UA / RU
Поддержать ZN.ua

Последнее предупреждение

Тегеран, отчаянно отстаивающий свое право на работы в ядерной сфере, в прошедший понедельник получил от мирового сообщества желтую карточку...

Автор: Владимир Ким

Тегеран, отчаянно отстаивающий свое право на работы в ядерной сфере, в прошедший понедельник получил от мирового сообщества желтую карточку. Совет Безопасности ООН принял резолюцию №1696, содержащую требование к Тегерану пойти на сотрудничество с
МАГАТЭ и до 31 августа приостановить все работы (в том числе и научные) по обогащению и переработке урана. Если Иран не выполнит это условие, то СБ ООН рассмотрит вопрос о применении против него мер в рамках статьи 41 главы VII Устава ООН. Последняя предусматривает экономические и политические санкции — «полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений».

Постоянный представитель Соединенных Штатов при ООН Джон Болтон заявил, что это первая резолюция Совета Безопасности по Ирану, которая выражает всю серьезность ситуации и решимость Совета. От себя добавим, что она также отражает и существующие противоречия между постоянными членами СБ ООН в их отношении к ядерной программе Ирана. Ведь принятая резолюция — компромисс между обладающими правом вето членами ооновского Совбеза.

В первоначальном варианте, подготовленном Францией, Великобританией и Германией, Ирану грозили немедленным введением санкций в случае, если до 31 августа Тегеран не прислушается к требованию мирового сообщества. Но против такой постановки вопроса выступили Россия и Китай — две страны, играющие в Совбезе роль защитников Ирана. Именно под их давлением была смягчена окончательная формулировка. И в результате СБ ООН решил, что в случае, если Иран не остановит работы по обогащению и переработке урана, вопрос о введении санкций против этой страны будет еще только обсуждаться.

Однако этот пункт, предоставляющий еще одну отсрочку Тегерану, равно как и прогнозы, что в конечном счете если санкции и введут, то они будут иметь мягкий характер, — слабое утешение для Ирана. Тревожным сигналом для иранского руководства стало то, что резолюцию №1696 все же поддержали Россия и Китай. (Единственная страна, проголосовавшая против — Катар, — не обладает правом вето в Совете Безопасности ООН. «Документ нужный, но нельзя принимать его сейчас, когда земля Ближнего Востока в огне», — заявил катарский посол при ООН Насир аль-Насер.)

Очевидно, что своей непримиримой позицией Тегеран вывел из себя не только своего старого противника — Вашингтон, но и давних союзников — Москву и Пекин. Напомним, что в прошлом Кремль не раз предлагал Тегерану осуществлять обогащение урана на российской территории, но иранское руководство отнеслось к этой идее с прохладцей. И теперь оба государства — РФ и КНР, до последнего времени сопротивлявшиеся тому, чтобы СБ ООН принял резолюцию, допускающую применение против Ирана экономических и политических санкций, уже настоятельно и жестко рекомендуют Тегерану прекратить обогащение урана и принять условия, подготовленные «шестеркой» посредников по урегулированию иранского ядерного кризиса (Великобритания, Франция, Соединенные Штаты, Россия, Китай, а также Германия) еще в начале июня.

Суть предложений «шестерки» (до сих пор так публично и не озвученных ни официальными представителями стран-посредников, ни Европейского Союза), по информации западных СМИ, заключается в следующем. В обмен на немедленную и безоговорочную приостановку ядерных разработок Ирану безвозмездно передают реактор на легкой воде, а также предоставляют пакет экономических льгот, охватывающих ядерную энергетику, экономическую деятельность и сферу безопасности. Кроме того, как явствует из утечек в массмедиа, Вашингтон предложил Тегерану в обмен на сворачивание его ядерной программы снабжение иранского режима запасными частями, поставляемыми американской компанией Boeing и европейской Airbus.

Несколько недель назад президент Ирана Махмуд Ахмадинежад пообещал внимательно изучить предложенный «шестеркой» пакет и дать ответ до 22 августа. Но согласятся ли иранцы теперь? Эксперты утверждают, что еще остается время для того, чтобы в непростой ситуации сохранить лицо и попытаться избежать введения санкций.

Пока же Тегеран прогнозированно негативно воспринял решение Совета Безопасности ООН. Махмуд Ахмадинежад назвал его неприемлемым, а иранский МИД заявил, что резолюция не имеет под собой правовых оснований, и ее принятие приведет к еще большему напряжению в ситуации вокруг иранской ядерной программы. «Сегодня Иран является обладателем ядерной технологии, и это должны учитывать все. Все, кто думает, что с Ираном можно говорить на языке силы и угроз, пусть знают, что они сильно ошибаются», — сказал иранский президент. Он также подчеркнул, что Иран действует в ядерной сфере в соответствии с международным законодательством и выступает за мир и стабильность на земле. Не обошлось без традиционных угроз прекратить сотрудничество с МАГАТЭ и выйти из Договора о нераспространении ядерного оружия, о чем мировое сообщество предупредил глава парламентской комиссии по национальной безопасности Ирана Алаэддин Боруджерди.

Как будут развиваться дальнейшие события, предсказать достаточно трудно. Существуют вполне обоснованные предположения, что главная цель резолюции №1696 — поторопить теократический Иран с решением принять предложения, подготовленные «шестеркой» посредников. Но не стоит упускать из виду, что консервативное духовенство (и, прежде всего, духовный лидер страны аятолла Хаменеи) имеют весьма серьезное влияние на выработку политики страны. В том числе и в ядерной сфере. Также очевидно, что нынешняя ситуация в Ливане серьезно влияет на решение иранской ядерной проблемы. И потому маловероятным кажется, чтобы страны, входящие в Совет Безопасности ООН, инициировали жесткие экономические санкции: ведь в условиях войны с Ливаном это стало бы дополнительным стимулом для роста цен на нефть.