Военная кампания в Ираке может стать делом ближайших недель. Такое предсказание делает большинство американских наблюдателей после отчета о ходе иракских инспекций, представленного в минувший понедельник Совету Безопасности ООН руководителем международной комиссии Хансом Бликсом.
Напомним, что, согласно требованиям резолюции номер 1441, принятой 8 ноября прошлого года, Ирак должен был раскрыть всю информацию, касающуюся его программ, направленных на создание оружия массового уничтожения, а инспекторы по истечении 60 дней после начала инспекций должны были представить отчет о ходе проверок.
К удивлению многих, ожидавших сочувственной по отношению к Ираку оценки хода инспекций, глава международной комиссии сделал сенсационное обобщение: «Даже сегодня Ирак не принял до конца требование разоружиться, предъявленное ему Советом Безопасности ООН двенадцать лет назад после окончания войны в Персидском заливе».
В отчете отмечается, что в целом Багдад сотрудничал с инспекторами и предоставил доступ ко всем объектам, на которые те хотели попасть. В то же время, по словам Бликса, Багдад принял лишь «букву, но не дух» требований о разоружении.
Инспекторы, судя по всему, не сумели поймать Ирак с поличным на производстве оружия массового поражения, но Бликс привел несколько примеров откровенного нарушения Багдадом последней резолюции ООН. А это, как всегда считала администрация США, должно повлечь безотлагательное наказание режима Саддама Хусейна.
В частности, предоставленный Ираком отчет о программах вооружений на 12 тысячах страниц был, по сути, основан на старых документах и содержал ряд недочетов. Имеются у инспекторов и другие претензии к Багдаду. В частности, Ирак отказал инспекторам в использовании разведывательного самолета У-2 для проведения аэрофотосъемки. В последнее время имели место случаи угроз в адрес инспекторов и демонстраций протеста против их деятельности. Это вряд ли могло произойти без ведома и инициативы иракского руководства, постоянно обвиняющего представителей ООН в шпионаже.
Кроме того, Ирак ничего не может ответить на вопрос о судьбе бесследно пропавших шести с половиной тысяч химических снарядов. Иракцы утверждают, что произведенные объемы нервно-паралитического газа VX так никогда и не были переданы армии, однако информация, которой обладают инспекторы, противоречит этому утверждению. Кроме того, иракские представители не смогли внятно объяснить судьбу запасов вируса сибирской язвы, которые, как утверждает Багдад, были полностью уничтожены. Однако у инспекторов есть данные, что бактериологического оружия было произведено больше, чем было заявлено, и часть его могла избежать уничтожения.
Стало известно также, что Ирак закупил за рубежом ряд товаров, импорт которых запрещен режимом санкций. В частности, в декабре прошлого года были закуплены 300 реактивных двигателей. Последние могут быть использованы для производства ракет.
Наконец иракское руководство отказало инспекторам в проведении бесед с глазу на глаз с одиннадцатью учеными, а в доме одного из ученых были обнаружены документы, касающиеся ядерной программы.
Перечень этих претензий означает, что неожиданно для Вашингтона, ожидавшего гораздо более умеренной оценки действий Ирака осторожным дипломатом, Ханс Бликс в нескольких принципиальных пунктах полностью сошелся с Соединенными Штатами. И если до появления отчета инспекторов ООН у кого-то еще могли сохраняться иллюзии относительно вероятности мирного разоружения иракского режима, то выводы Бликса дают Вашингтону серьезные аргументы в отношении того, что принуждение силой оружия остается единственным способом избавиться от иракского оружия массового поражения. И действительно, если даже в экстремальных условиях, под невероятным давлением, Багдад продолжает скрывать от инспекторов предельно важную информацию, не остается никаких надежд на то, что инспекции когда-либо завершатся успехом.
При этом первая реакция Вашингтона на сенсационные выводы инспекторов была вполне сдержанной — никаких триумфальных заявлений. Госсекретарь Колин Пауэлл сообщил, что в ближайшее время США проведут широкие консультации с союзниками и коллегами по Совету Безопасности ООН, и решения о дальнейших действиях будут приниматься только после этих обсуждений.
В то же время Пауэлл заявил, что время, отпущенное Ираку для избавления от оружия массового поражения, «быстро подходит к концу», и Багдад не нуждается в дополнительном времени для разоружения. Еще более резкая реакция на представленный в понедельник доклад руководителя группы инспекторов в Ираке содержалась в ежегодном обращении президента США к американскому конгрессу.
В своем выступлении Дж.Буш не назвал ни одного нового факта, связанного с нарушениями Ираком требований ооновских резолюций, но пообещал, что в скором времени госсекретарь США представит Совету Безопасности ООН новые доказательства игнорирования Багдадом взятых на себя обязательств. Он вновь призвал страны мира создать коалицию по разоружению багдадского режима, если тот откажется подчиниться воле международного сообщества. Саддам, по словам Буша, пренебрегает мнением ООН, и вместо выполнения резолюций этой организации играет с инспекторами в кошки-мышки. Президент США серьезно опасается, что Ирак может тайно передать оружие массового поражения террористам или помочь им создать собственное оружие.
Буш сказал: если его страна будет вынуждена перейти к активным действиям, то американские вооруженные силы станут сражаться «в полную силу». Завершил он речь обращением к военным, призвав их к решительности, стойкости и вере в Америку. Фактически Буш дал понять, что решение об ударе по Ираку принято, и Соединенные Штаты должны готовиться к войне.
И хотя Белый дом пока не определился с тем, как реагировать на информацию, изложенную в докладе Бликса, американские эксперты убеждены, что соответствующее решение может быть принято уже в начале следующей недели. В частности, Джордж Буш заявил о намерении инициировать заседание Совета Безопасности 5 февраля, чтобы вновь рассмотреть иракский вопрос.
В ходе этого заседания американская администрация подкрепит свои обвинения в адрес Ирака демонстрацией спутниковых снимков, свидетельствующих о том, что Багдад прятал и перевозил с места на место запрещенные вооружения. При этом, по некоторым данным, иногда иракские власти делали это буквально за несколько часов до прибытия инспекторов ООН на тот или иной объект. Кроме того, Вашингтон намерен обнародовать данные разведки, которые могут подтвердить связь Ирака с «Аль-Каидой».
В целом же последовательность действий Вашингтона будет сейчас определятся временем, необходимым для дислокации в регионе сил, достаточных для ведения кампании в Ираке, а на это потребуется еще четыре—пять недель. По мнению аналитиков, боевые действия начнутся не раньше середины марта. Не исключено, что перед тем, как в районе предстоящих боевых действий будут сосредоточены значительные силы США и Британии, Вашингтон и Лондон могут начать воздушную кампанию.
Американские и британские военные наверняка учитывают и тот факт, что к марту температура воздуха в иракской пустыне начнет расти. В июле и августе средняя температура здесь доходит до пятидесяти градусов. Военнослужащим будет еще тяжелее, поскольку вести боевые действия им придется в комбинезонах химзащиты. К тому же в апреле в Ираке начинается период пустынных бурь, что осложнит операции с воздуха. Погода начнет меняться только к октябрю. Однако, по мнению военных, тяжелые погодные условия вовсе не означают, что войну придется отложить, просто вести ее будет гораздо сложнее.
Тем временем представители Пентагона обнародовали некоторые моменты своего плана атаки на Багдад. Телекомпания CBS, ссылаясь на секретный план министерства обороны США, сообщила, что уже за первые две суток массированный удар союзников по Ираку будет настолько разрушительным, что практически полностью подорвет способность регулярных войск Саддама Хусейна сопротивляться. Только за два первых дня военной операции против Ирака США планируют выпустить 800 крылатых ракет.
Согласно плану, имеющему кодовое название «День «А», в течение первых суток операции с самолетов военно-воздушных сил США, а также с американских кораблей и подлодок будет запущено 400 крылатых ракет, на следующий день удар такой же силы будет повторен. Планом «День «А» в рамках первого этапа возможной военной операции против Ирака предусматривается, что ежедневно, беря курс в основном на Багдад, с полным боезапасом на борту, на задание будут вылетать полторы тысячи военных самолетов.
В то же время американские спецслужбы постараются нейтрализовать лично Саддама Хусейна. Специально сформированные группы из состава ЦРУ и спецназа уже сейчас осуществляют разведку в пустынях и в окрестностях крупных иракских городов. Кроме того, используется и специальная техника, позволяющая перехватывать телефонные звонки и переговоры по портативным рациям между Саддамом и представителями высшего иракского руководства.
Подразделения, ведущие поиск, имеют разрешение даже на физическое устранение иракского лидера. Дело в том, что своим прошлогодним указом Джордж Буш обошел запрет на убийство иностранных лидеров или мирных граждан, введенный президентом Фордом. Теперь террористы «Аль-Каиды» не подпадают под этот запрет, поскольку считаются «вражескими комбатантами».
Судя по всему, на сегодняшний день в мире не осталось уже сомневающихся в том, что приговор Саддаму и его окружению уже вынесен, осталось лишь привести его в действие.