UA / RU
Поддержать ZN.ua

Прогнозируемая страна

12 мая 2007 года в Армении должны состояться парламентские выборы, которые наблюдатели уже успели окрестить безальтернативными и заранее прогнозируемыми...

Авторы: Игорь Семиволос, Сергей Кунденко

12 мая 2007 года в Армении должны состояться парламентские выборы, которые наблюдатели уже успели окрестить безальтернативными и заранее прогнозируемыми. На результаты выборов вряд ли повлияет и внезапная смерть премьер-министра страны Андраника Маркаряна, бессменно находившегося на этом посту с 2000 года и возглавлявшего Республиканскую партию Армении (РПА), которая составляет основу правящей коалиции.

На пост премьера — второго по влиятельности человека в государстве — указом президента Армении назначен Серж Саркисян, который год назад стал членом РПА, а после смерти А.Маркаряна возглавил партию.Вероятно, ему придется столкнуться с рядом непростых проблем. Следует отметить, что авторитет правящей партии среди армянского населения во многом был заслугой покойного премьера — человека не публичного, в то же время грамотного менеджера, имя которого ассоциировалось со стабильным экономическим ростом. Перед Саркисяном стоят нетривиальные задачи — сохранить линию А.Маркаряна на партийное единство, стать новым идеологом партии и удержать лидирующие позиции в парламенте страны. (Фракция РПА располагает самым большим количеством мест среди проправительственной коалиции, за квотой которой сохраняется место премьер-министра.)

На сегодняшний момент власть в Армении представлена коалицией двух партий — РПА и Армянской революционной федерации «Дашнакцутюн» (АРФД). Третья партия коалиции — «Оринац Еркир» («Страна законности») в прошлом году перешла в оппозицию, а ее лидер экс-спикер Артур Багдасарян позиционировал себя как демократическая альтернатива существующей власти. Однако в силу ряда обстоятельств, в первую очередь из-за массового бегства бизнесменов из рядов партии, Багдасарян так и не смог стать серьезной политической силой. Но свято место пусто не бывает. На замену «Оринац Еркир» пришло новое политическое движение популистского толка— «Процветающая Армения» («Баргавач Айастан»), которое возглавляет Гагик Царукян — типичный представитель так называемых новых армян, по слухам самый богатый человек Армении, владелец фабрик, заводов, руководитель Олимпийского комитета, депутат, меценат и, кроме всего прочего, чемпион по армрестлингу. «Процветающая Армения» появилась год назад, и до сих пор единственным лозунгом партии остается расплывчатое «Чтобы всем было хорошо».

Впечатляет и заявленное количество членов партии — 370 тысяч (исходя из примитивных подсчетов, следует, что каждый седьмой взрослый житель Армении является членом «Процветающей Армении» (ПА). Скорее всего, цифры сильно преувеличены, но местные наблюдатели склоняются к мысли, что даже в этом случае партия все равно опережает по численному показателю ближайшие партийные структуры страны.

На прошедшем в феврале съезде ПА заявила о своем намерении в результате выборов создать вторую по величине после Республиканской партии (РП) фракцию в высшем законодательном органе Армении. Некоторые оппозиционные политики рассматривают стремительное вхождение ПА в армянскую политику как технологический проект по созданию двухпартийной системы. В этой связи оппозиционная газета «Аравот» прокомментировала создание «двухпартийной» системы (Республиканской партии — «Процветающей Армении») как свидетельство того, что «правящий олигархический строй нашел механизм самозащиты». По мнению независимых экспертов, проект Царукяна получил официальное благословение президентского окружения и является, по сути, «партией Р.Кочаряна». Между тем армянские эксперты прогнозируют, что в случае победы на выборах ПА ожидают значительные трудности, вызванные тем, что кадровый костяк партии составляют в основном малоизвестные политические деятели (артисты, ученые, медицинские работники, бывшие правительственные чиновники среднего звена и т.д.), не имеющие опыта работы на государственном уровне.

Учитывая наличие общности политических интересов между упомянутыми партиями, их стратегическое сотрудничество в стенах армянского парламента следующего созыва выглядит весьма вероятным, что спровоцирует смену формата ныне правящей партийной коалиции.

Многие эксперты также сходятся во мнении, что парламентские выборы 12 мая являются первым этапом сложного политического процесса, который должен завершиться президентскими выборами в начале следующего года. В этой связи тот факт, что С.Саркисян возглавил Республиканскую партию, может свидетельствовать о начале им подготовки к президентским выборам. Ожидается, что он будет опираться в своей кампании на подконтрольные Республиканской партии центральные и местные органы власти, определенный круг людей, обязанных ему лично своим положением и благосостоянием и, безусловно, будет рассчитывать на лояльность со стороны избирательных комиссий. Широкомасштабное использование административного ресурса, приведшее партию к победе на выборах в парламент в 2003 году, и сейчас является главным козырем РП накануне парламентских, а в перспективе и президентских избирательных кампаний 2008 года.

В этом контексте сейчас многое зависит от того, как поведет себя в создавшейся ситуации Р.Кочарян. На сегодняшний день широко распространено мнение о Серже Саркисяне как о преемнике Кочаряна на посту президента Армении. В свою очередь нынешний президент рассчитывает возглавить правительство, предварительно проведя в парламенте законы, ослабляющие президентскую власть. Вообще отношения между двумя высокопоставленными карабахцами — одна из самых закрытых тем в республике. Время от времени в прессу проникают слухи о наличии разногласий между этими политиками, но подтвердить или опровергнуть подобного рода утверждения практически невозможно.

Помимо внутриполитического у парламентской кампании существует также серьезный внешнеполитический контекст. В последнее время Соединенные Штаты и Европейский союз усиливают давление на армянское правительство с целью обеспечить проведение 12 мая свободных и честных парламентских выборов. Если предстоящие выборы будут фальсифицированы, заявляют европейцы, Ереван лишится сотен миллионов долларов дополнительного финансирования на цели развития, а его усилия по установлению более тесных связей с Западом будут сведены на нет. Следует напомнить, что ни одни президентские или парламентские выборы, состоявшиеся в период правления Р.Кочаряна, не были признаны западными наблюдателями демократичными. С другой стороны, официальные представители США и Евросоюза неоднократно высказывались о том, что предстоящие выборы предоставляют уникальную возможность этой стране покончить с практикой подтасовки народного волеизъявления постсоветского периода, что будет способствовать улучшению репутации Армении на международной арене.

Судя по всему, вопрос о честности и справедливости будущих выборов был одним из первых в повестке дня на переговорах между армянским министром иностранных дел В.Осканяном и госсекретарем США К.Райс, состоявшихся 5 марта в Вашингтоне. Со своей стороны, Евросоюз связывает проведение честных выборов в Армении с ее участием в «Европейской политике соседства». Что предоставит право этой стране, наряду с соседними Грузией и Азербайджаном, на привилегированные отношения с ЕС и выход на европейский рынок, а также на большие объемы европейской помощи.

В то же время США и ЕС пока не подавали сигналов, которые бы дали основания полагать, что, в случае фиксации грубых нарушений на выборах, они намерены открыто оспорить легитимность армянских властей. Еще одним фактором, побуждающим американские власти к осторожным действиям, является процесс мирного урегулирования вокруг Нагорного Карабаха. Страны – участницы минской группы ОБСЕ надеются, что после выборов в Армении Р.Кочарян и И.Алиев смогут заключить мирный договор (имеются некоторые данные о том, что оба президента якобы уже достигли договоренности по существу по основным пунктам проекта мирного урегулирования, предложенного посредниками). В сложившихся обстоятельствах Вашингтон, сделавший мирное урегулирование карабахского конфликта одной из своих приоритетных задач в регионе, вряд ли станет наносить политические удары по одной из сторон.