UA / RU
Поддержать ZN.ua

Приведут ли протесты в Южной Корее к "Паккынхегейту"?

Сотни тысяч протестующих, собравшихся в столице Южной Кореи Сеуле, уже четвертую неделю подряд требуют отставки президента Пак Кын Хе. Протестующие скандируют "Пак Кын Хе - в отставку!" и настроены очень решительно.

Автор: Виктор Каспрук

Сотни тысяч протестующих, собравшихся в столице Южной Кореи Сеуле, уже четвертую неделю подряд требуют отставки президента Пак Кын Хе. Протестующие скандируют "Пак Кын Хе - в отставку!" и настроены очень решительно.

Нынешние общенациональные протесты в Южной Корее - наиболее продемократические демонстрации с 1980-х. По социологическим опросам агентства Gallup Korea, поддержка Пак Кын Хе остается неизменной и составляет 5%, в то время как неподдержка действующего президента держится на рекордном уровне 90%.

Причиной такого громкого политического скандала стало то, что в конце октября журналисты кабельного канала JTBC обнаружили в мусорном баке одного из сеульских отелей планшет, в котором содержалось 200 тайных документов 2012–2014 гг. И среди них были 44 черновика речей президента.

Ситуация для Пак Кын Хе стала еще более критической, когда парламент Южной Кореи одобрил проект о назначении специального прокурора для расследования этого беспрецедентного скандала.

"Паккынхегейт" и импичмент уже весьма реальны, и промедление с отставкой может лишь привести к ухудшению ситуации для южнокорейского президента.

Здесь уже не поможет, что президент дважды просила прощения на национальном телевидении за то, что тексты ее публичных выступлений редактировала близкая подруга Чхве Сун Силь, у которой не было права доступа к секретным документам такого уровня, и которую подозревают не только в прямом вмешательстве в государственные дела, но и в использовании своего положения ради получения незаконной финансовой выгоды.

Но Пак Кын Хе (даже находясь в такой патовой ситуации) не готова уйти в отставку, и поэтому импичмент является наиболее возможным развитием событий. Пока что у специального прокурора будет 120 дней для того, чтобы расследовать это дело и затем вынести обвинение.

Чтобы провести импичмент президента через однопалатный парламент, в котором 300 депутатских мест, необходимо заручиться поддержкой по этому вопросу 200 депутатов, т.е. двух третей от общего количества голосов парламентариев.

Оппозиция, которая заявляет, что у президента "нет даже базовых качеств для управления страной", начала сбор подписей с требованием отставки Пак Кын Хе. И, как прогнозируют южнокорейские СМИ, если объединятся Демократическая партия, Народная партия и другие оппозиционные силы, независимые левые и "антипакские" законодатели в самой консервативной правящей партии "Сенури", за отставку может набраться более 200 голосов.

В случае импичмента Пак Кын Хе будет немедленно лишена своих конституционных полномочий. А до вынесения Конституционным судом решения о ее дальнейшей судьбе президентские обязанности будет исполнять политик номер два в Южной Корее - премьер-министр Хван Гёан. Он же возьмет на себя и обязанности главнокомандующего 630-тысячного южнокорейского войска, которое является сдерживающим фактором в противостоянии с ядерной Северной Кореей.

Ситуация в Сеуле опасна еще и тем, что во времена "неполноценной" власти Южная Корея может стать очень чувствительной к провокациям со стороны КНДР. Поэтому, медля с решением своей политической судьбы, Пак Кын Хе подводит южнокорейский народ, ослабляя обороноспособность своего государства.

Следует обратить внимание, что "Паккынхегейт" взорвался именно тогда, когда президент США Барак Обама стал "хромой уткой", добывая свои последние недели президентства; Китай "перевербовывает" на свою сторону таких американских союзников, как Филиппины, стремясь добиться региональной перезагрузки; а Северная Корея испытывает межконтинентальные баллистические ракеты, которые, если установить на них небольшие ядерные боеголовки, теоретически могут нанести ядерный удар и по Америке.

Все эти нерешенные проблемы автоматически переходят в 2017 г. и станут одними из приоритетных для нового президента Соединенных Штатов Дональда Трампа, который должен будет реагировать на указанные угрозы.

В этом контексте президент Пак Кын Хе, которая борется за выскальзывающую из ее рук власть, - плохой "подарок" для Трампа. Ведь политическая нестабильность в Южной Корее, важном союзнике Вашингтона, ухудшает стратегические позиции Америки в азийском регионе.

Впрочем, существуют еще ряд потенциальных рисков для Сеула, которые в дальнейшем могут привести к негативным результатам. Затяжной политический скандал неблагоприятно сказывается на краткосрочном экономическом росте Южной Кореи, поскольку политическая нестабильность и неопределенность ограничивают поступление инвестиций и тормозят рост валового внутреннего продукта (ВВП).

Если же скандал будет продолжаться, будет возрастать озабоченность не только по поводу неэффективности политического управления: в следующем году может упасть рейтинг глобальной конкурентоспособности Южной Кореи.

В то же время сеульский политический истеблишмент может извлечь из южнокорейского кризиса ценный урок. Страна нуждается в более надежном управлении общественными институтами и укреплении верховенства права, которые являются предварительными условиями для экономического роста.

К сожалению, хроническая болезнь южнокорейской политической коррупции остается неискоренимой. Взяточничество, разворовывание, кумовство, клановость, семейственность, продажность, злоупотребление властью свидетельствуют, что они уже стали едва ли не повседневными спутниками жизни Южной Кореи.

Но если некоторых других южнокорейских президентов многочисленные обвинения в коррупции настигали уже после завершения их каденции, то срок правления Пак Кын Хе может закончиться досрочно - до выборов в декабре 2017 г. Для Пак Кын Хе самый простой способ разрешить эту кризисную ситуацию - уйти в отставку, как это сделал президент США Ричард Никсон в 1974-м во время Уотергейтского скандала.

После того, как Пак Кын Хе подаст в отставку, в течение 60 дней должны быть проведены выборы. Какие кандидатуры на президентскую должность могут рассматриваться в Южной Корее?

Прежде всего можно говорить о потенциальном фаворите - экс-генеральном секретаре ООН Пан Ги Муне. Во время опроса, проведенного одной из наиболее влиятельных ежедневных южнокорейских газет JoongAng Ilbo в мае 2016 г., 28,4% респондентов заявили, что хотели бы видеть его следующим президентом Кореи. При этом во время опроса он получил больше поддержки, чем какой-либо другой потенциальный кандидат.

Пан Ги Мун заявил 25 октября в комментарии агентству Reuters, что будет определяться со своим будущим в январе, когда вернется в Южную Корею после завершения в конце года срока своей работы в ООН. Вместе с тем, как подчеркнул Пан Ги Мун, он "чувствует ожидание многих людей в Корее, что должен работать для лучшего будущего своей страны".

Лидеру оппозиции Мун Дже Ину, который, очевидно, и будет главным соперником Пан Ги Муна на досрочных президентских выборах, опрос определяет рейтинг популярности на уровне 18%.

Южную Корею ждет резкое переформатирование ее политического ландшафта. И хотя у бывшего "президента мира" Пан Ги Муна есть все шансы победить на досрочных президентских выборах, его возраст (72 года), но не совсем успешная деятельность на должности генсека ООН вызывают определенные сомнения в том, что для южных корейцев эти изменения окажутся переменами к лучшему.