UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПРОЩАЛЬНЫЕ ГАСТРОЛИ

В отличие от прошлых лет однодневный визит в Украину генсека НАТО Джорджа Робертсона не стал топ-новостью для украинских масс-медиа...

Автор: Владимир Кравченко

В отличие от прошлых лет однодневный визит в Украину генсека НАТО Джорджа Робертсона не стал топ-новостью для украинских масс-медиа. Тому есть несколько причин. С одной стороны, сегодня все внимание украинского политикуума приковано к ситуации вокруг острова Коса Тузла. С другой, Украину генсек НАТО посетил в рамках своих прощальных поездок в страны, являющиеся членами и партнерами Североатлантического альянса: в декабре шотландец Робертсон передаст бразды правления голландцу Яапу де Хоопу Схефферу…

Для Киева Джордж Робертсон останется тем генеральным секретарем НАТО, при котором для Украины стала реальностью перспектива членства в Североатлантическом альянсе. Его приезды в нашу страну (часто приходившиеся на непростые для официального Киева периоды), как правило, знаменовали собой переход украинско-натовских отношений на новый уровень. Однако в этот раз в Киеве не связывали с приездом Джорджа Робертсона какие-то особые надежды: при том, что генсек альянса встречался с высшим руководством страны, протокольный формат визита не располагал к детальному обсуждению вопросов, касающихся отношений Украины и НАТО. Во время своего пребывания в Киеве Робертсон скорее обозначил темы, на которые альянс будет вести диалог с Украиной при новом генсеке.

С другой стороны, в Киеве сейчас делают ставку на семинары и совместные заседания украинских и натовских делегаций. В частности, на совместное заседание политического и военно-политического комитетов НАТО, которое пройдет в Украине 5—6 ноября, где планируется рассмотреть выполнение положений Целевого плана действий Украина—НАТО за 2003 год. Кроме того, в поле зрения и запланированное на первую декаду декабря заседание комиссии Украина—НАТО на уровне министров иностранных дел и министров обороны, где, как ожидается, пройдет согласование Целевого плана на 2004 год. На этих встречах Киев намерен также «прощупать» возможность присоединения Украины к Плану действий относительно членства (ПДЧ или MAP, Membership Action Plan) на стамбульском саммите Организации Североатлантического договора.

Насколько реалистичны эти ожидания официального Киева, во многом зависит от развития внутриполитической ситуации в нашей стране. Но во время своего пребывания Робертсон еще раз напомнил, что двери НАТО открыты для Украины. В то же время, как и год, и два назад, он без устали подчеркивал, что вступление в альянс — вопрос не только способности интегрировать свои вооруженные силы в военную структуру НАТО, но и обеспечения государством стандартов демократии: свободы прессы, независимости судебной власти, стабильной внутриполитической ситуации, свободных и справедливых выборов.

Как можно судить, тема предстоящих президентских выборов — свободных, открытых и честных — была одной из ключевых во время встреч политического лидера альянса с украинским руководством. В частности, Брюссель интересует вопрос, будет ли ныне действующий Президент баллотироваться на третий срок.

В контексте этого Робертсон заявил журналистам, что во время встречи с украинским Президентом Леонид Кучма заверил его в том, что не намерен баллотироваться на пост главы государства в 2004 году. «Президент Леонид Кучма сегодня четко говорил мне о том, что я (Робертсон. — В.К.) уйду со своей должности в декабре, а он (Кучма. — В.К.) с должности президента — в следующем году», — цитирует «Интерфакс-Украина» генсека НАТО. (Кстати, в среде политологов распространено мнение, что до проведения президентских выборов маловероятно, что альянс даст свое согласие на присоединение Украины к ПДЧ.)

Хотя визит Робертсона и носил протокольный характер, не обошлось без заявлений, которые не могут не вызвать недоумения. Речь идет о позиции НАТО в «тузлинском кризисе» и реплике генсека о двойных стандартах. Так, во время встречи с Леонидом Кучмой, сообщает пресс-секретарь украинского Президента Алена Громницкая, Джордж Робертсон сказал: НАТО всячески стремиться к тому, чтобы в отношениях с Украиной «не было двойных стандартов, а отношения были прозрачными».

Однако несколько позже, выступая на заседании первой Всеукраинской ассамблеи общественных организаций «Украина — в НАТО: действуем вместе», генсек экспромтом заявил уже следующее: «Президент Украины сегодня утром сказал мне, что было время, когда он волновался, что у нас существуют двойные стандарты в отношении Украины и других стран. Я ответил ему: есть два стандарта, бесспорно. Украина провозгласила, что она хочет стать членом НАТО и Европейского Союза, а другие страны, которые находятся рядом, не провозгласили этих намерений. Поэтому государствам, которые хотят стать членами альянса, нужно предъявлять более высокие стандарты. И это поясняет тот факт, что мы действительно иногда уделяем больше внимания Украине, чем другим странам этого региона». «Никто не должен волноваться по этому поводу. Это должно быть даже комплиментом, должно служить проявлением нашей заинтересованности в Украине», — продолжил далее лорд Робертсон.

Конечно, здорово, что альянс уделяет Украине такое пристальное внимание. Но, с другой стороны, этот «комплимент» Робертсона носит для украинцев и оскорбительный характер: какие бы благие намерения ни преследовали в Брюсселе, мало приятного в том, что позиция НАТО в отношении Украины базируется на официально признаваемой политике двойных стандартов. Было бы интересно узнать, реакцию на подобные заявления стран, которые претендовали и претендуют на членство в НАТО — Чехии, Польши, Румынии, Болгарии, Хорватии, Македонии — если бы они услышали их в свое время?

Что касается «тузлинского кризиса», то в Киеве надеялись на то, что представитель НАТО в своих выступлениях публично поддержит территориальную целостность и государственный суверенитет Украины. Как, например, это сделал посол Соединенных Штатов Джон Хербст. Вместо этого лорд Робертсон ограничился заявлением, что существующий конфликт — предмет «двусторонней дискуссии» Украины и России, которую можно решить как на двусторонней основе, так и с привлечением таких международных организаций, как ООН. «Я думаю, что НАТО не будет задействовано в решении этого вопроса, и такой просьбы не последует», — сказал далее Робертсон, пообещав, что поднимет этот вопрос во время своего визита в Москву на переговорах с главой российского внешнеполитического ведомства Игорем Ивановым.

Вполне вероятно, что позиция «отстраненности», изложенная Робертсоном, является следствием того, что Североатлантический альянс считает маловероятным угрозу перехода конфликта из политико-дипломатической плоскости в военную. Однако в глазах Киева развитие ситуации вокруг острова Коса Тузла выглядит не так однозначно. И если уж представители НАТО постоянно заявляют, что «независимая, демократическая и стабильная Украина является одним из ключевых факторов обеспечения стабильности в Центральной и Восточной Европе и на континенте в целом», то Киев вправе ожидать и более конкретных слов в поддержку стабильности страны. Которая, среди прочего, зависит и от отношений Украины с Россией. Или, для того чтобы НАТО выступила с более четкой позицией, должен случиться пограничный конфликт?

Кстати, напомним, что в «Хартии об особом партнерстве между Украиной и НАТО» в статье 15 сказано следующее: «Украина и НАТО создадут кризисный консультативный механизм для проведения совместных консультаций в каком-либо случае, если Украина будет усматривать прямую угрозу своей территориальной целостности, политической независимости или безопасности». И в указе Президента о мерах по обеспечению неприкосновенности государственной границы, предусматривается проведение консультаций с альянсом по поводу ситуации в Керченском проливе.

…Эпоха Робертсона заканчивается, и в НАТО наступает время голландца Яапа де Хоопа Схеффера. Нидерланды в целом и голландские политики в частности настроены к Украине довольно благосклонно. Не случайно Голландия занимает четвертое место по объему инвестиций в украинскую экономику.

Но как показывает практика, при всех личностных особенностях генеральных секретарей Североатлантического альянса, их симпатий и антипатий, НАТО проводит в отношении Украины политику, на которую политический глава организации оказывает мало влияния. Впрочем, есть надежда, что именно Яап де Хооп Схеффер станет тем генеральным секретарем НАТО, при котором Украина подаст заявку на вступление в Североатлантический альянс и получит на него из Брюсселя положительный ответ. Все зависит лишь от одной Украины…