставляющего возможность получать плутоний); отказаться от запуска новых центрифуг; допустить на свои ядерные объекты инспекции МАГАТЭ и др.

С другой стороны, Иран оставил за собой право заниматься в дальнейшем обогащением урана. Более того, Тегеран сохранил за собой все нажитое за годы санкций и уже работающее ядерное хозяйство. А в качестве пряника страна получает снятие определенных санкций, что принесет в государственную казну Исламской республики от 6 до 8 млрд долл.

Стакан наполовину полон
или пуст?

Как оценивать достигнутую женевскую сделку? Как успешный прорыв западной дипломатии или как "ядерный Мюнхен" в угоду аятолле Хаменеи? Мнения среди основных игроков мировой и ближневосточной региональной политики разделились диаметрально.

С наиболее резким заявлением выступил премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху. Женевское соглашение он назвал "не историческим прорывом, а исторической ошибкой". По словам других представителей израильского правительства, договор не останавливает ядерную программу Ирана, поскольку не предусматривает не то что демонтаж, но даже остановку хотя бы одной иранской центрифуги. С позицией Тель-Авива согласился и Париж.

Это же мнение, по сути, разделила и Саудовская Аравия, антагонист Израиля, но еще в большей степени - Ирана. Однако другие арабские соседи Ирана по Персидскому заливу - Катар, Кувейт, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты и Оман - приветствовали женевские договоренности.

За исключением Франции, прочие члены "шестерки" - США, Россия, Китай, Великобритания, Германия - поставили сами себе наивысший бал за предпринятые усилия. Хотя с оговоркой, что Женева была только первым шагом в урегулировании иранской ядерной проблемы.

История иранского атома

Для того чтобы попытаться объективно оценить значимость достигнутых договоренностей, необходимо более подробно рассказать об истории развития ядерного вопроса в Иране, а также попытаться честно ответить на вопрос: а были ли у Женевы другие альтернативы?

Ядерная программа началась в Иране еще во времена шаха Мухаммеда Пехлеви, когда в 1967 г. стране был передан маломощный ядерный реактор из США. Шах тогда заявил, что Тегеран обязательно обзаведется и ядерной бомбой. До исламской революции 1979 г. именно европейские страны и США были основными поставщиками всего необходимого ядерного оборудования в Иран.

В 80-х гг., во время затяжной войны с Саддамом Хусейном Тегеран полностью снял ядерную программу с повестки дня. Однако в начале 90-х Иран договорился с Россией о возобновлении строительства в Бушере АЭС, заложенной в свое время с помощью ФРГ. Тогда же возникли подозрения (особенно у Израиля), что главной целью иранцев является разработка ядерного оружия, а мирная АЭС строится лишь для отвода глаз, поскольку богатой углеводородами стране атомная энергетика требовалась в наименьшей степени.

Россия, в то время крайне нуждавшаяся в деньгах, очень активно шла навстречу любым пожеланиям иранцев, в том числе и относительно передачи технологий по обогащению урана. Однако администрации Клинтона методами финансового давления удавалось пресекать особо бурные проявления и инициативы в ядерном романе между Ираном и лежащей под западной финансовой капельницей Россией.

Очередной виток иранских ядерных амбиций совпал с американской военной операцией в Ираке, проходившей под предлогом необходимости ликвидации иракского оружия массового поражения. Его в результате так и не обнаружили. Зато американцы полностью увязли в войне с повстанцами.

Хотя администрация Буша в 2002 г. и причислила Иран вместе с Ираком и КНДР к "оси зла", но обвинения в адрес Тегерана в разработке запрещенных видов вооружения, в отличие от Багдада, оказались не выдумкой. По мере того как американские и коалиционные войска все глубже погружались в иракскую трясину, поток конкретных фактов и доказательств разработки Исламской республикой технологии обогащения урана перерос в середине 2000-х гг. в настоящую лавину. И от этого уже стало невозможно отмахиваться и России, главному ядерному адвокату Ирана.

Москва имела непосредственную материальную заинтересованность в иранской ядерной энергетике, поскольку являлась главным строителем мирной Бушерской АЭС, служившей Тегерану предлогом для обоснования программы по обогащению урана. Иранские власти пытались играть на финансовом факторе и манипулировать позицией Москвы именно путем затягивания выплат за выполняемые работы.

Непременно следует указать, что главным инициатором пришпоривания иранской ядерной программы стал новый президент Махмуд Ахмадинежад, проповедующий исключительно агрессивный, "ястребиный" подход ко всем вопросам.

Ахмадинежад в 2005 г. сменил на посту президента Ирана "голубя" Мохаммеда Хатами, на короткое время приостановившего программу обогащения урана в 2004 г. Программа была возобновлена в 2005 г. после провала переговоров с Великобританией, Францией и Германией. С этого момента на ядерных объектах шло непрерывное наращивание количества центрифуг, к лету 2013 г. достигшее 12 тысяч. К запуску готовились еще 5000.

Зная общую производительность центрифуг и степень обогащения исходного уранового сырья, международные эксперты пришли к выводу, что Иран сможет начать изготовление ядерных зарядов уже летом 2014 г. Это заставило международное сообщество ввести максимально жесткий режим санкций, также рассматривая возможность военных сценариев.

Иракские рецепты

Ирак является хрестоматийным примером набора методов, с помощью которых удалось сначала замедлить, а потом и полностью ликвидировать программу производства ядерного оружия. Применимы ли иракские рецепты в случае с Ираном? Частично сдерживание иранской ядерной программы уже идет по иракской схеме. Примечательно, что "лекари" в этом деле все те же - Израиль и США.

На протяжении 70–80-х годов Израилю методами тайной войны удалось существенно замедлить выполнение ядерной программы Саддама Хусейна. Израильским спецслужбам путем диверсий на французских заводах удалось уничтожить сразу два готовых к поставке реактора. Практиковались также похищения и убийства ведущих ядерщиков, занятых в иракском проекте. Когда этих методов стало недостаточно, в июне 1981 г. Израиль в рамках операции "Вавилон" произвел совершенно авантюрный авианалет на иракский реактор и разбомбил его, полностью выведя из строя на несколько лет.

Однако окончательно его добили уже массированные американские бомбардировки в 1991 г. во время "Бури в пустыне", а после 1991-го - драконовские санкции Совета Безопасности ООН, принятые по американской инициативе. Последнюю точку в ядерных амбициях Саддама поставило уже наземное американское вторжение в 2003 г.

Когда речь заходит об Иране, израильтяне то и дело твердят, что готовы повторить свой иракский налет. Очевидно, что это все лишь пропагандистская риторика, поскольку с военной точки зрения такой повтор нереален. В отличие от единственного иракского ядерного реактора, в Иране пришлось бы бомбить большое количество укрепленных объектов по производству урана, часто расположенных глубоко под землей. И местоположение целей на территории Ирана находится на пределе дальности израильских ВВС.

Исходя из этого, становится понятно, что в случае принятия решения о налете бомбить иранскую ядерную промышленность способны только США, используя весь арсенал тактической, стратегической и морской авиации со своих баз и авианосцев в Заливе.

Но здесь также следует учесть, что в отличие от Ирака, Иран способен перекрыть судоходство в самом узком месте Персидского залива - в Ормузском проливе. Конечно, иранские военно-воздушные и морские силы непременно будут полностью уничтожены, однако военная кампания может затянуться на несколько недель, что полностью парализует мировой нефтяной рынок. О наземном вторжении американских войск на территорию Ирана речь никогда не шла. Самый смелый американский оперативный план OPLAN 1002, разработанный в 1989 г., предполагал возможность захвата только равнинных территорий и главных нефтеналивных портов Ирана.

Однако вариант длительной и исключительно воздушной кампании США против Ирана является технически реальным. И иранцы с этим вынуждены считаться. Другое дело, что самой трудной задачей в нынешней ситуации является обеспечение дипломатической поддержки, в первую очередь, в СБ ООН, и финансирование.

Главным дипломатическим препятствием является Россия, решившая вернуться в добрые 70-е и снова поиграть с Западом в холодную войну на фоне домашней экономической стагнации. Кроме этого, маловыполнимой для США задачей станет и сколачивание широкой военной коалиции из союзников по НАТО, как это было во время операций "Буря в пустыне" и "Свобода Ираку". Попытка привлечь европейских союзников нынешним летом к совместной операции против Сирии закончилась полным провалом. Европейцы, как и американцы, не выражают готовности ввязываться в военную кампанию по политическим и финансовым причинам. Решиться на войну они смогут, очевидно, в самом крайнем случае. Например, если Иран соберет необходимое количество оружейного урана и начнет готовиться к ядерным испытаниям.

Лечебное голодание

В силу этих причин главным американским оружием является политика максимально жестких экономических санкций.

Санкции на самом деле - очень действенная мера. Они объективно не позволяют добывать и тратить на военные нужды необходимые средства, но вынуждают перенаправлять их на поддержание социальной стабильности. Впрочем, в итоге все равно будет наблюдаться снижение поддержки населением политики правительства и рост недовольства.

Совместная американо-европейская политика санкций против Ирана уже принесла свои плоды. В Иране изменились общественные настроения, и к власти пришел умеренный консерватор Хасан Роухани, которого прочат в очередные "голуби" и "реформаторы". В свою очередь, впервые за время переговоров по ядерной программе иранская команда перешла от позиции "нет" по всем пунктам до хотя бы временного компромисса.

Такие проблески сговорчивости являются результатом исключительно жесткой финансовой "диеты", на которую Иран посадили своими санкциями США и ЕС. За последнее время Тегеран терял не менее 3–5 млрд долл. ежемесячно из-за невозможности продавать нефть, свой главный экспортный продукт. С момента введения в 2012 г. последнего пакета санкций добыча нефти в Иране упала на 60%, а общие финансовые потери составили около 80 млрд долл.

Подводя итоги, следует сказать, что после женевских договоренностей Тегерану все же не поверили. И политика в отношении его на протяжении шести месяцев испытательного срока будет проводиться с рукой на "кобуре". Уж слишком нынешняя риторика и политика нового президента Ирана Роухани напоминает то, что было 8–10 лет назад во времена "реформатора" Хатами. За исключением того, что за это время Иран почти достиг ядерного порога.

Примечательно, что в добрую волю Ирана не поверил рынок нефти, не отреагировавший на смягчение санкций падением цен. Израиль, отвергнув женевские договоренности, оставил себе руки развязанными, чтоб продолжать традиционную тайную войну против иранских ядерщиков. А Барак Обама на пару с Джоном Керри продолжат свою игру: будут продвигаться дальше и прощупывать реальную почву для диалога, подобно ходокам на болоте, нащупывающим шестом твердую тропинку под мутной водой.