UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПРОБЛЕМА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ РОССИЙСКИМ РУКОВОДСТВОМ

Одной из самых болезненных проблем современной Европы остается территориальная. С образованием н...

Автор: Василий Корниенко

Одной из самых болезненных проблем современной Европы остается территориальная. С образованием на постсоветском пространстве новых независимых государств возможность возникновения конфликтов вследствие несогласованности вопроса границ и отдельных территорий значительно возросла. Особое место в этой проблеме занимают российские границы, значительная часть которых юридически не оформлена. Вследствие распада СССР Калининградская область оказалась отделенной от территории России и стала объектом повышенного интереса соседних государств, особенно Германии, Литвы и Польши.

На Потсдамской конференции (1.08.

1945 г.) руководители трех великих государств - США, Великобритании, СССР - «согласовали в принципе» и обязались поддерживать «при будущем мирном урегулировании» предложение советского правительства о передаче СССР города Кенигсберга и прилегающего к нему района. Однако раскол Германии и начало «холодной войны» помешали окончательному мирному урегулированию. Только 12 сентября 1990 года министры иностранных дел ФРГ, ГДР, Франции, Великобритании и СССР подписали соглашение «Об окончательном урегулировании в отношении Германии», согласно которому внешней границей нового государства определялась существующая граница ФРГ и ГДР.

Накануне 50-летия Потсдамской конференции тональность в освещении проблемы Калининградской области начала меняться. Свидетельством этому стали заявления отдельных политологов о том, что документами Тегеранской, Потсдамской и Ялтинской конференций предусмотрена временная передача СССР и Польше всей Восточной Пруссии, до окончательного урегулирования этой проблемы на мирной конференции, которая до сего времени не состоялась. В связи с тем, что Потсдамский договор утратил свою силу в августе 1995 года, а вопрос о новом статусе в политическом и юридическом контекстах является неурегулированным, проблему необходимо решать на международном уровне.

Позиция Германии:

В настоящее время отношения между Германией и Россией развиваются на основе взаимопонимания и сотрудничества. Объединенная Германия официально не имеет никаких территориальных претензий к другим странам. Официальные круги Германии занимают взвешенную позицию в отношении к Калининградской области, подчеркивая, что она является территорией России. В то же время Германия старается проводить политику на понижение военного присутствия России в Калининградской области. На сегодня Германия не ставит вопрос о демилитаризации Калининградской области, однако начинает делать это через страны Балтии и Северной Европы. Отмечаются попытки лоббирования на уровне экспертов, в том числе международных организаций, идеи демилитаризации этого региона. Главное внимание из федеральных министерств Калининградскому региону уделяет Министерство внутренних дел (МВД) Германии, на средства которого в Калининграде сооружен Немецко-Русский дом. Основным в деятельности МВД является поддержка немцев, проживающих в области (свыше 5 тыс. человек). На их обустройство немецкое правительство выделило значительно больше средств, чем для немцев других регионов России. Германия стремится поддерживать тесные экономические отношения с областью, в которой уже создано 191 предприятие с участием немецкого капитала, а инвестиции составляют свыше 2 млрд. руб. (23%). В целом гуманитарному сотрудничеству придается приоритетное значение.

На неофициальном уровне вопрос дальнейшей судьбы восточнопрусских земель встает довольно часто. Определенное развитие в этом направлении приобретает деятельность общественных организаций. Разрабатываются концепции и проекты будущего развития Калининградской области. Отдельные представители немецкой общественности и даже депутаты Бундестага (в первую очередь представители ХДС) выступают за реализацию планов переселения российских немцев в Калининградскую область, создание немецкой автономной зоны, введение двуязычия, равноправного существования двух валют, свободного передвижения, равных прав россиян и немцев, права на получение двойного гражданства. Вместе с тем в периодических изданиях и на географических картах Калининград и Калининградская область называются бывшими немецкими названиями, а территория Восточной Пруссии выделяется несуществующими границами.

Позиция Польши:

Интересы Польши тесно связаны с Калининградской областью. Протяженность границы между ними составляет около 200 км. Под юрисдикцией Польши находится южная часть бывшей Восточной Пруссии, и любые территориальные претензии со стороны Германии могут вызвать значительное обострение польско-немецких отношений. В это время Польша стремится опередить немецкое проникновение в Калининградскую область, чем активно наращивает экономическую экспансию в этот район и определенным образом мешает улучшению транспортных связей между Германией и бывшей Восточной Пруссией. Представителями Польши и Калининградской области созданы более 300 совместных предприятий (37% общего количества) и 5% иностранных инвестиций. Товарооборот между Польшей и областью за последние годы возрос в 4 раза и составляет 60 млн. дол. «Калининградский вопрос» постоянно освещается в польских средствах массовой информации и рассматривается как ключевой момент польско-российских отношений. Район Восточной Пруссии постоянно называется «Княжеской Пруссией», которая существовала со времен средневековья. По мнению шведских политологов, если Россия когда-нибудь откажется от своих прав на Калининградскую область, Польша будет всеми силами стремиться установить свой контроль над территорией северной части Восточной Пруссии. По оценкам польских экспертов, Германия не будет официально претендовать на Калининградскую область, поскольку официальное выдвижение претензий в отношении Калининградской области значительно обострит ситуацию во всей Европе. Это задевает интересы целой группы государств, которые по итогам Второй мировой войны приобрели либо утратили те или иные территории.

Позиция Литвы и стран Балтии:

Одной из стран Балтии, которая может претендовать на Калининградскую область, является Литва. Протяженность границы Литвы с Калининградской областью составляет свыше 300 км.

Официально позиция литовского руководства (в отношении к Калининградской области) строится на признании итоговых документов Хельсинкского совещания. На это время начаты первые переговоры по вопросам границ Литвы с Калининградской областью. На основе контекста обсуждения проблемы литовское руководство предусматривает использовать бывшую границу Литвы с Пруссией. Осталось решить вопрос в отношении озера Выштитис, Панемюндской таможни, низовья Немана и части морской границы. Вместе с тем в периодических изданиях Литвы уже появляются публикации статей, географических карт, где Калининградская область именуется Караляучай - то есть, территория Литовского государства, временно находящаяся под управлением другого государства.

В Литве зарегистрировано свыше полутора десятка различных организаций и союзов, которые выступают в той или иной форме за присоединение Калининградской области к Литве.

В ноябре 1994 года в Каунасе (Литва) состоялась научная конференция «Проблемы Калининградской области». Во время конференции в большинстве докладов отмечалось, что Калининградская область - это бывшая территория пруссов и литовцев, и она является продолжением Литовского государства. Более того, на сегодня нет никаких международных документов, в которых было бы закреплено российское правление в этой области. Во время выступления руководителя националистической организации «Молодая Литва» был выдвинут тезис в отношении искусственной независимости Литвы, которая будет существовать до тех пор, пока Калининградская область будет принадлежать России. Вопрос статуса этого края, по мнению литовских национал-патриотов, необходимо решать на международном уровне. Так, В.Ландсбергис, оценивая положение Калининграда, считает, что де-факто край принадлежит России, но де-юре он отдан ей во временное управление. В принятой резолюции предлагалось созвать международную конференцию по вопросу определения статуса Калининградской области и ее демилитаризации.

В ноябре 1994 года в Вильнюсе проводила работу 5-я сессия Балтийской ассамблеи (БА), которая объединяет парламентариев Литвы, Латвии и Эстонии. В работе сессии принимали участие 170 делегатов и гостей, среди которых были представители Северного Совета Европы, парламентской ассамблеи стран Бенилюкса (Бельгии, Нидерландов, Люксембурга) и Совета Европы. По результатам работы сессии был принят ряд документов, одним из которых была резолюция «О демилитаризации Калининградской области и ее дальнейшем развитии». В резолюции члены БА «учитывая, что будущее Калининградской области является проблемой всей Европы и решение которой потребует совместных действий», предложили «расценивать демилитаризацию этой области, как необходимый элемент процесса безопасности Центральной Европы и Европы в целом».

Кроме этого, Балтийская ассамблея обратилась к Балтийскому совету министров с призывом провести международное совещание по вопросам демилитаризации Калининградской области и ее дальнейшего развития.

Летом 1995 года совет Малой Литвы провел дискуссию «Потсдам и Литва», которая была посвящена 50-летию Потсдамской конференции. На дискуссии была выдвинута линия, согласно которой на всех международных форумах и мероприятиях политическое руководство Литвы должно постоянно напоминать, что юридическая независимость Калининградской области - открытый вопрос.

Союз немцев Литвы старается периодически стимулировать проблему немцев и бывших немецких территорий. По мнению председателя Союза Г.Лютца, решить немецкий вопрос на территории бывшего СССР можно только путем создания в Калининградской области Немецкой Республики. Этим, как он полагает, автоматически снимается проблема Мемельского края (Клайпеда) в Литве и Немецкой Республики Поволжья в РФ. На этом основании Союз стремится объединить различные организации немцев Литвы и России.

Позиция России:

По мнению российского руководства, в международно-правовом отношении область полностью защищена Потсдамским соглашением и двумя договорами 1990 года. В то же время изменения в Европе создали принципиально новые условия существования края, что не исключает определенной угрозы экономической и политической безопасности региона. Такой подход создал некоторую неопределенность в ситуации вокруг Калининградской области, что не позволяет нормально развивать ее экономические отношения и наносит неоправданный вред интересам населения. Губернатор Калининградской области Ю.Маточкин считается главным приверженцем преимущества экономических интересов над геополитическими. Он продолжает выступать за превращение Калининградской области в свободную экономическую зону «Янтарь», руководство которой будет осуществлять областная администрация. Губернатор допускает создание в области собственной таможни, полной частной собственности и визового режима для граждан России, которые не проживают в области.

Вместе с тем на сегодня деятельность администрации области испытывает значительное противодействие. Разработанный в начале 1992 года план экономических реформ не реализуется. По оценкам западных экспертов, в том числе представителей Банка европейского развития и реконструкции, созданная несколько лет тому назад свободная экономическая зона «Янтарь» на практике означает «ноль». Иностранные инвестиции в экономику региона составляют 3,7% от общих инвестиций. Товарооборот со странами Балтии растет очень медленно. Увеличилось количество желающих выехать из Калининградской области из-за неопределенности своего положения.

В то же время планы создания свободной экономической зоны в Калининградской области не устраивают центральное руководство России, поскольку это может привести к потере контроля над регионом.

Указом президента РФ от 6.03.1995 года были отменены ранее предоставленные льготы в отношении внешнеэкономической деятельности, а указом от 18.05.1995 г. администрации предоставлены определенные права касательно социально-экономического развития области.

В настоящее время в области активизируется деятельность и укрепляются позиции радикально-националистической части жителей региона. С начала 1995 года в области формируется местное казачество преимущественно монархической ориентации. Поощряется деятельность различных националистических организаций, среди которых местное отделение «Русского национального собора». В высших эшелонах российской власти увеличиваются антинемецкие настроения. Москва активно отрабатывает стратегию, которая позволит «цивилизованно отсечь» немецких бизнесменов от наиболее прибыльных предприятий и других объектов инвестиций в Калининградскую область. Одновременно принимаются конкретные меры в отношении ограничения инвестиций со стран Балтии.

В связи с обострением отношений между Россией и Западом, планируемым расширением НАТО (не исключая в дальнейшем и принятия в блок стран Балтии) вопрос о российской политике в Калининградской области и о будущем самого региона преобретает особое значение.

Военно-стратегическая ценность Калининградской области для РФ несомненна

и заключается в:

- возможности практически неограниченной концентрации вооруженных сил в регионе (на Калининградскую область не распространяются «фланговые ограничения»);

- наличии развитой портовой инфраструктуры, что при необходимости позволяет практически полностью блокировать военное и гражданское судоходство в районе Восточной Балтики;

- в географическом положении области, которая отделяет страны Балтии от европейской группировки НАТО и делает их с военной точки зрения такими, что не подлежат обороне (на сегодня критерий способности к обороне - она из главных преград на переговорах о вступлении стран Балтии в Североатлантический блок).

Россия заинтересована в том, чтобы не только сохранить, но и усилить военное присутствие в Калининградской области. На территории области создан Калининградский особый район (КОР), в состав которого вошли: часть сил Балтийского флота, войска 11 отдельной общевойсковой армии и зонального соединения противовоздушной обороны. КОР непосредственно подчиняется министру обороны и Генеральному штабу. Общая численность войск свыше 50 тысяч человек, что может быть сравнимо с численностью войск в военном округе.

Мобилизационные планы и варианты ведения боевых действий предусматривают применение Калининградской группировки в боевых операциях на двух направлениях - против стран Балтии и Польши (при нападении войск НАТО с их территории).

Стратегической линией поведения РФ в отношении Калининградской области негласно признана «концепция Шахрая», которая предусматривает приоритет военно-стратегических и геополитических факторов перед экономическими, необходимость ограничения немецкого присутствия в Калининградской области, в том числе экономического, нецелесообразность реализации концепции региональной свободной экономической зоны «Янтарь».

Таким образом, окончание периода глобального противостояния двух систем, поражение СССР (его наследника России) в «холодной войне» вызывают к жизни процессы в отношении пересмотра положений, которые были закреплены документами Тегеранской, Потсдамской и Ялтинской конференций, смены зон и сфер влияния.

Европа находится накануне процесса закрепления новых сфер влияния и утверждения новых границ, что имеет определяющее значение для дальнейшей судьбы стран на новом этапе исторического развития, в котором проблемы отдельных регионов (в т.ч. Калининградской области) могут встать в новом качестве.