UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПРИЗРАК МЕЖДУНАРОДНОГО СУДА

После подписания нынешним летом Леонидом Кучмой и Ионом Илиеску выгодного для Киева украинско-ру...

Автор: Владимир Кравченко

После подписания нынешним летом Леонидом Кучмой и Ионом Илиеску выгодного для Киева украинско-румынского договора о режиме госграницы в отношениях Украины и Румынии осталась еще одна неурегулированная проблема, связанная с правовым обустройством морских кордонов двух стран, — делимитация континентального шельфа и исключительных экономических зон. Переговоры обещают быть долгими и непростыми, и перед обеими странами зримо маячит призрак Международного суда в Гааге.

Так, еще недавно министр иностранных дел Румынии Мирча Джеоане заявил, что по вопросу морской делимитации позиции Киева и Бухареста далеки от приемлемого компромисса. А Ион Илиеску в свою очередь предупреждал, что в случае, если Румыния не найдет решения проблемы разделения с Украиной шельфа в Черном море, Бухарест обратится в Международный суд в Гааге.

Стороны действительно были «далеки от приемлемого компромисса», поскольку стояли на диаметрально противоположных позициях относительно острова Змеиный. В то время как Киев считал, что Змеиный — остров, Бухарест твердо придерживался взгляда, что это — скала, непригодная ни для жизни, ни для ведения хозяйственной деятельности. А значит — не имеет права на континентальный шельф и исключительную экономическую зону. Руководитель румынской делегации на переговорах Кристиан Дяконеску в прошлом году категорично заявил, что в любом случае и при любых вариантах Румыния не согласится на то, чтобы остров с территорией в 17 га доминировал над берегом в 300 км.

Столь жесткий подход Бухареста в отношении Змеиного определяется несколькими факторами. Во-первых, близостью острова к берегу Румынии, вследствие чего украинский и румынский континентальные шельфы пересекаются. Во-вторых, тем, что на континентальном шельфе острова Змеиный сегодня разведаны нефтегазовые месторождения, которые находятся на глубине около двух километров. Их запасы, согласно данным геологов, составляют около 10 млн. т нефти и 10 млрд. куб. м газа.

Боюсь сглазить, но создается впечатление, что Румыния постепенно меняет свою позицию в отношении острова Змеиный и ищет приемлемые для себя и Киева варианты решения проблемы. Основанием для подобного оптимистического утверждения служит то, что на последнем раунде украинско-румынских переговоров, прошедшем в конце сентября в румынском городе Констанца, румынские дипломаты ставили перед украинскими коллегами следующий вопрос: какую площадь континентального шельфа и исключительной экономической зоны будет иметь остров Змеиный?..

На первый взгляд, подобная трансформация позиции официального Бухареста выглядит несколько удивительной, особенно если учесть недавнюю воинственную риторику румынских политиков и дипломатов. Но очевидно, что причина этого лежит в Международном суде. Вернее, в желании его избежать.

Безусловно, обращение в Международный суд в Гааге — это цивилизованный способ решения спорного вопроса, но дорогостоящий. К тому же он не дает стопроцентной гарантии, что решение будет однозначно в твою пользу: международные суды известны своей непредсказуемостью. Между тем уже сегодня можно предположить, что Международный суд не примет решение однозначно в пользу той или другой страны. Судя по всему, именно это и заставляет румынскую дипломатию искать компромиссы, выгодные Бухаресту и способные сэкономить время и деньги.

Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов, что украинская власть в последние год-два всерьез взялась за обустройство Змеиного. В начале прошлого года правительство приняло программу по развитию инфраструктуры и ведению хозяйственной деятельности, рассчитанную на 2002—2006 годы. Ею предусмотрено выделение для обустройства острова 163 млн. долларов.

Уже сегодня на Змеином функционируют почта, магазин, причал, маяк. В преддверии первомайских праздников начали сажать деревья, которых до этого на острове не было. Особо надо отметить, что на острове даже есть собственная, а не привозная вода. Правда, как утверждают те, кто ее пробовал, у нее привкус нефти. Иными словами, Змеиный имеет все зафиксированные в международной конвенции по морскому праву признаки острова.

Тем не менее, памятуя о том, как сложно проходили переговоры по договору о режиме госграницы, будем осторожны в своих прогнозах относительно наметившегося прогресса в обсуждении проблемы делимитации континентального шельфа и исключительных экономических зон. Не стоит забывать, что румынские дипломаты пока отказываются признать и зафиксировать в протоколах по результатам переговоров то, что Змеиный — остров. Кроме того, спорным остается и вопрос о том, как будет проходить срединная линия — между двумя берегами (как того добивается Бухарест) или между румынским берегом и Змеиным (как настаивает Киев).

Не успели украинские дипломаты порадоваться наметившемуся прогрессу на переговорах с румынами, как возникли серьезные проблемы на границе с Россией. Как стало известно «ЗН», в последнее время на Таманском полуострове авральными темпами идет отсыпка дамбы с целью соединить принадлежащую Украине косу Тузла (Срединная) с Таманью. Вследствие этих поспешных работ россиян украинская коса меняет свою «прописку» на российскую, в результате чего смещается линия украинско-российской государственной границы. Напомним, что подобные односторонние действия россиян по изменению государственной границы противоречат нормам международного права и, в частности, статье пятой украинско-российского договора о государственной границе.

Кроме того, это противоречит Конституции Украины. Так, статья 13 Основного Закона гласит, что «земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и другие природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украины, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны являются объектами собственности украинского народа», а в статье 73 говорится о том, что «исключительно всеукраинским референдумом решается вопрос об изменении территории Украины». Но как показал процесс подготовки документов по созданию Единого экономического пространства, положения украинской Конституции мало волнуют россиян, которые, видимо, полагают, что границ в ЕЭП вообще не должно быть.