Кабинет министров, сформированный после избрания Жака Ширака президентом республики, оказался самым недолговечным за всю историю Пятой республики (т.е. с 1958 года). 6 ноября, проработав практически полгода, правительство вынуждено было уйти в отставку. Новый состав кабинета (не в пример украинской практике) был утвержден уже на следующий день.
Причины отставки - пробуксовка обещанных социальных реформ, неудачи на внешнеполитическом поприще, непопулярный рост налогов при сокращении пенсий и замораживании зарплат госслужащим, незадавшаяся реформа государственной структуры... «Урок, который суждено было извлечь господам Шираку и Жюппе, - пишет «Ле Монд», - это осознание того, что невозможно составить эффективное правительство только из приятелей по избирательной кампании, а также того, что не стоит только затем усложнять исполнительную структуру, чтобы всем друзьям хватило портфелей».
Реальность отрезвила французского президента, заставив вернуться к прежней, классической схеме правительства: из команды ушло большинство женщин и прежних сотрудников парижской мэрии, не имевших ранее министерской практики. Число министров сократилось с 42-х до 32-х. Некогда разделенное на отдельные самостоятельные структуры министерство социальных дел вновь объединилось. В правительство пригласили нескольких отвергнутых ранее сторонников экс-премьера Эдуарда Балладюра, выступивших против Ширака во время первого тура президентских выборов.
В обновленное правительство Франции вошли четыре парламентария. Среди них - Франк Боротра, ставший министром индустрии, почты и коммуникаций, убежденный противник европейской интеграции; министр по проблемам территорий, городов и интеграции республиканец Жан-Клод Годен; близкий как к прошлому, так и к нынешнему премьерам, министр по общественным делам, государственной реформе и децентрализации Доминик Пербен; а также побывавший с визитом в Киеве Ален Ламассур, ставший министром-делегатом при министре экономики и финансов. Ламассур уполномочен выступать пресс-секретарем правительства, а также быть ответственным за бюджетную политику государства. (Заранее можно предвидеть, что ему придется очень нелегко, ибо приоритетная задача сокращения бюджетного дефицита согласно требованиям Маастрихтстких соглашений, находящаяся в его прямой компетенции, относится к разряду почти невыполнимых). В целом группа «верных Балладюру» значительно усилилась и представляет теперь треть нового правительства.
Определяя партийные раскладки правительства, можно заметить что только половина новых министров состоит в рядах правящей партии «Объединение в поддержку республики», тринадцать - члены правоцентристского объединения «Союз за французскую демократию» и трое - беспартийные. Такая команда, по оценкам французских наблюдателей, выглядит более удачно сбалансированной, чем предыдущая, с явным креном в сторону ОПР и «верных Шираку».
Есть ли у нового Кабинета министров шансы кардинально изменить ситуацию? Оппозиция по этому поводу высказывается достаточно скептически, отмечая, что полумеры и полуперемены - залог в лучшем случае полууспеха. Однако сохранивший свой пост премьер-министр Алан Жюппе оптимистичен более, чем когда бы то ни было. Он пообещал разуверившимся было французам чудодейственную новую программу по выходу из кризиса. Похоже, что Франция не откажет себе в удовольствии быть очарованной новыми обещаниями.