UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПОЛЬСКИЕ ГАСТРОЛИ ВЛАДИМИРА ПУТИНА

Визита президента России в Польшe ждали долго — свыше восьми лет. За это время между Польшей и Росс...

Автор: Владимир Павлив

Визита президента России в Польшe ждали долго — свыше восьми лет. За это время между Польшей и Россией бывали периоды такого охлаждения отношений, что страны общались лишь на уровне нот между дипломатическими службами. Только после прихода к власти в России прагматика Путина отношения между Москвой и Варшавой начали меняться в лучшую сторону. За период его президенства Варшаву посетили высокие российские правительственные чиновники: председатель Совета нацбезопасности, министр иностранных дел, премьер и другие. В соответствии с логикой, приближалось время визита президента. Но пока при власти оставались польские правые — до осени 2001 года, этот визит так и не состоялся. Как сказал «ЗН» один из «правых» парламентариев, «с приходом к власти в Польше левых сил в польско-российских отношениях всегда наступает потепление». И в самом деле, за первых два месяца деятельности в Польше нового левого правительства Москву посетили несколько официальных польских делегаций — во главе с премьером Лешеком Миллером, вице-премьером Мареком Полем и, наконец, с самим президентом Александром Квасьневским. Во время встречи Квасьневского с Путиным в Москве и была определена окончательная дата приезда российского президента в Польшу.

По мере приближения этого визита польское ожидание становилось все более нервозным. Накануне приезда иногда возникали ассоциации с настроениями провинциального городка, куда должна приехать с концертом мировая поп-звезда. Сначала польские СМИ проинформировали общественность о том, что Путин прилетит из Москвы с женой и произнесет речь в Сейме. Потом выяснилось, что прилетит из Парижа, без жены, и речи не будет. «Это плохо, — говорили нам представители правых фракций. — Это несерьезно!» Голоса с правой стороны политической сцены заявляли, что было бы неплохо, если бы Путин сподобился на какой-нибудь «неожиданный жест» в адрес польского народа. Их же оппоненты предостерегали — «не требуйте от президента России чересчур многого».

Проанализировав публикации польской и российской прессы накануне визита, можно обнаружить, что поляки придавали визиту несравнимо большее значение, нежели россияне.

То, чего ожидали россияне, несмотря на общую риторику о «переломе в отношениях», восстановление экономического сотрудничества и т.д., было бы даже трудно определить, если бы на следующий день после прибытия президента в Польшу не прилетел шеф «Газпрома» Алексей Миллер, который, скорее всего, «дожал» поляков в «газовых делах», в частности в деле построения так называемой «перемычки», то есть ветви газопровода в обход Украины.

Польские же чаяния были значительно разнообразнее. Для общественного мнения было весьма важно, чтобы российский президент хоть как-то покаялся перед польским народом за его страдания, причиненные сталинским режимом. Например, чтобы «склонил голову» перед памятником полякам, замученным в СССР, а не только возлагал цветы возле могилы Неизвестного солдата и возле монумента советским воинам. «Вряд ли на это можем надеяться», — предупреждали разные публицисты и оказались правы. Однако без неожиданности не обошлось: сначала президент России подарил президенту Польши архивные документы польского национального героя — генерала Сикорского, а потом возложил «не запланированные в протоколе» цветы к памятнику воинам Армии Краевой и «государства в подполье». Поляки оценили эти жесты главы российского государства.

Польские бизнесмены связывали этот визит с надеждой возвратиться на российский рынок, почти полностью утраченный ими в период августовского кризиса 1998 года. Позиция поляков в строительном бизнесе России была чуть ли не самой крепкой среди зарубежных фирм. С ностальгией вспоминают добрые времена на российском рынке и польские производители мебели и сельскохозяйственной продукции. И, несмотря на декларирование добрых намерений, этот визит так и не дал конкретного решения, а именно долгожданного создания межправительственного Совета охраны инвестиций, без которого возвращение на российский рынок чересчур рискованно. Сегодня торговое сальдо в пользу россиян составляет около 3 млрд. долларов. Правда, 88% российского импорта — газ и нефть.

Поэтому руководство страны много надежд возлагало на решение проблем, связанных с поставками в Польшу российского газа и его транзитом в страны западной и южной Европы через польскую территорию. Польское правительство хотело бы добиться от россиян пересмотра 25-летнего контракта, по условиям которого Польша обязалась покупать столько российского газа, сколько ей сейчас не нужно, а излишки это же соглашение запрещает перепродавать. Россияне готовы пойти навстречу, но, разумеется, ожидают уступчивости в ответ. Один из элементов «уступчивости» — это согласие Польши на построение упомянутой уже «перемычки» в обход Украины. Судя по «теплой атмосфере», сопровождавшей польский визит Путина, россиянам и полякам о многом удалось договориться. Принято решение, что премьеры обеих стран будут встречаться, как минимум, дважды в год, а также создадут Комитет по делам стратегии сотрудничества. Немало меньших соглашений экономического характера были подписаны во время ІІ Экономического форума Польша—Россия.

Однако большинство комментариев сходятся на том, что было бы ошибочно оценивать важность визита Путина только по количеству принятых экономических решений, провозглашенных деклараций или сделанных обеими сторонами «жестов». Оба президента на самом деле лишь задекларировали «перелом» в отношениях, которые, в свою очередь, должны были бы стать сигналом «время» — среди политиков, бизнесменов, деятелей культуры, научных работников. А какие это принесет результаты, сегодня еще никто не берется прогнозировать.