Старый конфликт между Баку и Ереваном снова перешел в открытую фазу. На границе между Тавушским районом Азербайджана и Тавушской областью Армении 12 июля вспыхнули боевые действия. Интересно, что обострение произошло вне границ Нагорного Карабаха — традиционной зоны противостояния. Сейчас бои ведутся намного севернее, близ грузинской территории.
Причины эскалации доподлинно неизвестны. Стороны обвиняют друг друга в провокациях и враждебных действиях.
По армянской версии, инициатором обострения выступил Азербайджан. В Ереване заявили о попытке азербайджанских военнослужащих нарушить государственную границу, предотвращенной армянами. После этого азербайджанцы якобы под прикрытием артиллерийского огня пытались захватить армянский опорный пункт. А Азербайджан сообщает об армянской провокации на границе. Баку обвиняет Ереван в артиллерийских обстрелах азербайджанских позиций. При этом он отрицает наличие каких-либо инцидентов, которые могли бы спровоцировать Армению.
Скорее всего, первыми применили тяжелое вооружение армянские силы, и, таким образом, именно они несут ответственность за вывод конфликта на качественно новый уровень. Спорным остается наличие у них формального повода к таким действиям. Они могут быть лишь инструментом армянской власти, чтобы отвлечь внимание общества от внутреннего кризиса в государстве.
Впрочем, вместо того, чтобы искать виновников событий 12 июля, нужно посмотреть в корень проблемы, на причины, которые с конца 1980-х годов мешают установить мир между Ереваном и Баку. Источником противостояния остается оккупация армянскими силами части азербайджанской территории — Нагорного Карабаха и близлежащих районов. В длительном конфликте с Арменией Азербайджан борется за восстановление территориальной целостности.
И в этом конкретном случае причиной эскалации может быть и банальное недоразумение на самом низком уровне. В условиях многолетнего противостояния в регионе со сложным ландшафтом, где сложно до последнего метра выверить государственную границу, простые маневры стороны могут воспринимать по-разному. И наконец привести к вспышке насилия, даже когда ее никто и не планировал.
Но существующий антагонизм между Баку и Ереваном не позволяет участникам конфликта сдать назад, даже если они понимают бесперспективность военных действий. Ведь в глазах общества это будет восприниматься как потеря престижа и поражение.
Во всяком случае, уже несколько дней на границе продолжаются бои. Отсутствие широкомасштабных наступательных действий со стороны участников конфликта свидетельствует в пользу версии о незапланированной эскалации. Азербайджан и Армения преимущественно ограничиваются артиллерийскими обстрелами позиций противника. Также они используют БПЛА, рапортуя как о своих успехах, так и об уничтожении вражеских единиц. При этом Ереван заявляет о первом применении в зоне конфликта беспилотников собственного производства.
Сейчас обе стороны говорят о победном для них развитии событий и нанесении врагу существенного урона. Оценивая свои потери, Армения опровергает заявления Азербайджана об уничтожении десятков армянских солдат. По состоянию на 15 июля Ереван признал гибель четверых военнослужащих. Баку сообщает о потере одиннадцати военных. Среди них есть два высокопоставленных офицера — генерал-майор Полад Гашимов и полковник Ильгар Мирзоев.
Впрочем, жертвы среди командного состава не следует воспринимать как свидетельство особой ожесточенности боев. Скорее, в условиях современного конфликта с применением высокотехнологичного вооружения они являются следствием точечного удара. Кроме того оппоненты обвиняют друг друга в обстрелах гражданских объектов. Местная власть Азербайджана сообщает об угрожающей ситуации для жителей, что уже привело к вынужденной эвакуации части населения. Армения тем временем заявляет о целенаправленных обстрелах Азербайджаном гражданской инфраструктуры в районе города Берд.
Интересно, что ключевые союзники Азербайджана и Армении по-разному отреагировали на обострение конфликта. Турецкая Республика выказала откровенную солидарность со своим стратегическим партнером. Руководствуясь старым пантюркистским принципом «два государства — один народ», Анкара сообщила о полной поддержке Баку в его борьбе. Конечно, заявление турецкого руководства о том, что страна бросит на помощь союзнику все без исключения средства, нужно воспринимать с некоторой долей скептицизма: вряд ли речь идет о полноценном военном вмешательстве. Впрочем, жесткая риторика турецких должностных лиц четко продемонстрировала их позицию и подала сигнал международному сообществу.
Зато реакция Российской Федерации оказалась относительно умеренной. Москва заявила о глубокой обеспокоенности обострением конфликта и готовности выступить медиа-посредником между Арменией и Азербайджаном. Такая позиция страны, являющейся союзником Еревана, представляется весьма двузначной. Возможно, ее вызвало охлаждение двусторонних отношений в последние годы, после прихода к власти в Армении Николы Пашиняна. Кроме того, с недавних пор РФ активизировала контакты с Азербайджаном. Таким образом российское руководство, вероятно, не желает слишком резко выступать против Баку.
Холодным душем для Армении стала и позиция ОДКБ. Организация на словах заявляет о принципах коллективной безопасности, применяемых к ее членам. Лишь несколько месяцев назад резонанс в печати вызвало заявление ее генсека Станислава Зася о том, что она будет реагировать на запрос Еревана в случае усиления угрозы армянской территории. Но сейчас ОДКБ ограничивается разговорами и изучением ситуации. И это при том, что конфликт разворачивается вокруг официально признанного участка границы, а не в Нагорном Карабахе (на территорию которого союзнические обязательства не распространяются).
Заявление армянской стороны, что она не ищет поддержки партнеров, полагаясь на собственные вооруженные силы, можно считать вынужденным шагом. Ведь никто и не планирует предоставлять эту реальную поддержку. Таким образом, события на Кавказе еще раз иллюстрируют эфемерность этого пророссийского безопасностного проекта.
Что касается реакции на конфликт мирового сообщества, то она оказалась весьма традиционной. ООН, ЕС и США осудили применение военной силы и призвали Армению и Азербайджан к деэскалации. Минская группа ОБСЕ, которая занимается урегулированием нагорнокарабахского конфликта, в своем заявлении подчеркнула важность возвращения наблюдателей организации в зону боевых столкновений, высказывая надежду на мирное урегулирование.
Впрочем, его перспективы призрачны если говорить о реальном примирении между государствами, а не об обычном временном прекращении огня. Возможно, современная эскалация и стала следствием недоразумения, но реакция на нее со стороны армянского и азербайджанского обществ демонстрирует бескомпромиссность их позиций.
Для населения Азербайджана поражение в войне в начале 1990-х годов и оккупация Нагорного Карабаха остаются очень травмирующими воспоминаниями. Идея восстановить территориальную целостность страны никогда не теряла актуальности: люди готовы бороться за нее с оружием в руках. Об этом свидетельствует массовый несанкционированный митинг в Баку в ночь на 15 июля, участники которого требовали мобилизации армии и широкомасштабного ответа армянским агрессорам.
Тем временем армяне чувствуют себя во вражеском окружении и пестуют обиду на соседей за исторические события многолетней давности. Они усматривают в имеющемся балансе сил в регионе угрозу выживанию армянского государства и нации. И именно с учетом этого выстраивают свою позицию.
Об этом свидетельствует и их реакция на действия, которые в Ереване воспринимают как проазербайджанские. Таким образом сегодня свою долю критики получает и Украина за высказанную 13 июля позицию о необходимости мирного урегулирования конфликта на основе уважения к нормам международного права и международно признанных границ Азербайджана.
Впрочем, в этом вопросе точка зрения Киева остается последовательной и неизменной. Наше государство всегда подчеркивало уважение к территориальной целостности Азербайджана, нарушенной действиями Армении в Карабахе. Пророссийская позиция Еревана относительно российско-украинского конфликта лишь актуализирует для Украины необходимость поддержать азербайджанских партнеров в их борьбе.
Судя по развитию событий, нынешний пограничный конфликт вряд ли приведет к широкомасштабной военной операции. Но это не меняет общего состояния отношений между Арменией и Азербайджаном, которые зашли в тупик и имеют сомнительные перспективы нормализоваться. В конце концов прекратить бои на границе сейчас можно. Но, очевидно, что это даст лишь временную передышку перед следующим раундом столкновений, к которым обе стороны будут готовиться.