UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПРАВОВЕРНЫЙ ДЕМОКРАТ

Предвыборная кампания в Соединенных Штатах продолжает развиваться по своим законам, с соблюдением отработанных десятилетиями ритуалов и правил...

Автор: Михаил Соколовский

Предвыборная кампания в Соединенных Штатах продолжает развиваться по своим законам, с соблюдением отработанных десятилетиями ритуалов и правил. Для каждого из ее этапов у сторон имеются свои домашние заготовки, а эффективность их использования легко определить по колебаниям настроений американцев, собирающихся поучаствовать в ноябрьских выборах.

Еще в начале лета кандидат республиканцев Джордж Буш убедительно опережал своего соперника на добрый десяток процентов, а к середине июля Эл Гор как-то незаметно «подобрался» к нему почти вплотную. Говорят, что демократы добились этого во многом благодаря постоянным напоминаниям избирателям того, что губернатор Техаса не слишком сведущ в вопросах международной политики и хитросплетениях вашингтонских коридоров. Однако команда Буша дала своим оппонентам достойный отпор, использовав для этого свой предвыборный съезд и подобрав для своего кандидата достойного вице-президента.

На прошлой неделе этот съезд выдал мандат официального претендента на Белый дом от республиканцев Джорджу Бушу, а вместе с ним — и баллотирующемуся на пост вице-президента бывшему министру обороны США администрации Буша-старшего Ричарду Чейни. Мероприятие республиканцев было прекрасно организовано, отменно проведено и принесло искомые результаты: рейтинг кандидата в президенты от республиканцев Джорджа Буша резко подскочил, и, согласно последним данным телекомпании CBS, он сейчас обгоняет Гора на 15 очков: 50 против 35 процентов. И все же, каким бы удачным ни был съезд, техасскому губернатору, по мнению наблюдателей, удалось заручиться столь массовой поддержкой товарищей по партии и потенциальных избирателей в большей степени именно благодаря авторитету Чейни.

Демократы со своей стороны к тому повороту событий были готовы и готовили своим сторонникам и соперникам сюрприз. Они прекрасно знали, что после предвыборных съездов партия всегда резко набирает очки, но всплеск этот нередко бывает временным. Гору нужен был неожиданный и эффектный ход, который «смазал» бы триумф Буша, вернул бы внимание избирателей демократам. Выбор у него был небольшой — кандидатура вице-президента и предвыборный съезд его партии. Съезд состоится 14 августа в Лос-Анджелесе, и демократы серьезно на него рассчитывают, напоминая избирателям, что сорок лет назад в том же городе ими был номинирован кандидатом в президенты Джон Кеннеди, президентство которого открыло в американской истории новую страницу.

Однако еще до съезда Гор сделал неожиданный блестящий ход. В минувший понедельник неофициальный пока кандидат на пост президента США от демократической партии объявил об избрании человека, который будет в связке с ним баллотироваться на должность вице-президента. Такое предложение Гор сделал сенатору от штата Коннектикут Джозефу Либерману. В борьбе за номинацию на вице-президентскую работу Либерман обошел трех других сенаторов — Джона Керри из Массачусетса, Джона Эдвардса из Северной Каролины и Эвана Бая из Индианы, хотя еще за день до этого большинство наблюдателей склонялось к тому, что Гор предпочтет иметь в качестве своего «заместителя» одного из трех последних.

Тем не менее, он избрал себе в напарники 58-летнего сенатора, имеющего серьезный авторитет в Конгрессе. И этим шагом Альберт Гор убил сразу нескольких зайцев. Либерман стал первым в истории США ортодоксальным евреем, номинированным на пост вице-президента. Конечно, в Америке не принято обращать внимание на этническое происхождение политиков. Однако национальность напарника Гора играет особое значение в предвыборных раскладах демократов. Даже сторонники вице- президента охотно признают, что, остановив свой выбор на еврее, он рассчитывает на то, что ажиотаж, который неизбежно должен был вызвать такой выбор, смажет остаточное впечатление от закончившегося недавно предвыборного съезда республиканцев.

Во-первых, интерес у публики неизбежно вызовет сам образ жизни еврея-ортодокса, подробности которого отныне постоянно будут занимать достаточно места в американских масс-медиа. Уже сейчас телевидение и пресса с упоением смакуют то, что Либерман ест только кошерное и свято блюдет субботу: не пользуется в шабат транспортом и электричеством, не пишет и не занимается политической деятельностью.

К тому же кандидатура вице-президента обязательно найдет отклик в сердцах представителей многочисленной еврейской общественности США, которая традиционно симпатизирует демократам. Американские еврейские организации уже успели отреагировать на выбор Гора с восторгом.

Потеряет же Гор в этом случае немного, и в этом уверено большинство американских политологов. Их аргументы сводятся к тому, что те избиратели, которые не будут голосовать за кандидата от демократов только потому, что с ним баллотируется еврей, не стали бы за него голосовать в любом случае.

А кроме перехватывания инициативы у своего соперника, вице-президент может использовать фигуру Либермана и в других целях. Американская пресса сейчас на все лады цитирует меткое выражение политолога Джо Голдстайна, отметившего, что выбор Гора явился, по сути, его декларацией независимости Гора от Клинтона, за которым при всей его популярности тянется длинный хвост скандалов, так мешающий его потенциальному преемнику.

Либерман всегда был активным, работая в Сенате, однако всей стране он стал известен во время сексуального скандала с Биллом Клинтоном. В сентябре 1998 года он стал первым видным демократом на Капитолийском холме, публично осудившим своего президента за низкий моральный облик. Падкие на сенсации американские телевизионщики среагировали мгновенно и повели себя так, как и рассчитывала команда демократов, невольно подыграв Гору. Буквально через несколько часов после объявления о его выборе по телевидению уже вовсю крутили выдержки из той речи Либермана, в которой он, клеймя позором Клинтона за связь с Моникой Левински, гневно восклицал: «Такое поведение не просто неподобающе. Оно безнравственно!».

Тогда это выступление стало сигналом для начала повальной критики президента. Не знаю, что говорил Клинтон о нынешнем избраннике своего вице-президента два года назад, но ему тогда удалось выстоять, и сегодня он может с чистой совестью называть Либермана «одним из самых выдающихся общественных деятелей» Соединенных Штатов.

Нужно признать, что такая характеристика в полной мере отвечает действительности. Кандидат в вице-президенты от демократов пользуется большим моральным авторитетом в обеих партиях. В тот период, когда скандал с Клинтоном только начинал набирать обороты, республиканцы вовсю превозносили Либермана, несмотря на то, что он принадлежал к лагерю их оппонентов. Сейчас же они осознали, какую опасность он представляет для них, и, похоже, принялись за поиски в нем изъянов. Либерману наверняка припомнят былую левизну — например, тот факт, как, будучи студентом Йельского университета, он помогал организовывать протесты против вьетнамской войны, пользуясь финансовыми возможностями отца, владевшего в Коннектикуте винной лавкой.

Однако это может вызвать отрицательные эмоции главным образом у людей, исповедующих правые взгляды, которые и так будут голосовать за Буша. К тому же в свое время Клинтон тоже боролся против войны и уклонился во время нее от призыва, но это не помешало ему попасть в президенты, несмотря на активное использование этого факта республиканцами во время обеих предвыборных кампаний — 1992 и 1996 годов.

Кроме того, впоследствии Либерман занимал ряд позиций, которые вполне отвечали принципам, исповедуемым республиканцами. Так, он выступал за увеличение военного бюджета, поддержал вторжение в Панаму в 1989 году, а в 1991 году ратовал за войну с Ираком. Некоторые эксперты, не понаслышке знакомые с веяниями, царящими на Капитолийском холме, считают, что без Либермана резолюция, санкционировавшая операцию «Буря в пустыне», не прошла бы через Конгресс.

В то же время Либерман никогда не изменял принципам своей партии, за ним не спроста закрепилась характеристика «правоверного демократа». Он является бескомпромиссным борцом за введение ограничений на частное владение оружием и за свободу абортов. При этом он заявил, что позиция по поводу абортов явилась для него плодом «мучительных раздумий» и периодических консультаций с раввинами.

В общем, Либерман является идеальным партнером Гора в предвыборной гонке. Однако в том случае, если демократы победят на выборах в ноябре, у новой администрации вполне могут возникнуть проблемы с вице-президентом на внешней арене. Интересно, как отнесутся палестинцы к личности ортодоксального еврея, выступающего посредником на их переговорах с израильтянами? И что скажут о нем те же российские оппозиционеры из числа патриотов и коммунистов, во всем видящие происки мировых сионистов, при обсуждении, скажем, вопросов сокращения ядерных арсеналов?