UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПОИСК ОБЩИХ ИНТЕРЕСОВ

Несколько дней конференц-зал отеля «Девин» в центре Братиславы был заполнен участниками международной конференции «Украина и Словакия: поиск общих интересов»...

Автор: Инна Горватова

Несколько дней конференц-зал отеля «Девин» в центре Братиславы был заполнен участниками международной конференции «Украина и Словакия: поиск общих интересов». Это уже четвертый форум, организованный словацкой ассоциацией внешней политики, фондом Фридриха Эберта и посольством Украины в Словацкой Республике, предоставляющий возможность экспертам двух стран в неформальной обстановке обсудить различные проблемы украино-словацких отношений.

Реальности визового режима

Тема вызвала дискуссию между представителями двух стран не только потому, что каждая из сторон имеет противоположное мнение по этому поводу. Даже в самой Словакии сформировались два диаметрально противоположных взгляда на данную проблему. Свидетельство этому — сложившаяся ситуация на конференции. Генеральный директор секции международно-правовых и консульских вопросов МИД СР Ян Варшо в своем докладе высказал официальную точку зрения: ожидания, мол, подтвердились; результаты такие, как предполагались; а опыт работы позволяет смотреть в будущее оптимистично. И натолкнулся на контраргументы не только украинцев, но и словаков.

В свое время информация о том, что Словакия будет вводить визовый режим с Украиной, вызвала, мягко говоря, удивление украинской стороны. Процесс развивался быстро, аргументов «за» словацкой стороной приводилось много, однако опросы общественного мнения показывали, что не все словаки согласны с таким решением. В тот период в стране наблюдался повышенный интерес к Украине. Правда, публиковался в основном негатив. Государственные чиновники утверждали, что введение визового режима решит многие проблемы: уменьшится поток нелегальной миграции, будет нанесен удар по мафиозным структурам, новые правила будут способствовать уменьшению притока нелегальной рабочей силы и, конечно, таким образом Словакия выполнит условия ЕС. Однако, как все-таки признался Ян Варшо, не все предположения оправдались. На основе статистических данных можно утверждать: криминальная ситуация в Словакии не улучшилась, а число криминальных элементов не уменьшилось. Тем более что представителям организованной преступности получить визу не составляет особых проблем. Уровень безработицы в Словацкой Республике по-прежнему остается высоким — 20%. Причина — сложная экономическая ситуация в стране. Кроме того, наблюдается резкий спад туристов. Не раз отменялись автобусные и воздушные рейсы, а отели пустовали в разгар сезона. Правда, Ян Варшо вспомнил о системе ваучеров, которая «работала» между двумя странами. «Поэтому, — говорит он, — туристами считались многие люди, которые приезжали в Словакию совсем с другими целями. Статистику о туристах нельзя считать точной, а уменьшение их числа нельзя назвать резким».

Действительно «потерпевшими» можно считать жителей приграничных территорий, родственники которых живут в соседних странах. Именно они, привыкшие часто навещать родных, оказались в незавидной ситуации даже несмотря на Соглашение о либерализации визового режима, что позволяет им получить визу за полцены. Однако непонятно, почему не могут пользоваться подобными льготами родственники, живущие на неприграничных территориях?

Проблема нелегальной миграции обсуждалась отдельно. Словацкая сторона заняла позицию обиженной: мол, вы, украинцы, денонсированием соглашения о реадмиссии поставили нас в финансово невыгодную ситуацию и мы, словаки, должны отреагировать на это. Нет, речь не шла о «войне соглашений», но фразы типа «нарушение международных правовых норм», «невыполнение своих обязательств» прозвучали. Хотя поведение Украины было прозрачно логичным. На введение виз со стороны Словацкой Республики Украина откликнулась денонсированием реадмиссного соглашения, т.е. непринятием нелегальных мигрантов на украинскую территорию. Правда, вопрос «Почему официально не вручена соответствующая нота словацкому правительству?» повис в воздухе. По мнению словаков, сложилась парадоксальная ситуация: о денонсации говорят и пишут, украинские пограничники приняли это как указание к действию, а словаки до сих пор не видели соответствующего документа. По официальным данным, в 2000 году Украина не приняла 228 нелегалов, а в 2001-м она не принимает их вообще.

В дискуссии о визовом режиме точку поставил генеральный секретарь Министерства иностранных дел СР Ярослав Хлебо, подчеркнув, что непродуктивно ставить под сомнение факт, который нельзя изменить. «Лучше искать решения проблем, вызванных этим фактом», — сказал он.

Медиальные образы

Часто бывает так: годами живем на одной лестничной площадке, и лишь какая-то чрезвычайная ситуация помогает познакомиться с соседями. Подобная ситуация возникла и между двумя соседними странами — Словакией и Украиной. В историческом плане их отношения складывались благополучно — никаких эксцессов, никаких конфликтов. Иногда на страницах газет промелькнет официоз, который можно и не читать. Как ни парадоксально это звучит, даже о разделении Чехословакии многие украинцы узнали чисто случайно, при получении транзитных виз. Повышение обоюдного интереса стало заметным в 1999 году, когда каждая из сторон «понервничала» из-за кресла непостоянного члена в Совете безопасности. В 2000 году в украинских СМИ увидела свет информация о возможности введения визового режима, а также новой ветви газопровода Ямал—Западная Европа в обход Украины. Но, как отмечают эксперты, сведения были нейтральными — «голый фактаж». То ли дело в Словакии! Черным по белому и крупными буквами: «Украинская мафия проникла в Словакию!», «Преступники из Украины!», «Украинские нелегалы!». Зачинателем «кампании» стал бывший министр внутренних дел Словакии Ладислав Питтнер, который информировал словацкие масс-медиа о мировом мафиозном синдикате украинцев, который якобы находится и в Словакии. (Кстати, одна из официальных причин отставки министра звучит так: «не сориентировался в отношениях с прессой».) Образ украинца приобретал зловещие черты: бандит; нелегал, забирающий работу у словака; мафиози. Положительная информация об Украине выдавалась сугубо официозная — визит экс-премьера Виктора Ющенко (который, между прочим, оценивается как прорыв в словацко-украинских отношениях), визит министра иностранных дел Украины Анатолия Зленка, презентация проекта нефтепровода Одесса—Броды и международный проект «Колокола святого Мартина». В отличие от словацких масс-медиа, в Украине за последний год не было опубликовано ни одной негативной информации о Словацкой Республике.

Сейчас между двумя странами, по мнению специалистов, наблюдается информационный вакуум. Соглашение о сотрудничестве словацкого и украинского телевидения ситуацию не меняет. Характерно то, что в Словакии аккредитацию имеют всего лишь два украинских журналиста, но один из них работает на английскую информационную корпорацию Би-би-си. Ни у одного из украинских информационных агентств или украинских масс-медиа нет своего официального представителя в Словацкой Республике. Ситуация со словацкими корреспондентами в Украине не лучше. По данным представителей посольства СР в Украине, их также два. Причина — недостаток финансов.

Как говорит народная мудрость, все познается в сравнении. И как убого выглядят эти факты в сопоставлении с тем, что Россия выделила на проект улучшения своего имиджа в мире более 120 миллионов американских долларов.