UA / RU
Поддержать ZN.ua

Последнее иранское предупреждение. Ядерные амбиции Ирана дают США основание готовить новую войну на Востоке

Угрозы Тегерана возобновить переработку урановой руды на заводе в Исфахане стали реальностью. Эт...

Автор: Иван Сагайдачный

Угрозы Тегерана возобновить переработку урановой руды на заводе в Исфахане стали реальностью. Это решение и возможное начало проведения таких работ на будущей неделе не идут вразрез с Договором о нераспространении ядерного оружия, так как нет доказательств, что Иран будет использовать данную технологию для производства оружия массового поражения. Однако США и ЕС раздули из происходящего скандал, обвиняя Тегеран в нарушении международных договоренностей, и грозят санкциями.

Иран принял принципиальное решение о возобновлении переработки урана в среду — в день, когда Махмуд Ахмадинежад принял полномочия нового главы государства. Консервативное правительство страны дало понять, что оно не намерено добровольно отказываться от прав, которые давно и как бы явочным порядком себе обеспечили Израиль, Пакистан, Индия, а также, возможно, КНДР — де-факто все они ядерные государства, непризнанные мировым сообществом. Однако появление в этом «нелегальном» ядерном клубе именно Ирана не приветствовалось особо. И тому много объяснений. Иран может создать первую «мусульманскую» ядерную бомбу, которая будет угрожать Израилю. Во-вторых, обладая ядерным арсеналом, Иран способен стать экономическим лидером мусульманского востока, его ядерные мощности станут хорошим подспорьем запасам нефти и газа. В политике Тегеран сможет активнее распространять по миру идеи ислама и религиозной демократии. Находясь между Ираком и Афганистаном, Иран таким образом будет представлять непосредственную угрозу для американских интересов на огромных пространствах Центральной Азии и Ближнего Востока. А в связке с крупнейшими странами Евразии, как, например, Россия и Китай, может и вовсе превратиться в заметного игрока на мировой арене. Заметим лишь, что это будет сила, которая в последние четверть века постоянно находилась в конфронтации с Соединенными Штатами, и так же, как и Китай, и Россия, отвергала гегемонизм и односторонние действия в международных делах, и со своей стороны выдвинув доктрину «диалога цивилизаций» (которую у Ирана многократно пытались украсть те или иные государства, выдавая за собственную). Вот и новый президент Ирана в своем первом публичном выступлении заявил, что он хотел бы видеть мир свободным от оружия массового поражения. По его словам, это одна из причин которая лишает человечество «справедливости». Ради этой справедливости Ахмадинежад, готов отстаивать право Исламской республики обладать технологиями, в том числе и ядерными, которые по сути позволяют стране оставаться независимой. Более 10 лет тому назад такого права США лишили Украину, заставив Киев «добровольно» отказаться от участия в строительстве АЭС в иранском Бушере. Тем не менее эта АЭС скоро заработает, и во многом благодаря тому, что свое право ее строить отстояли россияне. Опять-таки Россия же будет поставлять в Иран ядерное топливо для станции, однако иранцы считают, что в последствии им нужны собственные мощности по производству ядерного топлива. Вот для этого им и необходима технология переработке урана.

Крупнейшие страны Европейского Союза — Франция, Германия и Великобритания — не то, что хотели бы лишить Тегеран его суверенных прав, однако предложили ему замысловатую сделку. Взамен отказа от планов обладать ядерными технологиями они должны были предоставить Ирану пакет экономических, энергетических и финансовых инициатив вкупе с определенными политическими гарантиями безопасности. Переговоры проходили очень сложно несколько месяцев, и, по данным Тегерана, свой пакет инициатив так называемая евротройка обязалась предоставить до первого августа. Европейцы настаивают, что каких-либо сроков с Тегераном не определяли. Говорят, что Ирану следует подождать. Однако тот готов выйти из процесса диалога с европейцами уже сейчас, попросту не понимая его дальнейшего смысла.

Вашингтону, который все эти месяцы лишь наблюдал за ирано-европейским диалогом и не вмешивался, такая ситуация выгодна вдвойне. Во-первых, она покажет несостоятельность претензий Евросоюза на роль лидера, способного решать международные проблемы. Во-вторых, провал переговоров дает Вашингтону основание обвинять Тегеран в вынашивании планов завладеть запрещенным оружием.

Но даже при наихудшем для США развитии событий Иран самостоятельно сможет произвести достаточное количество оружейного плутония для создания ядерной боеголовки не ранее чем в начале будущего десятилетия, а то и позже. Такие данные содержатся в новейших докладах разведывательного агентства министерства обороны США. Однако для Белого дома эти оценки кажутся не очень впечатляющими, и здесь прислушиваются к другим голосам. По мнению ряда экспертов и сенаторов, ядерная бомба будет у Ирана уже через три-четыре года. Так считает, например, Раймонд Тантер, зам. председателя Иранского политического комитета, основанного полгода назад в Вашингтоне бывшими чиновниками госдепа и минобороны. На взгляд ряда обозревателей, США не будут сидеть сложа руки и ждать, когда Иран станет ядерным. На минувшей неделе многие мировые СМИ перепечатали небольшую заметку из журнала «Американский консерватор», который в номере от 1 августа сообщил, что, по данным из хорошо осведомленных источников, Пентагон получил распоряжение из офиса вице-президента США Дика Чейни на всякий случай подготовить план превентивного удара по Ирану, причем с использованием как обычного, так и ядерного оружия. Необходимость применения такого оружия объясняется тем, что целями для удара определены примерно 450 стратегических объектов на иранской территории, часть из них хорошо укреплена, а также находится глубоко под землей, и не может быть уничтожена ракетами с обычными боеголовками. Как пишет журнал, утечку этой сверхсекретной информации обеспечили офицеры ВВС США, которые были подключены к разработке плана. Некоторые из них, по данным журнала, были шокированы, когда узнали о том, что им предстоит сделать и каковы возможные последствия таких ударов, однако они не смогли возражать вышестоящему начальству, опасаясь за свою карьеру. По словам военных, в задании нет ссылок на какие-либо сроки возможной атаки и нет упоминания о том, что она может стать ответом на расконсервацию работ по переработке урана.