Дискуссии о том, кем же на самом деле является новый российский президент, пожалуй, уже стали достоянием истории. Ряд шагов, предпринятых на фронтах реорганизации власти в России и наведения порядка в олигархических рядах, дают все основания полагать, что стиль правления Путина в значительной степени отличается от методов руководства, осуществляемого его предшественником и окружением Ельцина. Теперь можно спорить о том, насколько хватит нового российского президента, взявшего курс на наведение экономического порядка в стране. По крайней мере все его последние действия четко указывали на то, что Путин настроен на восстановление российской державности и намерен сделать это путем компилирования методов царских полномочий и европейских механизмов. Инвентаризация улова, сделанного в мутной воде ельцинской приватизации, проводимая командой Путина, имеет своей целью не только устранение власти олигархов как политического института. Путину необходима полная казна. И за наполняемость бюджета он готов вести серьезную борьбу. По крайней мере сейчас.
Доходы от экспорта природного газа — одна из весьма внушительных составляющих российского бюджета. Но голубой поток газпромовского газа в Европу процеживает Украина. Именно поэтому судьба газопровода и несанкционированные отборы газа из него — это то, что гораздо больше волнует Россию, чем долги Украины перед «Газпромом».
На самом деле история «экспроприации» не принадлежащего нам газа из транзитного магистрального газопровода своими корнями уходит в советские времена, когда никаких ограничений не могло быть. После замены административных границ государственными мало что изменилось. На самом деле об отборах газа российские чиновники, отвечающие за газовую монополию, вспоминали и до прихода Путина к власти, но далеко не так активно, поскольку подобному поведению украинской стороны всегда находились объяснения. И только в тех случаях, когда «объяснения» не приходили в срок или в несогласованных размерах, ответственные чиновники начинали бить в набат: «Украина ворует газ!» Эти конфликты достаточно быстро улаживались. Сейчас же на смену боярской думе царя Бориса пришла более практичная, с государственной точки зрения, команда Путина. Но ведь в Украине таких перемен не произошло. За всю историю несанкционированных отборов ни руководство энергетических генераций, сидящих на трубе, ни чиновники НАКа, ни чиновники Министерства энергетики, ни директора заводов, ни даже те, кто проложил несанкционированные и нигде не зарегистрированные ответвления от транзитного газопровода не понесли никакой ответственности. Более того, не нужно быть Михаилом Алексеевичем Потебенько для того, чтобы уяснить, что история Украины знала трех людей, нанесших самый серьезный вред казне и престижу государства своими методами работы на газовом рынке. Один из них делит камеру с «латиносом» в американской тюрьме, другая руководит топливно-энергетическим комплексом страны, а третий не только недавно заручился поддержкой народа в избирательном округе, но и имел честь быть приглашенным в узкий круг празднующих день рождения Президента. Вот такой дифференцированный подход... С подобным багажом неравенства и безнаказанности мы и пытаемся вести переговоры с Россией о газовых долгах и судьбе газопровода. В такой ситуации, когда «у рояля все то же», из тупика переговоры может вывести только ломовой нажим российской стороны. Договариваться со страной, руководству которой нужны не взятки, а наполнение бюджета, более или менее удачно можно только в той ситуации, когда политические группы крови совпадают. А сейчас это совсем не так и поэтому российское донорство, способное существовать лишь на условиях дающего энергетическую кровь, может просто лишить жизни реципиента.
На самом деле, если заглянуть чуть глубже, то станет предельно ясно: вся наша беда в нечистоплотности взаимоотношений с партнерами, и Россия — один из главных, но далеко не единственный пример. Наша пресловутая «многовекторность» уже давно превратилась в бесхребетность. Безусловно, политика государства не всегда может быть честной, но она всегда должна быть принципиальной. Жаловаться на Россию на Западе и говорить об интеграции в европейские и евроатлантические структуры, а в России говорить о стратегическом партнерстве и паразитировать на их газе — не самая лучшая линия поведения для европейского государства. Может быть, наконец, кто-то возьмет на себя труд не только сформулировать, но и отслеживать принципы мирового общежития Украинского государства. Может, кто-нибудь четко скажет, что, например, в этом вопросе мы можем уступать, в этом — мы не сдвинемся с места ни за какие коврижки. И подобным образом пройдя через ломку собственного и соседского сознания, мы все же заставим себя и других считаться с Украиной как с порядочным, предсказуемым и ответственным партнером?
Финляндия не превратилась в российскую Мексику только потому, что в свое время сделала именно так. Почему этого не хочет сделать Украина? Потому что у нас нет свежих идей? Потому что европейскими мы хотим быть только на словах? Потому что мы не хотим на газовую трубу ставить счетчик, который стоит на немецких газопроводах и считает проходящий по трубе газ до кубического сантиметра? Потому что мы не хотим иностранную компанию пускать участником в предполагаемом СП между НАКом «Нефтегаз-Украина» и «Газпромом» (50/50), только потому что тогда мы не сможем воровать газ? Потому что большинство власть предержащих в Украине свои капиталы зарабатывают на энергетической монополии России? Потому что при ведении газовых переговоров кое-кто с украинской стороны с повышенным вниманием относится к тем цифрам, которые идут на ум, а не в бюджет? Этих «почему» может быть миллион. Но если мы не поймем, что жить нужно по-другому, то события будут развиваться лишь по одному варианту. Престиж и перспективы Украины будут положены на жертвенный алтарь теми, кто нынче старыми или нереалистическими способами пытается решать существующие проблемы. СП на трубе без западного участия — это такая же проблема, как и наивность считающих, что Украина сможет вообще отказаться от закупок российского газа и закупать исключительно туркменский.
Лично я готова перезимовать с буржуйкой ради того, чтобы флаг моей страны не был просто цветовым пятном возле входа в Организацию Объединенных Наций. Но я как гражданка Украины категорически отказываюсь это делать, если зимовать подобным образом придется только потому, что кто-то в оффшорных зонах получает «откат» за помощь в вытягивании долгов или кто-то за эти деньги настреляет белых медведей на Северном полюсе.
Однако некоторые любопытные моменты есть и в поведении российской стороны. Свое возмущение перманентным исчезновением газа из трубы она выражает в последнее время весьма четко. Однако Россия и слышать не хочет об изменении условий оплаты транзита своего газа через украинский газопровод. Это и понятно. Ведь если цены за транзит по Украине станут европейскими, то «Газпрому» будет очень сложно демпинговать на европейском рынке. Но уж если мы такие плохие, то почему бы Москве не изменить советской привычке и не перестать продавать газ Европе на западной границе бывшего Советского Союза? Продавайте его на российско-украинской границе, заключайте контракт на транзит или пусть это делают западные потребители, которые, в случае нарушений, в судах на клочки разорвут мошенничающую Украину. Что ж такое? Как же так?
Среди массы коммерческих объяснений подобного нежелания России есть и политические. Транзитный газопровод, проходящий через нашу территорию, — это не только один из весомых аргументов украинской стороны в переговорах по различным вопросам с Россией, но это и весьма мощный инструмент влияния России на украинский рынок и на Украинское государство. По словам весьма компетентного источника, специализирующегося на украино-российских отношениях, нынешняя российская команда куда сильнее, чем ельцинская, увязывает экономические уступки с российской стороны и ответные политические уступки с украинской. Схематично это выглядит так. Мы вам 5 млрд. кубов газа, — вы вступаете в таможенный союз; мы вам еще 5 млрд. кубов, а вы нас поддерживаете по ПРО. Кстати, о ПРО. Ситуация с украинской реакцией на конфликт, возникший между Штатами и Россией, может являться одним из немногих примеров принципиальной позиции Украины. Принципиальной и сочетающейся с национальными интересами. Как стало известно «Зеркалу недели», украинские дипломаты обеим сторонам столкновения, обращавшимся за поддержкой, заявили одно и то же(!): «Вы согласно Меморандуму о гарантиях безопасности Украины являетесь гарантами нашей безопасности. Поддержка в данной ситуации России (Америки), означала бы для Украины потерю одного из мощнейших гарантов нашей безопасности. Поэтому — извините».
Но если лоббировать российские политические интересы в Украине пока приходится самой России, то российские экономические интересы в Украине страхуют сами власть предержащие, имеющие украинское гражданство. Именно между ними — проводниками инвесторов на украинские предприятия — сейчас и разразится самая серьезная борьба за ответственного за двусторонние отношения (читай лоббиста номер один). Достаточная беспомощность нашего посольства в Москве, широта открывающихся перспектив, обусловленных окончанием приватизации в России и накопившимися лишними деньгами от нефтяного бума, уход из правительства С.Тигипко, умевшего найти общий язык по многим, главным образом государственным вопросам двусторонних экономических отношений, открывают тендер по опеке перспективного направления. А инвестиции уже начали идти. Непраздный интерес к различным единицам украинской экономики проявляют такие серьезные игроки, как «Лукойл», «Альфа», Национальный резервный банк России, «Сибалюминий». Не за горами то время, когда в Украину прийдет «Газпром». И в данном случае речь не о газопроводе, а о целой сети сопутствующих предприятий, задействованных в производстве оборудования для различных транзитных газо- и нефтепроводов и источников добычи. Стоит ли бояться российских инвестиций в таком количестве? Наверное, стоит, если в очереди за ними стоит на каждый объект как минимум по одной западной фирме. А если не стоит, так, может, не нужно кокетничать?
Так может быть, стоит бороться за то, чтобы они все-таки пришли? Не особо потратившись на пути к покупаемому заводу. Может быть, пусть лучше люди работают, предприятия платят налоги в бюджет, а не находятся в управлении, когда из них выпиваются последние ликвидные соки? Может быть, пускай российский капитал путем налаживания производства помогает наполнять нам бюджет, из которого мы заплатим за российский газ? И это, как ничто другое, даст нам свободу жизнеизъявления. Может быть, если Ющенко не смог привести деньги с Запада, то политика государственного прагматизма подскажет ему, как их привести с Востока. Именно ему — человеку теоретически способному балансировать между представлениями о национальном достоинстве и экономическими реалиями. Именно ему — политическому деятелю, имеющему реальный запас доверия среди тех, у кого слово «Россия» вызывает нервный тик.
Похоже, основное, в чем сейчас нуждается Украина, — это в государственном прагматизме, в четкости ориентиров, в прозрачности правил не только внутренней, но, и как показывает опыт, внешней игры. Один из дипломатов, практикующих на украино-российском направлении, первый заместитель министра иностранных дел Александр Чалый считает, что в ХХI веке Украина должна стать европейской Швейцарией. По его мнению, целый ряд геополитических и экономических обстоятельств обязывает нашу страну к этому. Это, может, очень оптимистическая точка зрения, но не стоит ее отбрасывать. Быть нейтральным — не означает в современном мире быть безразличным, невлиятельным. Это означает — жить в соответствии с собственными интересами и уважать интересы других. И хотя бы этому стоит научиться. Просто для того, чтобы не быть аграрным и транзитным придатком или вечным «первым учеником»...