UA / RU
Поддержать ZN.ua

"Принцеборство"

В королевской семье Саудовской Аравии начался новый раунд борьбы за власть.

Автор: Виктор Каспрук

В Саудовской Аравии арестованы 11 принцев, четыре министра и бывшие чиновники. Задержанных обвиняют в злоупотреблении властью, отмывании денег, растрате и взяточничестве. Эти аресты санкционировал Высший комитет борьбы с коррупцией. Его еще раньше создал король Салман ибн Абдул-Азиз Аль Сауд, а возглавил принц-преемник Мухаммед бин Салман Аль Сауд.

Однако эта "борьба с коррупцией" является следствием отчаянной борьбы за власть внутри королевской семьи, которая способна усилить дестабилизацию Ближневосточного региона и привести к повышению цены на нефть.

Принц-преемник Мухаммед бин Салман, которому 32 года, готовится перенять роль лидера государства после того, как 81-летний король Салман ибн Абдул-Азиз отречется от престола в конце этого или в начале следующего года. Молодой и амбициозный Мухаммед бин Салман, прежде чем занять трон, делает решительную попытку консолидировать власть в своей семье и среди ее союзников.

Ноябрьская зачистка в Эр-Рияде дает возможность окружению старого короля заранее убрать все препятствия на пути нового лидера и предотвратить возможное сопротивление новому политическому курсу отхода от однозначной опоры на США.

Эту превентивную зачистку в значительной степени спровоцировало сопротивление внутри и за пределами королевской семьи. Речь о том, что будущая коронация Мухаммеда бин Салмана не получила единодушной поддержки главных принцев при утверждении его кандидатуры. И это, умноженное на недовольные амбиции части других членов королевской семьи и чиновников, вполне могло послужить основанием для подготовки заговора.

Поэтому для короля и его преемника было намного проще, действуя на опережение, обвинить часть своей семьи в коррупции, чем в покушении на захват государственной власти.

Централизация власти в руках Мухаммеда бин Салмана происходила в последние два года. Он взял под свой контроль почти все основные отрасли экономики, оборону, внутреннюю безопасность, социальные реформы, внешнюю политику и превратился в самого влиятельного человека в правительстве. Также принц-преемник стал заместителем премьер-министра (а премьер-министром является король) и министром обороны.

Но, в отличие от части королевской семьи, у которой концентрация таких мощных влияний в руках одного молодого принца вызвала недовольство, многие молодые сторонники Мухаммеда бин Салмана поддерживают его амбициозный план модернизации их ультраконсервативного государства и уменьшения его исторической зависимости от нефти.

Его план "Видение Королевства Саудовская Аравия 2030", о котором было объявлено еще 25 апреля 2016 г., состоит из 80 проектов, и каждый из них будет требовать вложений от 3,7 до 20 млн долл. Это и уменьшение зависимости Саудовской Аравии от нефти, и диверсификация ее экономики, и развитие секторов государственной службы, таких как здравоохранение, образование, инфраструктура, отдых и туризм и т.п.

Саудовские реформаторы подчеркивают, что запущенный процесс расследования коррупции предвещает "новую эру" прозрачности, подотчетности и реформ, которые нужны для привлечения иностранных инвестиций. Однако резкие изменения в среде принцев и высших эшелонах власти, эти внезапные аресты могут напугать инвесторов, многие из которых на протяжении десятилетий были ключевыми игроками в саудовском бизнес-сообществе.

Так, арест известного миллиардера-инвестора принца Аль-Валида бин Талала эксперты сравнивают с тем, если бы в США был арестован Билл Гейтс. Ведь 62-летний внук основателя Саудовской Аравии Абделя-Азиза ибн Сауда имеет репутацию наиболее влиятельного бизнесмена своего государства.

Аль-Валиду бин Талалу удалось стать, будучи обычным членом королевской семьи, одним из самых богатых людей в мире и авторитетным инвестором, состояние которого оценивается приблизительно в 18 млрд долл. В последние годы он цементировал свою репутацию большими инвестициями в такие компании, как Twitter и Citigroup.

Внезапный арест этого уважаемого инвестора вместе с десятками высших должностных лиц и бизнесменов привел к еще одному последствию - эти события отрицательно сказались непосредственно на компании принца Kingdom Holdings, которая расположена в Эр-Рияде, и где у него 95-процентная доля. Акции компании упали на 8%.

Саудовская антикоррупционная чистка порождает неуверенность у инвесторов. Ее "ударная взрывная волна" заставит деловые круги и поддерживавший реформу руководящий состав бизнеса Саудовской Аравии призадуматься: а не станут ли они следующими в этом списке?

После арестов членов королевской семьи цена нефти резко подскочила до 64 долл. за баррель. И уже есть опасения, что это может спровоцировать резкий отток капиталов из Саудовской Аравии. Дело в том, что "политическое цунами" в Эр-Рияде произошло именно в то время, когда экономический спад в стране и региональная геополитическая нестабильность ускорили темпы оттока финансов из королевства.

Конечно, можно попытаться уменьшить потенциал непредсказуемых негативных последствий, которые может спровоцировать арест принца Аль-Валида бин Талала, обвинив его в финансовых злоупотреблениях. И объяснить это тем, что Высший комитет борьбы с коррупцией своими бескомпромиссными действиями создает единое игровое поле для всех потенциальных инвесторов. Однако это может вызвать диаметрально противоположные последствия.

На протяжении многих десятилетий коррупция процветала в саудовской экономике. А "вознаграждения" за получение государственных контрактов, которые сопровождали влиятельные государственные чиновники, и бюрократическое удушение конкурентов ради получения финансовой выгоды своих подопечных, стали чуть ли не нормой. И если этого не исправить, то реформирование Саудовской Аравии может оказаться очередной "перестройкой".

Но для того чтобы изменить эту порочную систему, в которой влияние и связи определяют успешность компании или фирмы, нужно ввести единые правила для всех. Прозрачные и понятные, чтобы их реализацию можно было легко проконтролировать.

В отличие от зачистки принцев, действительно имевших возможность манипулировать получением бизнес-договоров и "топить" проекты, в реализации которых не видели для себя коммерческой выгоды, здесь, похоже, что-то другое. А именно - классический захват власти и арест своих соперников и потенциальных конкурентов под лозунгом непримиримой борьбы с коррупцией.

Хотя нельзя исключать и другого варианта развития событий. Например, кронпринц Мухаммед бин Салман таким образом решил просто нейтрализовать на длительное время тех, кто потенциально мог бы оказать мощное сопротивление его реформам. Ведь мало верится, что 11 принцев будут сидеть в обычной тюрьме среди преступников.

Поэтому можно предположить, что ему нужны не сами принцы, а нивелирование их политического влияния и их капиталы. Которые, возможно, будут изъяты для финансирования успешных реформ, а среди них не только изменение экономической политики, но и беспрецедентные в истории Саудовской Аравии культурные реформы.

Амбициозный план Мухаммеда бин Салмана "Видение Королевства Саудовская Аравия 2030", цель которого на протяжении следующих 12 лет революционизировать большинство аспектов жизни саудовцев, нуждается в поддержке общества и нейтрализации тех, кто может ему помешать. Поэтому на время экономической и культурной трансформации саудовского общества принц может поместить своих сановных родственников под домашний арест, а тем, кто будет гарантировать ему, что не будет бороться против его правления и реформ, возможно, со временем позволит выехать за рубеж.

Как бы там ни было, но у принца-преемника Мухаммеда бин Салмана, после того как он станет королем Саудовской Аравии, есть шансы определить развитие своей страны на следующие 50 лет. Реформируя ее под свое видение и геополитические вызовы, стоящие сегодня перед Эр-Риядом.