UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПОЛЬША ВБЛИЗИ: ЖЕЛАНИЯ И РЕАЛИИ

Прошел год со времени приема Польши в НАТО. Эйфория, предшествовавшая и сопровождавшая этот истор...

Автор: Мирослав Вербовый

Прошел год со времени приема Польши в НАТО. Эйфория, предшествовавшая и сопровождавшая этот исторический акт, продолжалась недолго, поскольку на долю Польши — уже члена-новичка Атлантического союза — выпало большое испытание, каковым был балканский вооруженный конфликт. Польским политикам тогда пришлось здорово поработать, чтобы найти убедительные аргументы для оправдания перед общественностью военных действий. Однако, если решение о вхождении Польши в НАТО было единодушно одобрено всеми политическими силами, от правых до левых, а также подавляющим большинством общественности, то в вопросе стремления Варшавы возможно скорее стать членом Европейского союза такого единодушия уже нет. Дело в том, что некоторые партии, в том числе и парламентские, а также общественность, особенно село, не поддерживают усилия правящей коалиции — Акции выборчей «Солидарность» и Унии свободы, — направленные на быстрое вхождение Польши в Евросоюз.

Дискуссия, разворачивающаяся вокруг этого вопроса в контексте октябрьских президентских выборов, раскрывает целый ряд проблем, которые Польша должна разрешить. В частности, речь идет об унификации польского законодательства с правовыми требованиями Европейского союза. После последнего визита польского премьера Ежи Бузека в Брюссель стало ясно: будет ли Польша членом Евросоюза в 2003 — 2004 году, а то и позже, в огромной степени зависит от готовности Варшавы. Польский парламент должен в ближайшее время рассмотреть и принять изменения в более чем 100 законах. Запад устами председателя Романо Проди откровенно заявил, что попытки Варшавы завершить переговоры с Евросоюзом о вступлении Польши в эту структуру в первой половине следующего года — нереальны. Таким образом, визит в Брюссель главы польского правительства констатировал одно: Польша свои стремления должна обосновать не только стабильным экономическим развитием, но и выполнением многих узловых требований, выдвигаемых странами ЕС. Попытка польской стороны оправдать запаздывание в этом вопросе одновременным проведением в стране четырех реформ: административной, образовательной, страховой и здравоохранения — не возымела действия на мнение Брюсселя.

Действительно, одновременный запуск упомянутых реформ, учитывая несовершенство отдельных развязок, вызвал резкую критику действий правительства не только со стороны оппозиции, но и породил широкое недовольство общественности. Особенно болезненно отражаются изменения в системе здравоохранения и образования. Значительный хаос спровоцировала реорганизация системы страхования. Поэтому негативное настроение, связанное с неудачами первых шагов проведения реформ, распространилось на остальные сферы польской жизни. Своеобразным доказательством этого служит низкий рейтинг правительства и лидеров правящих партий, и соответственно высокий — оппозиционного Союза демократической ливицы и президента А.Квасьневского.

Но, несмотря на весеннюю политическую метель, Польша все же продолжает свою трансформацию. Успехов, несомненно, больше, чем поражений. Валовой доход брутто возрос в прошлом году на 4,1% (в Венгрии — на 3,5%). Прирост мог быть еще больше, если бы Польшу не зацепило российским кризисом 1998 года. Но Польша все равно остается региональным лидером экономического развития.

Одной из существенных проблем была угроза инфляции. Эксперты считают, что причинами возрастания годовой инфляции, которая вместо предусмотренных бюджетом 8,1% достигла 9,8%, являются подорожание нефти, уступки правительства требованиям земледельцев (повышение закупочных цен на зерновые), резкое снижение в прошлом году Советом денежной политики процентных ставок, а также крах страховой компании, которую пришлось спасать миллиардными кредитами.

Сегодня самой большой проблемой становится безработица, уже охватившая почти 14% трудоспособного населения. Именно поэтому по требованию крупнейших профсоюзов в ближайшее время сейм будет обсуждать пути решения этого вопроса. Для сравнения: в Венгрии и Чехии безработица составляет 9,4%, в Словакии превысила 20%.

Стремясь возможно скорее вступить в Евросоюз, правительство Польши должно, кроме упомянутой унификации законодательства, найти общий язык с селом, т.е. в большей степени учитывать его требования. Польское село, имеющее значительные излишки собственной продукции, опасается, что после вступления в Евросоюз оно не выдержит конкуренции с западноевропейскими производителями. Поэтому, хотя бы на переходный период, оно добивается поддержки со стороны государства, чтобы не проиграть ценовую битву. Кроме того, остро стоит вопрос продажи земли иностранцам. Здесь в первую очередь речь идет об ограничении размеров приобретаемых участков (например, не более 50 га).

Дальнейшая интеграция Польши в Западную Европу, несмотря на внутренние проблемы, в определенной степени угрожает развитию отношений с Украиной. Об этом говорилось на недавно состоявшейся люблинской встрече «Польша — Восток-2000», в которой приняли участие политики, производственники, бизнесмены, политологи Польши, Украины, России и Беларуси. Украинская сторона подчеркивала на ней, что вхождение Польши в Европейский союз не должно происходить за счет украинско-польских отношений. И хотя присутствие на этой конференции премьеров Польши Е.Бузека и Украины В.Ющенко подтверждало исключительную важность взаимных контактов между Польшей и Украиной, особенно на фоне беспрецедентного похолодания в отношениях между Москвой и Варшавой, и почти враждебности между Минском и Варшавой, но вопрос о том, насколько Варшава и Киев сумеют от декларативности перейти к конкретным шагам, остался открытым. Польское правительство со своей стороны готовит специальную программу действий по отношению к Украине, в частности положение о визах. Как и чем ответит на это Киев, покажет время.