UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПРЕУВЕЛИЧЕННАЯ УГРОЗА

По обеим сторонам Атлантики разрастается новый скандал. Прошло два месяца после окончания войны в Ираке, а следов иракской программы по созданию и хранению оружия массового поражения не найдено...

Автор: Михаил Соколовский

По обеим сторонам Атлантики разрастается новый скандал. Прошло два месяца после окончания войны в Ираке, а следов иракской программы по созданию и хранению оружия массового поражения не найдено. Теперь американская и британская общественность хочет знать, насколько честными были руководители Соединенных Штатов и Великобритании, распространяя информацию об имевшихся у Ирака запасах ОМП.

Наиболее шумно разоблачительные процессы проходят в Америке. Решение начать разбирательство по вопросу о том, не преувеличила ли администрация Буша угрозу, исходившую от Ирака, принял законодательный орган страны. На днях глава специального комитета сената по разведке Пэт Робертс подтвердил, что Конгресс намерен выяснить, не были ли сфальсифицированы разведданные для того, чтобы оправдать военную операцию против Ирака. Само собой разумеется, что любые негативные результаты такого разбирательства могут нанести серьезный ущерб популярности президента США. Именно поэтому в администрации Джорджа Буша срочно начали поиск козла отпущения. В качестве последнего, судя по всему, решили использовать американскую разведку.

После того как Пентагон начисто отмел обвинения в том, что является фальсификатором данных об оружии массового поражения Саддама Хусейна, ЦРУ стало единственным органом, на которое можно перевести гнев возмущенной общественности.

В минувший понедельник главный представитель демократической партии в сенатском комитете по вооруженным силам Карл Левин выступил с заявлением по поводу того, что главное разведывательное ведомство страны преднамеренно утаило часть имевшихся у него данных от инспекторов ООН, работавших в Ираке в течение нескольких месяцев. Левин подчеркнул, что если бы общественность знала о сокрытии данных от инспекторов, то «требования продолжать проверки в Ираке были бы куда более настойчивыми». По наблюдениям журналистов, этот сенатор критиковал поведение спецслужб в иракском конфликте и раньше, однако впервые он выступил с конкретным и детально обоснованным обвинением.

Ранее несколько сотрудников ЦРУ признали, что администрация США оказывала на них определенное давление при сборе данных и подготовке доклада по иракскому оружейному арсеналу. В американской прессе со ссылкой на неназванного высокопоставленного представителя ЦРУ замелькали сообщения о прошлогодних «многократных и необычных визитах» в управление вице-президента США Ричарда Чейни, а также руководителя его аппарата Льюиса Либби. Эти визиты послужили определенным сигналом, что от разведывательного ведомства «ждут определенного продукта», который бы послужил предлогом для военного вторжения в Ирак.

Бывшие и нынешние сотрудники разведки наперебой стали вспоминать о том, что давление исходило не только от Чейни, но и от первого заместителя министра обороны США Пола Вулфовица, а также (правда, в гораздо меньшей степени) и от самого директора ЦРУ Джорджа Тенета.

Администарция Буша гневно отмела эти подозрения. Два высокопоставленных правительственных чиновника — заместитель госсекретаря Джон Болтон и заместитель министра обороны Дуглас Файт, комментируя эти заявления, в один голос категорически опровергли слухи в отношении того, что администрация оказывала давление на американскую разведку, добиваясь от нее подтасовки данных об оружейных арсеналах Ирака.

Сам же президент Буш в ответ на эти обвинения еще раз объяснил свое решение начать войну с Ираком необходимостью ответить на угрозу, исходившую от иракского диктатора. А критиков своих действий он назвал «ревизионистами, желающими переписать историю».

Как бы то ни было, если документы, имеющиеся в распоряжении сенаторов, дадут повод усомниться в точности развединформации ЦРУ, Джорджу Тенеру, директору разведуправления, придется всю вину взять на себя и уйти. В противном случае он поставит под удар самого президента, ибо именно Буш клятвенно заверял сенаторов накануне войны, что ЦРУ не ошиблось, оружие есть и он его найдет.

Что касается других соучастников военной кампании Вашингтона, то правительства Испании и Австралии поспешили заявить: у них своих разведок в Ираке не было и они полностью полагались на заверения американского президента. Правительства же тех стран Центральной Азии, которые в той или иной степени поддержали США в войне, предпочитают отмалчиваться. У них-то уж точно не было своих спецслужб в Ираке, и они пошли на поводу у американцев.

Видимо, исходя из этих предпосылок, Белый дом назначил ответственным за поиски ОМП в Ираке именно директора ЦРУ. По данным американской прессы, в распоряжение Джорджа Тенета передаются более тысячи американских солдат и гражданских служащих, тщетно пытающихся в Ираке найти доказательства того, что Багдад обладал запасами химического и бактериологического оружия.

Судя по публикациям в американской прессе, Тенет не очень обрадовался новому поручению. Директор ЦРУ в последние месяцы подумывал о том, чтобы покинуть свой пост, и ждал подходящего момента. Теперь же, получив такое задание, Тенет «уйдет в отставку либо героем, либо козлом отпущения».

В Лондоне, так же как и в Вашингтоне, на этой неделе началось официальное расследование, которое должно выяснить, не ввело ли правительство в заблуждение парламент страны, пытаясь доказать необходимость войны с Ираком. Конечно, в Британии дебаты проходят в несколько ином русле по сравнению с США. Здесь предполагается, что кто-то в промежуточном звене информационной цепи выделил именно те оценки в докладах разведки, которые стали обоснованием необходимости начала военной кампании. Самый яркий пример этому — утверждение, что иракским войскам на полную готовность к применению химического оружия нужно всего 45 минут.

В Британии выводы расследования также могут иметь серьезные последствия для престижа премьер-министра Тони Блэра. Правда, скептики указывают на то, что комитет, проводящий расследование, подчинен непосредственно премьеру, часть его заседаний будут закрытыми и выводы расследования могут быть подвергнуты правительственной цензуре.

Хотелось бы отметить, что в войне против терроризма разведка действительно занимает центральное место. Любое политическое решение в этой сфере зиждется прежде всего на материалах, выводах и оценках «рыцарей плаща и кинжала». И если накануне войны в Ираке американская разведка хотя бы частично докладывала политикам то, что они хотели услышать, значит, принимавшиеся лидерами решения могли быть изначально ошибочными.

Специалистам по разведке часто не удается точно определить надвигающуюся опасность. Например, во времена «холодной войны» мощь Советского Союза постоянно преувеличивалась. В итоге развал страны стал для многих сюрпризом. Один из ветеранов-аналитиков, многие годы отдавший служению своей стране в рядах ЦРУ, отметил, что Белый дом часто получал такой анализ ситуации, какой он желал.

Однако, несмотря на все последние разоблачения, правительства США и Великобритании два месяца назад и в самом деле верили в реально существующую опасность. И потому на протяжении большей части войны их солдаты были вынуждены терпеть неудобство средств химзащиты и поддерживать высокую бдительность. Справедливости ради следует также отметить, что Совет Безопасности ООН хоть и не поддержал военную акцию в целом, тем не менее верил, что режиму Саддама Хусейна есть за что отвечать. И даже проголосовал за то, чтобы дать Ираку последний шанс для выполнения взятых на себя обязательств.