UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПРЕЗИДЕНТУ УГРОЖАЮТ ИМПИЧМЕНТОМ. ВО ФРАНЦИИ

Юридический механизм импичмента во Франции очень сложен. Но тем не менее один из депутатов-социал...

Автор: Алла Лазарева

Юридический механизм импичмента во Франции очень сложен. Но тем не менее один из депутатов-социалистов собирает необходимое число подписей в Национальной ассамблее, чтобы попробовать отстранить президента Ширака от власти.

Все началось с кассеты

Все началось с видеокассеты, на которой один из функционеров партии «Объединение в поддержку республики» (ОПР), созданной и долгое время руководимой лично Жаком Шираком, подробно рассказывает о том, как была организована система нелегального финансирования ОПР. Функционер — Жан-Клод Мери — умер полтора года назад от рака. А разоблачительную кассету с его откровениями опубликовала два месяца назад газета «Монд»: видеоматериал был размещен на сайте издания, расшифровка признаний печаталась на первой полосе.

«Все это клевета», — уверенно заявил французам с экранов телевизоров Жак Ширак. И тем не менее следователи взялись за дело. Сначала была вызвана для дачи показаний «теневой бухгалтер» партии Ширака Луиз-Ивонн Казетта. После долгих препирательств недавно она созналась, что Ширак был в курсе «благотворительных пожертвований» предприятий в пользу партии.

Во времена, когда Ширак был премьер-министром и мэром Парижа, пожертвования целиком вписывались в тогдашний закон о финансировании партий. Однако следователей все же смутила деталь, подсказанная на видеокассете Жаном-Клодом Мери. Щедрость проявляли в основном фирмы, занимающиеся обновлением и ремонтом помещений государственного сектора. Прежде чем сделать щедрый жест, они, как правило, получали заказ от парижской мэрии на ремонтные работы.

В конце прошлой недели был арестован один из ближайших соратников Ширака, бывший руководитель его кабинета во времена премьерства и работы мэром Парижа — Мишель Руссен. Его подозревают в организации системы поборов с предприятий (кстати, в пользу не только ОПР, но и нескольких других политических партий). Злополучная кассета свидетельствует, что в период 1989— 1996 гг. лично Мишель Руссен собрал с предприятий 600 миллионов франков.

Ширак как раз возвращался из Ганновера, после очень сложной встречи с Герхардом Шрёдером. Говорят, что новость об аресте Руссена была для президента ударом. «Его никогда не видели таким подавленным, встревоженным», — отметила газета «Либерасьон».

В среду утром Руссен был отпущен на свободу под залог в 300 000 франков. Общественность все активнее требует от президента Ширака выступить в прямом эфире и объясниться с французами по поводу финансовых скандалов. А Арно Монтебур, депутат-социалист, собрал уже 22 подписи из 52 необходимых, чтобы попробовать начать процедуру импичмента против президента Франции.

«Свидетель номер один»

Под таким заголовком на первой полосе газета «Либерасьон» за 4 декабря написала о панике, начавшейся в кругах, близких президенту Шираку. Команда имиджмейкеров под руководством Клод Ширак срочно получила задание определить наиболее удачный момент, когда президент сможет выступить в прямом эфире. Как аргумент «за» упоминается опыт Билла Клинтона, которому только признание о романе с Моникой Левински помогло погасить скандал. Популярный французский велосипедист Ришар Виренк избежал травли в прессе тоже только после того, как признался в употреблении допинга. Однако сам Ширак не спешит с признаниями. «Не сейчас», — отмахивается он от своих советников.

Французские судьи, согласно президентскому иммунитету, не имеют права вызвать Ширака на допрос. Они могут лишь заслушать его как свидетеля — в том случае, если свидетельствовать пожелает сам президент.

Процедура импичмента во Франции предполагает следующий механизм. Сначала обе палаты парламента — Национальная ассамблея и Сенат — должны проголосовать за то, чтобы призвать президента к ответу за определенные предполагаемые преступления абсолютным большинством голосов. Затем необходим всенародный опрос о недоверии президенту. Учитывая, что до следующих президентских выборов во Франции осталось полтора года, история с импичментом, скорее всего, направлена та то, чтобы помешать Шираку получить второй президентский мандат.

Зачем и кому это нужно

Коль скоро Ширак молчит, за него выступают близкие соратники по партии. Они возмущаются «кампанией по дискредитации президента» и во всем винят социалистов, а то и лично премьер-министра Лионеля Жоспена, который якобы затеял всю эту историю с разоблачениями исключительно ради того, чтобы подпитать свой личный рейтинг.

На самом деле оригинал кассеты с разоблачениями какое-то время хранился у личного друга Жоспена — Доминика Строс-Канна, бывшего министра экономики. Сам Строс-Канн заявляет, что действительно кто-то из посетителей как-то принес ему эту кассету, но он никогда так и не находил времени ее просмотреть. В газету «Монд» копию кассеты передал адвокат покойного Жана-Клода Мери, руководствуясь, согласно его объяснениям, последней волей усопшего.

Буквально с первых дней пребывания Жака Ширака у власти начались разоблачения сначала его близких соратников (в частности, тогдашнего премьера Алена Жюппе) в злоупотреблениях властью, в период когда вся тогда еще сплоченная команда Ширака обитала в парижской мэрии. Год назад судьям удалось доказать, что Ширак был по крайней мере осведомлен о фиктивных рабочих местах в мэрии, где числились и получали зарплату, но ни минуты не работали, нужные партии «Объединение в поддержку республики» люди.

Затем последовала серия скандалов с нынешним мэром Парижа Жаном Тибери, от которого поспешил откреститься Ширак. «Мы с Шираком больше не друзья», — две недели назад публично заявил корсиканец Тибери. Для знающих характер этого человека, десятилетиями очень близкого Шираку, фраза прозвучала многообещающе.

Сама партия ОПР слабеет от расколов. Сначала бывший министр внутренних дел, тоже корсиканец, Шарль Паскуа увел все близкое к ультраправым крыло под крышу новой партии — «Объединение в поддержку Франции». Затем последовало скандальное исключение из партии Жана Тибери. Не прекращается очень жесткая борьба за место главы партии.

В преддверии не таких уже далеких президентских выборов лагерь французских правых выглядит весьма растрепанным. В то время как Лионель Жоспен, последовательно воплощая свои предвыборные обещания в жизнь, становится все больше популярным. Он однозначно должен стать кандидатурой номер один на президентский пост со стороны левых. Выгодна ли ему лично окончательная дискредитация Ширака? Всего лишь отчасти.

Гораздо больше жаждут крови Ширака лидеры трех правых партий — Франсуа Байру (Союз за французскую демократию), Ален Мадлен (Либеральная демократия) и Шарль Паскуа (Объединение в поддержку Франции). Каждый из них надеется, в случае «моральной отставки» Жака Ширака, возглавить лагерь правых на президентских выборах. Бойся бывших друзей — они становятся самыми опасными врагами, — говаривали древние.

Впрочем, история с разоблачениями — не только отображение предвыборной конкуренции. Лучшие из французских судей более двухсот лет добиваются того, чтобы власть предержащие также подчинялись закону, как и все остальные граждане. «Президент республики не стоит над законом. Мы не можем требовать от народа скрупулезно соблюдать букву закона и одновременно позволять нарушать его тому, кто призван быть гарантом законности», — объясняет свой демарш с импичментом депутат Арно Монтебур, в прошлом — блистательный адвокат.

Гражданская позиция Монтебура, а также следователей по делу финансирования партии Ширака позволяет сымпровизировать некий закон сохранения политической энергии. Каждое общество — бедное или богатое, демократическое или сползающее в тоталитаризм — рано или поздно проходит через периоды очищения, позволяющие принципиально переставить политические акценты. В эти периоды энергия недоверия, накопившаяся в «простых людях», их усталость от всяческих PR- кампаний, попыток манипуляций общественным сознанием создают, как правило, новое по качеству политическое мышление, выставляют новую систему отсчета. Если, конечно, общество накопило достаточную критическую массу гнева.