UA / RU
Поддержать ZN.ua

Политический ландшафт ФРГ накануне больших изменений

В последнее время в политической жизни стран Западной Европы происходят довольно значительные изменения: выходят на первые роли новые лица и организовываются новые тренды развития политических систем...

Автор: Алексей Семений

В последнее время в политической жизни стран Западной Европы происходят довольно значительные изменения: выходят на первые роли новые лица и организовываются новые тренды развития политических систем. Можно утверждать, что первопричиной этих изменений являются тектонические сдвиги в социальных системах этих стран. Не обходят указанные изменения (или их приближение) и одного из тяжеловесов ЕС — Германию. Учитывая значение этой страны для Украины, нам нужно повнимательнее присмотреться к ходу событий, происходящих ныне в ФРГ. Хотелось бы обратить внимание читателей на некоторые интересные тренды во внутренней политике этой страны, наметившиеся в последнее время и могущие служить началом важных изменений в партийном ландшафте Германии.

Нынешняя правящая коалиция в составе ХДС/ХСС и СДПГ находится у власти уже более половины своего срока (очередные выборы должны состояться осенью 2009 года), и оба коалиционных партнера постепенно начинают подготовку к очередным парла­ментским выборам. Вместе с тем сегодня есть возможность для существенного переформатирования партийного ландшафта и изменения старой системы, каркас которой составляли три базовых варианта коалиций: ХДС/ХСС
+ СДП, СДПГ + СДП или СДПГ + Партия зеленых. Главная причина этого — готовность ХДС/ХСС и Партии зеленых к созданию совместной коалиции и росту популярности Блока левых с одновременным снижением рейтинга СДПГ. Между тем наблюдается определенный парадокс: несмотря на довольно высокий стабильный рейтинг ХДС и ХСС, они вынуждены искать новый формат коалиции, поскольку предыдущий постоянный партнер СДП с конца 90-х годов не добирает необходимых показателей, чтобы вместе с ХДС/ХСС получить большинство голосов (их максимальный суммарный показатель колеблется в пределах 46—47%). Ввиду этого весьма возможен следующий (новый для ФРГ) вариант: коалиция большинства в составе ХДС/ХСС и Партии зеленых, СДПГ — крупнейшая оппозиционная партия, Блок левых — растущая сила с трендом на перехват части избирателей СДПГ и Партии зеленых параллельно с дальнейшим закреплением в Западной Германии и развитием своего статуса лидера в Восточной Германии, а СДП — самый мелкий из «середнячков» с переходом в постоянную оппозицию.

Одна из главных причин такого переформатирования и создания новых коалиций — закрепление Блока левых в «высшей лиге» политики ФРГ (раньше, когда его предшественница ПДС не преодолевала избирательный барьер, соответствующие бонусы отходили остальным парламентским партиям) и постепенное наращивание собственного рейтинга (сейчас он колеблется в пределах 10—12%), с опережением других «середняков» (Партии зеленых — на 1—2%, а СДП — на 3—4%). Чрезвы­чайно важным результатом для Блока левых является их закрепление на западе страны, свидетельство чему — его последние успехи на выборах в земельные парламенты Нижней Саксонии, Гессена и Гамбурга. Тем временем Восточная Германия уже давно стала его надежным оплотом, и теперь Блок левых оспаривает там у ХДС абсолютное первенство симпатий избирателей. Вместе с тем показателен потенциал роста для Блока левых. По данным последних опросов Инфратест-Димап (делается по заказу 1-го канала общественного телевидения ФРГ, ARD), он составляет 27% (при нынешнем рейтинге Блока левых — 12%), что может стать дополнительным толчком к отчаянной борьбе с СДПГ за левый электорат страны. Ввиду нынешнего положения дел в СДПГ (внутренний кризис и отсутствие единоличного харизматичного лидера), перспектива продолжения «перетекания» голосов от СДПГ к Блоку левых (опаснее всего для СДПГ то, что это в основном происходит за счет «их избирателей» на западе Германии) представляется более чем реалистичной. А посему на сегодняшний день Блок левых окончательно избавился от статуса изгоя или выскочки, который он (точнее, его предшественница ПДС) носил с начала 90-х годов, и начинает существенно влиять на общую политическую палитру ФРГ.

Таким образом, в нынешних условиях у Блока левых, если его популярность по-прежнему будет возрастать, появляются шансы на получение «золотой акции» ввиду серьезного переформатирования политического ландшафта ФРГ. Этому поспособствовало главным образом удачное использование усиления недовольства в ФРГ несправедливостью в социальных отношениях (рост неравенства распределения доходов и недовольство уровнем собственных доходов). Блок левых с нынешними рейтингами «путает карты» буквально всем и просто вынуждает всех остальных прорабатывать новые варианты правящих коалиций. Его позиции ныне можно в определенной степени сравнить с позициями ХСС (у которой Бавария — ее собственный электоральный оплот): электоральная база — Восточная Германия, и на сегодняшний день блок закрепился в «высшей лиге» немецкой политики. Но, в отличие от ХСС, Блок левых активно движется за пределы своей «электоральной вотчины» — его крупным успехом можно назвать закрепление в Западной Германии (преимущественно благодаря поддержке безработных или граждан с низким уровнем доходов).

Партия зеленых сегодня фактически может заменить СДП в роли партии, которая просто выбирает себе самого большого партнера для образования правящей коалиции. Позитивом для нее является закрепление за собой определенной стабильной части электората и создание предпосылок для вхождения на правах младшего партнера в правящие коалиции на земельном или федеральном уровнях. СДП, в свою очередь, при таком развитии событий переходит в разряд «вечного оппозиционера», ведь, учитывая нынешние рейтинги, получает меньше всего голосов среди трех «середнячков» немецкой политики.

Перед СДПГ при нынешней динамике роста популярности Блока левых остро стоит вопрос to be or not to be главным оппонентом блока ХДС/ХСС. Ей предстоит отчаянная борьба за «свой электорат» с Блоком левых, а в перспективе, возможно, и за лидерство на левом фланге политического спектра ФРГ. При этом самые главные проблемы СДПГ на данный момент — отсутствие сильного лидера (способного вести за собой партию и выигрывать предвыборную гонку, какими были Брандт, Шмидт и Шредер) и неготовность к решительным шагам и изменениям — непопулярным в обществе, особенно учитывая кризис социальной системы, но продиктованным условиями современного мира.

Глубинной же причиной возможных существенных изменений политического ландшафта ФРГ в ближайшее время является именно кризис социальных систем стран Западной Европы. Симптомы кризиса социальной структуры иллюстрируют результаты последних данных Немецкого института экономических исследований, фиксирующие рост с 19% до 25% доли нижнего слоя (получают менее 70% среднего дохода в Германии) с
2000-го по 2006 год, тогда как доля среднего класса снизилась с 62% до 54%.

При этом весьма тревожен тренд роста неуверенности представителей среднего класса в собственном будущем. Для рабочих же с не очень высокой квалификацией ситуация прямо катастрофическая — многие из них либо уже безработные, либо на пути к этому статусу. При этом во время последующего трудоустройства им обычно предлагается почасовая оплата с неполной занятостью, что часто делает их заработки ниже заработков работающих на той же должности, но постоянных рабочих. После чего эти люди начинают движение вниз по социальной лестнице.

Все это делает весьма актуальным и популярным движение за повышение уровня зарплат и доходов среди широких слоев населения Германии, свидетельство тому — участившиеся в последние годы забастовки как раз с требованиями существенного повышения зарплаты. На недовольство общества нынешним положением вещей указывает и то, что более 60% граждан считают такое раз­витие скорее несправедливым, и только 35% — скорее справедливым.

Таким образом, социальная система ФРГ сталкивается с серьезными вызовами, а политикам ФРГ стоит откровенно сказать своим избирателям, что старая сис­тема социального обеспечения не может в дальнейшем функционировать без перемен и что в ответ на вызовы глобализации многим на некоторое время придется «затянуть пояс». Представители ХДС/ХСС, в отличие от большин­ства представителей СДПГ, уже об этом заявляют. А СДПГ, небезосновательно опасаясь дальнейшего перетекания избирателей на сторону Блока левых (часто спекулирующего популистскими лозунгами), все не решится на подоб­ный шаг. Все вместе взятые вышеперечисленные факторы и тенденции позволяют утверждать, что политический ландшафт ФРГ находится на пороге серьезных изменений.

Что же касается главы нынеш­него правительства ФРГ, то на сегодня позиции Меркель как бундесканцлера представляются почти незыблемыми: она смогла обрести статус неоспоримого лидера внутри ХДС (к этому шла с начала века), и конкуренция сейчас продолжается во втором эшелоне среди так называемых кронпринцев; как глава правительства имеет самую большую поддержку среди граждан ФРГ, значительно опережая возможных конкурентов из лагеря СДПГ Бека и Штайнмайера; за неполных три года при­обрела весомый авторитет на меж­дународной арене, особенно внутри ЕС, не сделав ни одной серьезной ошибки и имея в активе определенные весомые достижения. Важнейшим положительным результатом правления Меркель является очень хорошие, как для ФРГ, темпы роста экономики и экспорта из страны. Программа глу­боких реформ (в определенной степени начатая еще при Шредере), так яростно дискутируемая, в частности с партнерами по коалиции, постепенно воплощается в жизнь и начинает давать свои плоды. Единственное, что может испортить Меркель этот тренд, — все более очевидные симптомы начала экономического кризиса в мире (как минимум на рынках США и некоторых других стран). Но пока что вероятные противники из рядов СДПГ в борьбе за должность бундесканцлера могут опережать ее в опросах общественного мнения лишь по показателю «Социальная справедливость», являющимся традиционным «последним оплотом» СДПГ, то есть одним из краеугольных камней ее программатики, что в общем свидетельствует о значительном преимуществе Меркель.

Вместе с тем ХДС совместно с ХСС имеют стабильный высокий рейтинг на уровне 38—40%, но их предыдущий традиционный партнер по коалиции (СДП), — только 8—9%, то есть вместе взятым им не хватает 2—3% для создания большинства, что делает для ХДС/ХСС актуальным вопрос замены партнера. Таким партнером на сегодняшний день может стать Партия зеленых, ведь нынешние коалиционные партнеры решительно настроены на завершение практики Большой коалиции (которая всегда была переходной стадией к созданию новых форматов). Станет ли Меркель тем лицом, которое решится положить начало новому формату коалиции с теми, кто в свое время очень жестко противостоял и нападал на ХДС? Возможность коалиции между ХДС/ХСС и Партией зеленых сегодня усиливается преимущественно одобрительным или нейтральным отношением избирателей обеих партий к такому альянсу. С другой стороны, для СДП возможность устойчивой коалиции между вышеупомянутыми партиями будет означать угрозу попадания в продолжительную оппозицию, тогда как СДП долго находилась у власти в роли младшего партнера по коалиции и по-прежнему не может привыкнуть к своему оппозиционному статусу. И в завершение: весьма возможно разворачивание отчаянной борьбы между СДПГ и Блоком левых за левый электорат, что приведет к еще большей запутанности коалиционных расчетов, когда все будет решаться буквально в последний момент, и мы сможем стать свидетелями неожиданных результатов.