В конце прошлого года в западных СМИ появились публикации о результатах расследования диверсий на газопроводах «Северный поток» и «Северный поток-2» в Балтийском море, произошедших 26 сентября. Они появились почти одновременно с насмешками кремлевского фюрера 22 декабря о нерезультативности западных расследователей в установлении авторства диверсии. Суть публикаций со ссылками на анонимные источники в правительственных кругах отдельных западных стран сводилась к тому, что, мол, зря Россию обвиняли. При этом ссылались на «некоторых западных руководителей», «многочисленных официальных лиц», «одного официального представителя», «23 дипломата и разведчиков из девяти стран» и т.п. Резюме: расследование, длившееся нескольких месяцев, не подтвердило российское авторство диверсии. Как и не указало на какое-либо другое.
Предполагаю, что подобного рода публикации инспирированы из Москвы на фоне традиционного нежелания ряда западных столиц называть вещи своими именами. И как раз параллельным треком накануне Нового года появилась информация о готовности оператора «Северного потока» отремонтировать поврежденные трубы, что обойдется в каких-то 500 млн долл. США. А значит, надежды на возобновление бизнеса с Россией как обычно, несмотря на войну в Европе, развязанную РФ против Украины, желание закрыть глаза на угрозы с ее стороны европейцам не оставляют кое-кого в западных столицах.
Морские диверсанты на «потоках»: первые фамилии
12 октября 2021 года на І конференции по вопросам морской безопасности «Азов-2021» Центр глобалистики «Стратегия XXI» представил доклад «Скрытая деятельность ВМФ России в зоне трубопровода «Северный поток-2» на стадии его завершения». Он был посвящен разведывательным возможностям, которые могут быть созданы Россией с использованием гражданской газотранспортной инфраструктуры. Основное содержание доклада было изложено в публикации ZN.UA.
Другой важный аспект доклада состоял в том, что в ходе достройки «Северного потока-2» (СП2) в коридоре обоих газопроводов появились военнослужащие специальных воинских подразделений ВМФ РФ, функционал которых не соответствует как характеру работ по прокладке газопровода, так и выполнению охранных функций.
Наблюдения за деятельностью в зоне строительства подтвердили, что на завершающем этапе работ по достройке газопровода СП2 (с 10 апреля до 30 августа 2021 года) в зоне их выполнения были замечены и идентифицированы военнослужащие отдельных специальных частей Военно-морского флота РФ, в частности:
- группа из четырех человек Главного управления глубоководных исследований (ГУГИ) МО РФ, из главного подразделения, базирующегося в Петергофе;
- группа из семи человек 313-го Отдельного отряда специального назначения по борьбе с подводными диверсионными силами Балтийского флота ВМФ РФ, базирующегося в г. Балтийск Калининградской области;
- группа из семи человек 342-го аварийно-спасательного отряда Балтийского флота ВМФ РФ из Балтийска.
Из перечисленных военнослужащих в количестве 18 человек был образован сводный отряд специального назначения, находившийся поочередно на борту гражданских судов — буксира «Капитан Беклемишев» и многофункциональных аварийно-спасательных судов «Спасатель Карев» и «Бахтемир». Факт их пребывания было запрещено фиксировать в бортовых документах судов. Пользование мессенджером WhatsApp и другими западными мессенджерами было строго запрещено, использовался только российский Telegram.
Мониторинговая группа, задействовав возможности SIGINT и OSINT, идентифицировала всего лишь двух человек из числа командного состава сводного отряда, поскольку именно они держали связь с берегом. Это капитан-лейтенант Гринько Андрей Борисович (позывной «Моргуновский») из 342-го аварийно-спасательного отряда и начальник водолазной станции 313-го Отдельного отряда специального назначения по борьбе с подводными диверсионными силами Иванов Александр Сергеевич (позывной «Громов»). Эти два установленных лица являются ниточкой, ведущей к выстроенной Россией цепочке подготовки к диверсионным действиям на Балтике против объектов критической подводной инфраструктуры стран — членов НАТО и ЕС.
Странные перемещения
Хронология выполняемых сводным отрядом работ неустановленного характера следующая:
- 10 апреля: на борт МФАСС «Спасатель Карев» катером из Калининграда доставлен сводный отряд военнослужащих вместе с громоздким багажом;
- 14 апреля: отряд приступил к выполнению подводных работ неустановленного характера;
- 21 апреля: ночью группа из семи военнослужащих с борта МФАСС «Спасатель Карев» была пересажена на МФАСС «Бахтемир» с использованием катера Bercut L-DC Arctica вместе со специальным грузом (ящики весом боле 100 кг). Днем они приступили к выполнению подводных работ неустановленного характера;
- 8 мая: МФАСС «Бахтемир» двигался в сторону Калининграда и получил на рейде порта груз неустановленного характера от судна снабжения Балтийского флота «Ясный». Операцию проводили в ночное время. То есть грузоотправитель и грузополучатель пытались действовать максимально скрытно;
- 24 июня: группа переместилась с борта МФАСС «Бахтемир» на борт буксира «Капитан Беклемишев»;
- в конце июля: другая группа военнослужащих переместилась с борта МФАСС «Спасатель Карев» на борт буксира «Капитан Беклемишев».
До конца августа сводный отряд продолжал выполнять подводные работы неустановленного характера. Зона проведения работ — в местах, близких к пересечению трубопроводами волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) Baltica и Denmark—Poland-2. При появлении судов из Дании и Германии работы немедленно прекращались.
Характерно, что во время штормовой погоды МФАСС «Бахтемир», в отличие от других судов технического флота, покидавших место проведения работ, укрываясь от ненастья, оставался на месте и не заходил в территориальные воды Дании в районе острова Борнхольм.
Следы в море
Показательно использование гражданских судов технического флота, которые под прикрытием выполнения определенных работ в зоне газопроводов одновременно могут иметь специальное оборудование для установки и обслуживания как подводных гидроакустических станций, так и аппаратуры для снятия информации с ВОЛС, а также для установки специальных взрывных устройств для подводных диверсий. Такие устройства изготавливают в России специализированные предприятия.
Российский концерн «Морское подводное оружие — Гидроприбор» из состава корпорации «Тактическое ракетное вооружение» изготавливает морские донные мины (серия МДМ), которые совместимы с разными носителями и имеют высокую гибкость применения. На сайте концерна четко указано, что он «создает весь спектр современного морского оружия, включительно с донными, якорными и самодвижущимися минами, минно-торпедными и минно-ракетными комплексами, которые могут применяться с наступательными и оборонными целями при решении тактических, стратегических и политических задач».
Аналитики из компании SpaceKnow заявили, что накануне взрывов на газопроводе «Северный поток-1» в Балтийском море около места, где позже произошла утечка газа из поврежденных труб, были замечены два неизвестных судна большого размера с отключенными транспондерами международной системы автоматической идентификации судна AIS. За несколько недель до инцидента в локации «Северного потока» находились 25 судов, и только два из них — с отключенными транспондерами AIS. Можно предположить, что эти судна, по крайней мере одно из них, могли быть носителями минисубмарины, с помощью которой и были заложены взрывные устройства в местах, заранее определенных еще в прошлом году описанным выше сводным подразделением российского морского спецназа.
Точка подрыва СП2 находится в зоне барражирования вышеперечисленных российских МФАСС при выполнении ими скрытых подводно-технических работ в 2021 году. Это также зона прохождения на небольшом расстоянии подводных ВОЛС Baltica (соединяет Польшу, Швецию, Данию) и Denmark—Poland-2 (соединяет Польшу с островом Борнхольм). Существующая информация позволяет схематически обозначить и соединить зоны подозрительной скрытой активности в трасах СП1 и СП2 и прийти к выводу, что они включают места подрывов нитей газопроводов.
ВМФ РФ имеет в своем распоряжении целую флотилию специализированных исследовательских и вспомогательных судов, которые могут быть носителями также и беспилотных подводных аппаратов многоцелевого назначения — с их помощью можно и проводить обычную подводную съемку, и размещать средства прослушивания подводных ВОЛС, и не менее успешно устанавливать взрывные устройства. И не оставлять при этом слишком много следов или же, наоборот, оставить фальшивый след.
Россия долго готовилась и готова к времени «Ч» в войне против НАТО на морских глубинах. Поражения, которые потерпел российский надводный флот в боевых действиях против Украины в Черном море, не должны порождать излишние иллюзии о неэффективности его в морских глубинах.
Подтверждение российского авторства диверсии откроет перспективу для многомиллиардных исков с требованиями компенсаций за причиненный ущерб и недополученную европейскими компаниями выгоду. Причем крупнейшие иски будут подавать те компании, которые до недавнего времени были самыми большими приверженцами бизнеса с «Газпромом». Первые фамилии в этом деле позволяют установить цепочку причастных лиц и их действий подобно тому, как это было в деле со сбитым самолетом рейса МН-17 в 2014 году.
Подробнее о российском авторстве диверсий, мотивах и намерениях Кремля, которые хоть и не лежат на поверхности, но при внимательном изучении и желании прослеживаются довольно четко, — в работе Центра «Стратегия ХХІ» «Балтика-2022: конец газовых потоков как продолжение гибридной агрессии РФ против Европы».
Больше статей Михаила Гончара читайте по ссылке.