UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПОЧЕМУ КЛИНТОН ПРЕДПОЧЕЛ НЕ ЗАМЕТИТЬ РОССИЙСКО-БРАЗИЛЬСКУЮ СДЕЛКУ

Как сообщила «Вашингтон пост», администрация Клинтона обнаружила некоторое время назад, что Росс...

Автор: К. Владимиров

Как сообщила «Вашингтон пост», администрация Клинтона обнаружила некоторое время назад, что Россия продала Бразилии ракетную технологию, нарушив обещание соблюдать международный договор, цель которого — ограничить распространение баллистических ракет по планете. По идее, и Россия, и Бразилия подлежат за это американским экономическим санкциям в соответствии с законом 1990 года, предусматривающим кары распространителям ракет. Однако в данном случае Белый дом тайно решил не применять санкции в обмен на обещание обеих стран так больше не делать.

Белый дом известил об этом Конгресс 10 мая секретной запиской, вызвавшей протесты со стороны многих республиканцев, потребовавших, чтобы администрация объяснилась; на основе этих объяснений они сделают для себя вывод: бороться ли с ее решением.

Факт российско-бразильской сделки был подтвержден американской разведкой, чье донесение всполошило Белый дом, и так уже обеспокоенный тем, что Палата представителей грозит существенно сократить помощь России за ее намерение снабдить Иран реакторами. У главенствующих в Палате республиканцев есть и другая задумка: ассигновать средства для России лишь в том случае, если администрация Клинтона удостоверит, что та неукоснительно соблюдает все основные договоренности об ограничении вооружений.

Как пишет «Вашингтон пост», в 1992 и 1993 годах, после того, как Москва сильно огорчила американцев намерением продать Индии криогенные ракетные двигатели, она обещала свято выполнять положения так называемого режима контроля над ракетной технологией, подписанного 25 государствами. Представитель российского посольства в Вашингтоне подтвердил газете, что Россия и Бразилия сотрудничают в области ракетостроения, но отказался сообщить подробности, объяснив, что речь идет о коммерческой тайне. Он заявил, что администрация Клинтона «удовлетворена нашим объяснением», что сделка не нарушает режим, хотя американские представители опровергают это утверждение. Они говорят, что Москва обещала прекратить поставки ракетной технологии бразильцам, начавшиеся в 1992 году, и что поэтому Белый дом решил не прибегать к санкциям.

В бразильском посольстве также подтвердили факт сотрудничества с Россией в этой области и отметили, что хотя Бразилия обязалась в феврале 1994 года соблюдать режим, это обещание относится лишь к продаже ею ракетной технологии, но не к ее покупке. Как сообщают, Бразилия приобрела у России технологию производства карбонового волокна, применяемого при изготовлении ракетных двигателей. Бразильцы заявляют, что такая технология нужна им для мирной космической программы, однако американские эксперты отмечают, что бразильские баллистические ракеты будут способны нести боеголовки, притом даже в химическом и ядерном снаряжении.

На протяжении ряда лет Вашингтон пытается убедить Бразилию отказаться от этой затеи, желая предотвратить гонку ракетных вооружений между нею и соседней Аргентиной и не дать обеим обзавестись ракетами, которые они бы могли потом экспортировать в третьи страны. С другой стороны, администрация Клинтона готова принять Бразилию в члены режима контроля над распространением ракет, что позволит бразильцам официально закупать у других членов технологию вроде той, которую она приобретает с 1992 года у Москвы. «Если это нераспространение ракет, — замечает бывший сотрудник Пентагона Генри Соколски, — то тогда уж лучше вообще ничего не делать».

Циники подозревают, что Белый дом руководствуется коммерческими соображениями, на которых часто основывается внешняя политика Клинтона, пришедшего к власти под идеалистическими лозунгами, но оставившего их у порога Белого дома, как оставляют зонт, приходя во время дождя.

Как напомнили циники, на днях администрация Клинтона с помпой объявила, что Бразилия подписала контракт на сумму 1,4 млрд. долл. с консорциумом американских аэрокосмических фирм (речь идет об изучении бассейна Амазонки со спутников Земли). Сделку подписало бразильское министерство аэронавтики, которое, между прочим, ведало и закупкой ракетной технологии у России. «Эта сделка является иллюстрацией значительных и расширяющихся отношений между нашими странами», — заявил Клинтон по поводу американского контракта с бразильцами. Скептики тут же заподозревали, что Белый дом решил посмотреть сквозь пальцы на сделку между Россией и Бразилией, чтобы не омрачать сделку между Бразилией и Америкой.

Представители Белого дома отвергают такую трактовку. Но некоторые борцы против распространения ракетного оружия все равно находят непостижимой готовность администрации Клинтона включить Бразилию в число членов режима контроля за ракетами, что даст ей право закупать у других членов технологию вроде той, которую она приобретает сейчас у России, хотя и не торговать оной. Бразилия крайне нуждается в такой технологии, поскольку поставила себе цель построить к середине будущего года четырехступенчатую ракету-носитель.

Сотрудник корпорации РЭНД Брайан Чоу, написавший в 1993 году доклад о бразильской ракетной программе, заявляет, что «США не должны помогать другим странам строить ракеты-носители, имеющие в потенциале военное применение». Изучив этот вопрос, Чоу пришел к выводу, что, с коммерческой точки зрения, Бразилии нет никакого смысла обзаводиться собственными ракетами-носителями.

Как замечает «Вашингтон пост», до 1994 года бразильская ракетная программа находилась в ведении военных, но потом ее передали гражданскому ведомству. Однако возглавляют его те же самые офицеры бразильских ВВС.