UA / RU
Поддержать ZN.ua

Правительство — жертва кризиса

Бельгийское правительство пало жертвой кризиса не потому, что не смогло противостоять рецессии, а...

Автор: Алексей Коваль

Бельгийское правительство пало жертвой кризиса не потому, что не смогло противостоять рецессии, а наоборот, потому, что попыталось слишком активно и неумело защититься от нарастающих негативных тенденций в национальной экономике и финансовой сфере. Как следствие — премьера обвинили в посягательстве на законность и вынудили добровольно уйти.

В этой истории нет ничего удивительного. Если бы все это не происходило в Бельгии, которая за последний год переживает уже четвертый политический кризис, а большую часть прошлого года несколько месяцев вообще прожила без действующего правительства. Весной потребовались неимоверные усилия и политическая воля, чтобы составить коалицию из пяти партий, просуществовавшую менее года. Впрочем, за этот короткий срок глава кабинета Ив Летерм уже не раз носил королю Альберту Второму прошения об отставке. Делал это всякий раз, если что-то шло не так, как он хотел. Напомним, что «цементирующим» элементом его правительства и его сверхзадачей была «государственная реформа» — процесс постепенного превращения Королевства Бельгия в конфедерацию двух областей — Фландрии и Валлонии. Сегодня с уверенностью можно сказать, что со своей главной миссией Летерм также не справился. Хотя порой создавалось впечатление, что на посту бельгийского премьера как раз тот человек, который нужен стране для разрешения растущего кризиса в отношениях фламандцев и франкофонов.

Но по злой иронии именно в этом вопросе он достиг менее всего. Премьер успел только усадить за стол переговорщиков из северной и южной частей страны. Но сам не стал активной стороной переговоров, которые в нынешних сложных обстоятельствах имеют весьма туманные перспективы на успех. Многие ожидали, что бельгийский политический горизонт будет безоблачным еще по крайней мере несколько месяцев, до муниципальных выборов в июне 2009 года и выборов Европарламента. Но экономический и финансовый кризис внес свои коррективы.

Правительству Летерма пришлось заниматься совсем не тем, чем он хотел изначально. На повестку дня встали вопросы не столько политической реформы и межобщинного диалога, сколько социально-экономического развития. 14 октября, открывая оче­редной политический сезон на заседании парламента страны, Летерм представил программу действий своего кабинета «для смутного времени и самого сложного кризиса за последние 100 лет». В ней главное внимание было уделено вызовам, которые встанут перед страной в условиях кризиса. По данным Летерма, кри­зис обойдется стране в 4,5 млрд. евро, но даже в этих условиях премьеру удалось нарисовать депутатам весьма красочную картину будущего года — рост ВВП на уровне 1,2% (несмотря на прогноз МВФ в 0,2% для всей Еврозоны), дополнительные 6 млрд. евро для поддержки экономики страны и еще ряд «точечных» мер. Даже газеты симпатизирующей Летерму фламандской части страны назвали этот «сбалансированный бюджет» «нереалистичным», «чрезмерно оптимистичным и неконкрет­ным». Одним из наиболее интерес­ных аспектов программы было то, что в своих усилиях по сдерживанию кризиса федеральное правительство уповало на под­держку и финансовые вливания со стороны регионов. И это при том, что Летерм всегда был сторонником финансовой самостоятельности провинций. А теперь призывал к большей координации усилий, несмотря на политические, языковые и прочие различия.

Премьер Ив Летерм искренне пытался найти способ разрешения проблем банковской сферы страны, которая первой пострадала от спада. Так, в частности, все платежеспособные банки Бельгии получили гарантии государства до 31 декабря 2009 года, усилены защитные меры для вкладчиков депозитов от 20 до 100 тыс. евро. Однако этих мер оказалось недостаточно, чтобы спасти ситуацию в двух крупных банках — Dexia и Fortis. Для первого власть разработала схему гарантий при участии правительств Люксембурга и Франции. Для Fortis была применена более мудреная схема — активы банка были разделены на бельгийскую и голландскую части. Правительства Бельгии и Нидерлан­дов по взаимной договоренности их выкупили. Однако затем произошло следующее: правительство Летерма сразу решило продать 75% своего пакета французскому банку BNP Paribas. Договоренность о сделке была проведена в начале октября, однако в ноябре вкладчики-миноритарии Fortis из Люксембурга посчитали, что такие действия правительства Бельгии, совершенные без их одобрения, незаконны, и добились через суд «замораживания» сделки BNP Paribas на 65 дней, сославшись на то, что стоимость бельгийского правительственного пакета была определена неправильно. Суд также постановил, что вкладчики должны до 12 февраля сами решить, нужно ли продавать акции французскому банку. Летерм думал побороться, но тут случился скандал — верховный суд страны направил в парламент жалобу о том, что правительственные круги (Летерм прямо не был назван) оказывали давление на служителей Фемиды с целью недопущения негативного для правительства Бельгии и BNP Paribas решения по делу банка Fortis. Законодатели немедленно создали комиссию для расследования дела.

Данное обвинение — более чем серьезное в Европе — заставило министра юстиции Бельгии, а потом и самого Летерма заявить о своей отставке 19 декабря. И это даже несмотря на то, что коалиция заявила о поддерж­ке действий премьера. Летерм отверг обвинения в своей личной заинтересованности в решении суда, хотя также признал, что один из его советников контактировал с судьей, рассматривавшим дело Fortis накануне вынесения решения.

Король Альберт Второй был вынужден принять отставку Летерма. В то же время в предрождественском обращении к нации призвал партии коалиции сформировать новое правительство и избрать премьера без проведения досрочных выборов. «Я думаю, что ответственность будет руководить каждым из нас для формирования нового правительства, которое эффективно сможет справиться с экономическими, социальными и финансовыми проблемами нашей страны и сможет продолжить реформы», — заявил монарх.

Однако в рядах коалиции однозначности нет, слишком велики проблемы, с которыми столкнется будущий премьер. Король пока назначил одного из бывших премьеров Вилфреда Мартенса «посредником» на межпартийных переговорах. Однако пресса страны обращает внимание на потенциальную возможность занять премьерский пост другого бывшего бельгийского премьера (с 1992 по 1999 гг.) Жана-Люка Деана. В течение 11 лет он представлял христианско-демократическую партию в составе правительства Бельгии. По мнению ряда бельгийских экспертов, он мог бы возглавить правительство до июня 2009 года, когда, скорее всего, состоятся досрочные выборы. В нынешних условиях это, пожалуй, было бы наилучшим вариантом.

Сценариев, при котором Бельгия смогла бы избежать нового политического кризиса, не много, и все зависит от ответственности участников нынешней коалиции. Если бы партии, представленные в теперешнем парламенте, договорились бы о кандидатуре нового премьера, коалиция могла бы просуществовать и до 2011 года, позволив парламенту отбыть полный срок. И кроме того, пережить кризис. Тем более что пока большинство членов правящей коалиции являются противниками досрочных выборов в следующем году. Но хотят в то же время сделать так, чтобы партийная конфигурация, существовавшая в правительстве Летерма, в той или иной форме сохранилась. А это сделать очень сложно. Поскольку здесь и колеблющиеся фламандские националисты, и христианские демократы, которые не хотят утратить свой вес. И франкофоны, могущие, например, за свое согласие потребовать спустить на тормозах или отсрочить переговоры о «конфедерализации» Бельгии, с чем, вероятно, не согласятся фламандские партии.