UA / RU
Поддержать ZN.ua

Польша: лакмус евровыборов

Польская ситуация особенна тем, что здесь выборы в Европарламет стали чем-то вроде первого раунда в серии четырех важных голосований, предусмотренных в 2014-м и 2015-м гг.

Автор: Якуб Логинов

В тот день, когда Украина избирала нового президента, в Польше и большинстве других стран ЕС проходили выборы в Европарламент. Для поляков это уже третья еврокампания - прежде своих депутатов в ЕП они избирали в 2004-м и 2009-м гг. И тут парадокс: хотя подавляющее большинство (75-85%) польских граждан удовлетворены членством в ЕС, явка на евровыборах уже в который раз была крайне низкой - всего 23,8%. И избиратели, и кандидаты совершенно не интересовались общеевропейскими вопросами. В ходе кампании доминировали внутриполитические темы, а именно - какая из двух основных партий ("Гражданская платформа" или ПиС) получит больше голосов, и преодолеют ли избирательный порог новые политические субъекты.

Евровыборы:
как должно быть

Сначала напомним, о чем именно идет речь. Ибо даже сами польские избиратели не очень понимали, за кого голосуют, и какие полномочия получат избранные ими депутаты. Итак: каденция Европейского парламента длится пять лет, в нем заседают 766 депутатов из всех 28 стран ЕС. У каждого государства есть фиксированное количество своих представителей (у Польши - 51), что зависит от количества населения страны, но не является пропорциональным ей (у небольших государств немного больше депутатов, чем это следовало бы из количества жителей). Выборы в Европарламент проводятся во всех государствах - членах ЕС. В этот раз они проходили 22–25 мая (четверг-воскресенье). Причем конкретный срок выборов и избирательная ординация - это решение самого государства. Большинство стран провели выборы в воскресенье 25 мая (в частности и Польша), но, например, в Нидерландах они состоялись в четверг 22 мая, в Словакии, Мальте и Латвии - в субботу, а в Чехии продолжались два дня (пятница и суббота).

Теоретически избиратели голосуют не за представителей своих стран, а за депутатов, которые должны заботиться об общих интересах всех 28 государств ЕС. Поэтому депутаты, избранные по спискам национальных политических партий, в начале новой каденции вступают в общеевропейске фракции. Но на самом деле на евровыборах побеждают все же внутриполитические темы - так же было в этот раз и в Польше. Однако польская ситуация особенна тем, что здесь выборы в Европарламет стали чем-то вроде первого раунда в серии четырех важных голосований, предусмотренных в 2014-м и 2015-м гг. Так, в октябре 2014-го состоятся выборы в органы местного самоуправления, весной 2015-го - президентские, а осенью 2015-го - парламентские выборы.

Двухпартийная система вечно жива

Последние выборы в очередной раз подтвердили лидерство "Гражданской платформы" Дональда Туска, которая заняла первое место с результатом 32,1%, получив в Европарламенте 19 мест. Почти столько же голосов - 31,8% - и столько же депутатов имеет "Право и справедливость" Ярослава Качинского. Такой результат был для Платформы приятной неожиданностью, потому что в течение последних месяцев рейтинги показывали преимущество партии Качинского, поскольку многие избиратели уже устали от долгого (с 2007 г.) правления Туска. За восстановление поддержки Дональд Туск может поблагодарить Януковича и Путина, так как именно Евромайдан и аннексия Крыма сыграли значительную роль в изменении избирательных предпочтений поляков - о чем далее.

На фоне соревнований между двумя гигантами происходила не менее важная борьба за выживание для субъектов поменьше, имеющих амбиции сломать политическую дуополию ГП-ПиС. Речь идет о партиях правого спектра, а именно "Польша вместе" Ярослава Говина (куда входит известный проукраинскими взглядами уже бывший депутат Павел Коваль), "Солидарная Польша" Збигнева Зьобро (отколовшаяся от ПиС) и леволиберальное "Твое движение" Януша Паликота, который в 2011 г. неожиданно преодолел избирательный порог на выборах в Сейм (польский парламент), а теперь потерпел поражение.

Для небольших партий выборы в Европарламент являются прекрасной возможностью засветиться и попытаться сломать диктат двух крупных игроков. Ведь здесь не действует фактор "потерянного голоса", который много значит на парламентских выборах. Поскольку большинство поляков считают выборы в Европарламент неважными, чтобы не сказать - непонятными и ненужными, небольшим партиям легко убедить избирателей, чтобы они не боялись за них голосовать.

"Не бойтесь, что облюбованная вами партия не преодолеет 5-процентный барьер. На этих выборах не надо голосовать по принципу меньшего зла, для этого придет время выборов в Сейм. А сейчас просто голосуйте за нас", - убеждал Павел Коваль из "Польши вместе". В подобном тоне говорили и политики "Солидарной Польши", которые позиционировались как лучшая альтернатива для тех сторонников правых сил, которым не импонирует Ярослав Качинский. Не получилось. Эти две партии, имевшие амбиции заменить Туска и Качинского, все же не преодолели избирательный барьер, получив соответственно 3,1 и 4,0%.

Аналогичная ситуация - и слева от Платформы. Вопреки ожиданиям, избирательный барьер не прошел комитет "Европа плюс" (3,6%), созданный партией "Твое движение" Януша Паликота вместе с бывшим президентом Александром Квасьневским и многими звездами - интеллектуалами левых сил. "Твое движение" (бывшее "Движение Паликота") оказалось, таким образом, сезонной партией, хотя еще недавно о нем говорили как о политической силе, способной заменить Платформу и взять власть. Сам Януш Паликот неоднократно говорил о себе как о будущем премьере, который вместе с Александром Квасьневским основательно перестроит государство, покончит с консервативно-христианскими традициями и создаст в стране "вторые Нидерланды" (имеется в виду либеральное, светское мировоззрение). Не вышло. Такой результат более всего обрадовал главного конкурента Паликота и Квасьневского - Лешека Миллера, потому что его "Союз демократических левых сил" (в прошлом посткоммунисты) остается единственной реальной политической силой среди социал-демократов (9,4% и пять депутатов).

Антиевропейские настроения

Выборы 2014 г. войдут в историю Евросоюза тем, что на них довольно заметные позиции заняли крайние правые силы - с националистическим и антиинтеграционным уклоном. Противники евроинтеграции получили особенно большую поддержку во Франции, Греции и Германии, и можно ожидать, что ближайшая каденция Европарламента будет особой - националисты уже заявили, что "их запомнят". Эти тенденции проявились и в Польше, где впервые за время польского членства в ЕС в Европарламент прошла политическая сила, которая является радикальным противником Евросоюза и заявляет о своей поддержке политики Владимира Путина и российской оккупации Крыма. Речь идет о "Конгрессе новых правых сил", который получил 7,1% и отправил в Европарламент четверых депутатов (в частности лидера партии Януша Корвин-Микке).

Корвин-Микке - весьма специфическая персона, которого ранее воспринимали скорее в категориях политического фольклора. Он - радикальный сторонник свободного рынка и в то же время - противник демократии (что не мешает ему баллотироваться на каждых выборах) и ставленник монархии. Известный своими радикальными и простыми "рецептами", которые особенно привлекают молодых людей, - например, "ликвидировать все налоги", "разогнать банду четырех" (речь идет о четырех основных партиях) и т.п. Всех политиков, заседающих в Сейме, Корвин-Микке называет социалистами, между которыми нет никакой разницы, Евросоюз - "Евроколхозом" или "Союзом социалистических европейских республик", который обещает развалить изнутри. Лидеру "Новых правых сил" присущи скандальные высказывания в адрес женщин (дескать, мужчины имеют право их бить, а женщины должны сидеть на кухне), сексуальных меньшинств (не цитируем из-за нецензурной лексики) и инвалидов.

Идолами для Януша Корвин-Микке являются Александр Лукашенко и Владимир Путин. В частности, он считает правильной политику Путина относительно Украины, которую он называет "сезонным государством". "Россия имела право аннексировать Крым", - неоднократно заявлял лидер "Новых правых сил".

Добавим, что Януш Корвин-Микке в течение последних 20 лет безуспешно, но довольно последовательно пытался попасть в парламент, каждый раз набирая всего 1–2%. Причем он участвовал во всех возможных выборах: парламентских, президентских, местных, даже в досрочных сенатора - и всегда с одинаково низким результатом. Интересно то, что вопреки возрасту Януша Корвин-Микке (ему 71 год), опорой для него и его партии является молодежь: среди студентов поддержка достигает 15%, а среди несовершеннолетних учащихся, которые не могут голосовать, - еще больше. Интересно и следующее: во всяческих виртуальных рейтингах на популярных сайтах партия Корвин-Микке зачастую получала невероятно высокие места, а потом на реальных выборах получала традиционные 2%. Поэтому нынешние 9% в реальном голосовании - самая большая неожиданность этих выборов. Социологи и политики говорят о новой продолжительной тенденции и предполагают, что это только начало рождения новой, антисистемной и пропутинской силы, которая может играть большую роль в польской (и не только) политике - особенно после ближайших парламентских выборов.

Выборы в тени Украины

Как уже упоминалось, евровыборы состоялись в тот же день, что и президентские выборы в Украине, - 25 мая. И это не только символическое совпадение. Ведь Украина, крымский кризис и отношение к политике Путина были главным мотивом этой кампании и существенно повлияли на результат голосования. Например, многие польские выпуски новостей начинали с информации об украинских выборах, а только после этого сообщалось о польском голосовании, что тоже красноречиво свидетельствует о ситуации.

Комментаторы часто повторяют, что Евромайдан и российская агрессия стали настоящим подарком для изможденного Дональда Туска, терявшего поддержку осенью 2013 г. Люди устали от действующего премьера, а рейтинг ПиС превышал на 10% рейтинг Платформы (30 против 20%). В самой Платформе серьезно рассматривали вариант замены премьер-министра - чаще всего речь шла о вице-премьере Эльжбете Бенковской. А Дональда Туска хотели "отправить" на какую-то высокую международную должность.

Все изменилось после начала Майдана, когда Дональд Туск использовал момент и стал весьма активно поддерживать Украину и заявлять о санкциях против России. Такая позиция всех удивила: Туск начал проводить политику, присущую покойному Леху Качинскому, которого он в свое время критиковал. В такой ситуации отпал главный аргумент Ярослава Качинского и его партии, которые уже не могли подвергать критике Туска за пророссийские взгляды, как это было прежде. Дональд Туск, Радослав Сикорский и Бронислав Коморовский тоже начали говорить об угрозе безопасности Польши, а именно о возможности военного вторжения России - пусть не сейчас, но через несколько лет. "В ситуации, когда Польша в опасности, нужно поставить на опытную команду и не проводить экспериментов", - убеждали политики Платформы. Как показали результаты выборов - успешно.

Другие политические партии также не остались в стороне украинского и российского вопроса. Весьма активным был, в частности, Павел Коваль, один из лидеров "Польши вместе" Ярослава Говина - партии, которая не преодолела 5-процентный барьер. Другие партии решили акцентировать в своей позиции не просто поддержку Украины и призыв к санкциям против России. Януш Паликот, в частности, подчеркивал, что "бумажки", договора (в том числе и членство Польши в НАТО) - ничего не стоят, и единственной гарантией безопасности Польши будет принятие валюты евро. Ведь эвентуальная нестабильность Польши будет означать проблемы всей еврозоны, и потому немцы или французы будут заинтересованы в соблюдении гарантий безопасности. А лидеры "Союза демократических левых сил" и Польской народной партии (коалиционный партнер "Гражданской платформы", 6,8% и четыре депутата) намекали, что не следует так настойчиво поддерживать Украину, поскольку это будет означать экономические проблемы со стороны России.

В завершение следует упомянуть о том, что вместе с выборами в Европарламент состоялся местный референдум в Кракове, на котором жители города отвергли идею проведения зимних Олимпийских игр 2022 г. и проголосовали за строительство метрополитена и велодорожек. По этой причине явка на евровыборах в Кракове была самой высокой в Польше - "аж" 36% (для Польши это много), против 23,8 в среднем по стране.