UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПОЛЕ БОЯ — ТУРЦИЯ

Похоже, что всемирная борьба с терроризмом входит в ранее неизвестную стадию. Терроризм находит для себя новые цели...

Автор: Михаил Соколовский

Похоже, что всемирная борьба с терроризмом входит в ранее неизвестную стадию. Терроризм находит для себя новые цели. На этот раз объектом удара стала Турция, получившая в ноябре 2003 года, по расхожему мнению журналистов, «свое 11 сентября».

Нынешний объект деятельности террористов избран не случайно. Турция всегда занимала особое место в исламском мире. В начале 20-х к власти в этой стране пришел Кемаль Ататюрк, ставший «отцом» нынешней турецкой государственности. До сих пор отношение к нему в Турции почти такое же, как к пророку Мухаммеду. Железной рукой повел он ее в европейскую цивилизацию. Ататюрка давно нет, но заветы его соблюдаются свято. Любые проявления исламского экстремизма подавляются крайне жестко, гораздо более жестко, чем в Европе или в тех же Соединенных Штатах.

Турция активно стремится стать членом ЕС и является единственным союзником Израиля в исламском мире. До последнего времени она оставалась оплотом США и НАТО на Ближнем Востоке. Даже приход к власти в прошлом году местных исламистов почти не изменил ситуацию. Последние оказались вполне умеренными. Но больше всего раздражение сторонников джихада вызывают успехи Турции в построении гражданского общества. Ведь сегодня эта страна — единственный пример мусульманского государства со светской общественно-политической системой, стремящегося к тому же стать членом Европейского Союза.

Те, кто был в Стамбуле, знают, какой это космополитический город и насколько терпимы местные турки к «иноверцам». Вот по нему и ударили террористы: сначала по синагогам, затем по финансовым и торговым объектам. То есть удар был нанесен и по толерантности турок, и по статусу Стамбула как одного из важнейших экономических центров Ближнего Востока.

Ответственность за два новых теракта в Стамбуле взяла на себя турецкая экстремистская группировка «Исламский фронт всадников Великого Востока» (IBDA-C). Эта организация была основана в 1985 году в провинции Бингол, где компактно проживают курды и где сильны позиции Рабочей партии Курдистана. Наиболее активно «всадники» начали действовать в Стамбуле и его окрестностях с 1993 года, организуя нападения на бары, дискотеки и церкви.

Два стамбульских взрыва прогремели почти одновременно. Оба были приведены в исполнение террористами-смертниками. «Мишенями» стали израильские и британские интересы. Этот теракт был очень похож на взрывы 1998 года в Кении и Танзании, осуществленные боевиками «Аль-Каиды» против американских объектов. Поэтому не только многие британские и американские аналитики, но и министр иностранных дел Великобритании Джек Стро указал на то, что к взрывам местного отделения банка HSBC, главный офис которого находится в Лондоне, и британского консульства в Стамбуле причастна «Аль-Каида». Эти заявления стали свидетельством того, как плохо западные политики понимают джихад, который сеет панику и разрушения в различных частях мира.

Одной из крупнейших целей такого вида терроризма является Индия, где от рук смертников уже погибло почти двадцать тысяч невинных граждан. Взрывы в Бомбее 25 августа 2003 года, жертвами которых стали более полусотни человек, были также синхронизированы по времени, однако они не были делом рук алькаидовцев. Теракты были осуществлены местными мусульманами, у которых для этого имелись свои собственные мотивы.

Поэтому нельзя все действия террористов, ведущих джихад, списывать на «Аль-Каиду». В противном случае можно пойти по неверному пути и продолжать искать врагов за пределами страны, в то время как зачастую они находятся рядом. Именно это произошло на Бали и в Касабланке. Первоначально считалось, что взрывы — дело рук «Аль-Каиды», однако выяснилось, что их авторами явились местные боевики, симпатизирующие этой организации и преследующие свои собственные цели.

Подобное повторилось и в Стамбуле. Сначала виновниками терактов были объявлены боевики «Аль-Каиды», действующие из-за рубежа. Затем расследование показало, что вдохновителями и террористами-смертниками оказались местные жители, для которых бин Ладен — лишь идейный вдохновитель. И тот факт, что ни турки, ни англичане, ни американцы не имели ни малейшего представления о том, что происходит в мире турецкого джихада, а также «проморгали» подготовку к терактам в Стамбуле, свидетельствует о неспособности их разведывательных служб эффективно проникать в ряды местных «воинов джихада».

Последние теракты в Турции — убедительная иллюстрация метода террористов, стремящихся максимально дестабилизировать обстановку в государствах, которые они избрали в качестве объектов для удара. Подрыв внутреннего единства нации, ухудшение экономической ситуации создают отличную питательную среду для пополнения рядов террористов, что влечет дальнейшую дестабилизацию. Из теории и практики партизанской войны известно: если партизаны действуют успешно и эффективно, режим, против которого они борются, может рухнуть внезапно, в один момент, неожиданно даже для самих победителей.

Причиной этого становится постепенное расшатывание государственных и общественных институтов под постоянными ударами партизан. В какой-то момент количество переходит в качество, и режим рушится. Сейчас мы наблюдаем партизанскую войну во всемирном масштабе. Террористы не просто не пострадали от американской контртеррористической операции в Афганистане и Ираке, а даже стали сильнее из-за грубых ошибок, допущенных союзниками.

Сегодня террористы имеют возможность использовать новейшие достижения технического прогресса и всегда идут на один, а то и на два шага впереди своих противников. Они сами решают, кого, где, когда и как ударить. Их действия направлены не только против политических и общественных устоев отдельных государств, но и против цивилизации в целом, которая все никак не может до конца осознать всю серьезность ситуации и найти в себе силы объединиться перед лицом общей угрозы.

Причина тому — размытость и неочевидность врага. Поэтому, несмотря на то что идейный антагонизм Запада и Востока остался вроде бы в прошлом, сегодня нет даже намека на единство в борьбе с терроризмом. Мировые лидеры не устают призывать друг друга к единству и отказу от двойных стандартов. После чего действуют в соответствии с собственными эгоистическими сиюминутными интересами, используя все те же двойные стандарты.

А у властей Турции на сегодня есть лишь один верный ответ на произошедшее — укреплять демократию в стране, проповедовать соблюдение прав человека и принципов правового государства. Именно этого больше всего боятся сторонники джихада, которые стремятся разрушить основы, заложенные Кемалем Ататюрком, восстановить в стране принципы ислама и превратить ее в одну из ведущих мусульманских наций в мире.

Боятся они и сближения Турции с Европейским Союзом. И это обстоятельство непременно будет учитываться в ходе обсуждения вопросов о присоединении Турции к ЕС. Возможно, именно сейчас перед Турцией наконец откроются четкие перспективы приема в Европейский Союз с установленными конкретными датами очередных этапов. Решающий аргумент для принятия подобного решения волей-неволей дали сами организаторы недавних взрывов в Стамбуле.