UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПРОВЕРЕННАЯ БАЛКАНСКАЯ СХЕМА

Итак, албанские боевики, нарушившие 21 июля соглашение с правительством Македонии о прекращении огня, начали покидать свои стратегические позиции на севере страны...

Автор: Максим Череда

Итак, албанские боевики, нарушившие 21 июля соглашение с правительством Македонии о прекращении огня, начали покидать свои стратегические позиции на севере страны. Представители правительства и лидеры македонских албанцев вступили в переговоры. Их начало сопровождалось бурными протестами в столице республики Скопье: на улицы вышли македонцы, вынужденные из-за боевых действий оставить свои дома в деревнях, окружающих Тетово, — город, населенный в основном албанцами. Сотни демонстрантов требовали от властей создать им условия для безопасного возвращения. Эти протесты со временем переросли в антизападные выступления и беспорядки, не уступавшие по масштабу шабашам антиглобалистов. Журналисты даже заговорили о перспективе начала очередной балканской гражданской войны.

Сами же консультации, начавшиеся при посредничестве ЕС и США, первоначально планировалось провести во втором по величине городе Македонии Тетове, однако затем по соображениям безопасности (в районе Тетова то и дело вспыхивают бои между правительственными силами и албанскими боевиками) были изменены и место, и время их проведения. Событие это происходило в районе озера Охрид на юго-западе страны.

Переговоры проходили под председательством президента Македонии Бориса Трайковского и при активном участии лидеров двух основных партий, выражающих интересы славян и этнических албанцев, а также западных дипломатов. Эту встречу сторон можно считать вторым этапом консультаций, начавшихся еще на позапрошлой неделе. Тогда никаких конкретных результатов их участникам достичь не удалось, а возобновление боев вокруг Тетова и заявления представителей славянской стороны о том, что от них требуют слишком серьезных уступок, заставили участников прервать переговоры.

Как и ранее, на этот раз уступать также никто не хотел — консультации шли достаточно трудно. Самым спорным было требование албанцев признать свой родной язык вторым государственным в Македонии. Посредники подготовили к встрече проект плана, согласно которому албанский язык должен быть приравнен к государственному в тех районах страны, где албанцы составляют не менее 20% населения. Однако последние настаивают на том, чтобы их язык признали государственным на всей территории Македонии. Македонцы же славянского происхождения не без основания опасаются, что это будет первым шагом на пути к созданию суверенного албанского государства.

Кроме того, албанские представители требуют создания независимых полицейских подразделений, в которых служили бы только этнические албанцы. По их мнению, только такие формирования смогут навести порядок в некоторых районах страны. Совершенно естественно, что македонцы со своей стороны видят в таких формированиях прообраз будущей албанской армии.

Судя по накалу страстей и позициям сторон, политикам так и не удастся прийти к соглашению по этим проблемам, а значит, основные вопросы, стоящие на повестке дня встречи, вряд ли будут решены в ближайшее время. Боевики же обещают вернуться на прежние позиции, если не будут выполнены требования поддерживающих их политиков.

В общем, ситуация выглядела бы обычно, если б не новый акцент, появившийся в ней после антизападных выступлений македонцев на улицах своей столицы. Если эта тенденция будет продолжать укрепляться, то вскоре мы получим классическую балканскую схему в западном понимании — «плохие славяне», не дающие жить «хорошим мусульманам». Первый задел для этого уже имеется. Верховный комиссар ООН по правам человека, небезызвестная Мэри Робинсон на прошлой неделе заявила, что положение в Македонии будет включено в повестку дня предстоящего в Южной Африке в сентябре саммита по проблемам борьбы с расизмом. По ее словам, этнические албанцы, составляющие в Македонии существенное меньшинство, не имеют там достаточных прав. Того и гляди, еще немного, и президента Трайковского затребует международный трибунал в Гааге. Запад в Македонии проводит все ту же проверенную последним десятилетием политику — поддерживает сепаратистов, надеясь в будущем получить в их лице своих надежных союзников в регионе.

Понимая это, некоторые македонские парламентарии, представляющие славянские партии, стали на сторону своих соотечественников, выступив с обвинениями в адрес НАТО. Они заявили, что альянс оказывает прямое содействие албанским сепаратистам. Западные журналисты расценили это не более как националистическую риторику, характерную для всего балканского региона. Однако нужно все же быть справедливым — НАТО действительно реально создало определенные предпосылки для начала в Македонии гражданской войны. Альянс оказался не в состоянии быть надежным гарантом мира в этой стране и должен взять на себя долю ответственности за происходящее здесь в настоящее время.

Вспомним, что ведомые НАТО миротворческие силы KFOR взяли под свой контроль часть Косово, в том числе и границу края с Македонией. Причем сделали это в соответствии с ооновским мандатом. Согласно резолюции Совета Безопасности ООН № 1244, миротворцы должны были охранять сложенное албанцами оружие и не допускать проникновения боевиков через границу. Теперь можно с уверенностью констатировать тот факт, что контингент KFOR с этой задачей не справился.

Албанские повстанцы еще в феврале начали проникать в Македонию через зоны, находящиеся под охраной натовских сил, и совершать нападения на македонских полицейских. Точно так же миротворцы оказались бессильными препятствовать поступлению вооружений из тайных складов, спрятанных в лесах Косово, в руки албанских партизан в Македонии. На протяжении всего прошлого года косовские боевики пытались захватить несколько городов с албанским населением, расположенных на юге Сербии. Потерпев здесь неудачу (причем заслуги НАТО в этом не было — просто в демилитаризованную зону вовремя разрешили войти сербским силам), боевики перебрались в соседнюю Македонию, благо македонская армия оказалась неподготовленной к боевым действиям.

Перед началом вывода своих солдат из зоны боев албанцы сражались за два десятка македонских деревень, и согласились прекратить огонь только по просьбе (!) НАТО. Однако власти Македонии, не имея возможности контролировать свою границу, слабо верят в то, что на этот раз действия KFOR окажутся более эффективными. И на это у них есть серьезные основания. Судите сами: с одной стороны, Госдепартамент США нанимает специализированную компанию, которая обучает македонские силы безопасности, а с другой — в Скопье с удивлением читают сообщения германских, российских и британских источников о том, что американские военнослужащие сопровождают албанских боевиков в нескольких милях от столицы Македонии.

По мнению местных средств массовой информации, цель США — ослабить македонские вооруженные силы, одновременно содействуя укреплению боевых возможностей албанских формирований. На сегодняшний день регулярная армия Македонии серьезно проигрывает боевикам как в вооружениях, так и в подготовке. Пресса в Скопье пишет о том, что албанцы используют не только стрелковое оружие натовского образца, но и американские приборы ночного видения третьего поколения.

Поэтому давление, оказанное советником президента США по национальной безопасности Кондолизой Райс на украинское правительство с целью прекратить поставки оружия для македонцев, вызывает по крайней мере удивление. Такие действия могут стать первым шагом к введению международными организациями по инициативе США эмбарго на военные поставки законному правительству Македонии, что станет еще одним фактором, ослабляющим обороноспособность этой страны.

Еще одним событием, усилившим подозрения македонского правительства в отношении НАТО, стало нарушение 21 июля вертолетом KFOR воздушного пространства Македонии и его посадка на территории, контролируемой повстанцами. Македонское министерство обороны предоставило свидетельства очевидцев о сбрасывании с вертолета албанцам каких-то грузов и официально запросило у миротворцев объяснений происходящего. Натовцы отвергли обвинения в оказании помощи повстанцам, заявив, что этот полет был связан с развертыванием оборудования связи вдоль линии границы.

Не будем забывать и то, что американцы обвинили в срыве предыдущего раунда переговоров не албанцев, нарушивших соглашение о прекращении огня, а македонцев, не захотевших принять предложения посредников. Кроме того, предложения для переговоров, разработанные США и ЕС, требовали компромисса по вопросу государственного языка только от македонцев. Предлагалось издавать все нормативные акты Македонии на двух языках, а переписку с госучреждениями вести на любом из них. Кроме этого, равные с македонцами права в местах компактного проживания получали такие этнические группы, как сербы, турки, валахи и цыгане, хотя их численность в стране относительно невелика.

Неудивительно, что македонские парламентарии сочли такие предложения чрезмерными. Они расценили их как воплощение Западом «политики выкручивания рук» — ведь Македония, по сравнению с другими балканскими странами, до последнего времени была образцом соблюдения прав национальных меньшинств. Более того, парламентарии заявили, что НАТО и США, присутствие которых на Балканах их страна всегда поддерживала, в конце концов ее просто предали.

Судя по всему, кредит доверия KFOR в Македонии сегодня исчерпан, а значит, альянс вряд ли сможет предотвратить здесь гражданскую войну. И это на Западе многие понимают. По некоторым сведениям, госдепартамент США уже планирует эвакуировать часть персонала своего посольства в Скопье.

В конце июля НАТО приостановило свои действия по разоружению албанских боевиков, объяснив это опасениями вызвать новую волну насилия. Одновременно представители ОБСЕ сделали заявление о неспособности альянса пресечь проведение албанцами этнических чисток на захваченных территориях. Македонские власти сегодня пытаются охранять свои границы от проникновения через них как боевиков, так и натовских миротворцев, а премьер страны собирается объявить в стране чрезвычайное положение. Ни для кого не секрет, что стороны используют временное перемирие исключительно для перегруппировки своих сил и готовятся к новым боям. К последним же сообщениям о некоторых признаках успеха на переговорах (стороны якобы достигли предварительной договоренности по языковой проблеме) нужно относиться достаточно осторожно. Даже специальный посланник Европейского союза Франсуа Леотар заявил, что достижение окончательного соглашения по поводу албанского языка зависит от позитивных результатов переговоров по другим вопросам. Будем реально смотреть на вещи — боевые действия албанцев в Македонии продолжатся еще очень долго, несмотря на видимость усилий западных посредников заставить стороны найти компромисс.