Мы, мусульмане Украины, защищаем свое государство и имеем право,
которое дал нам Всевышний, защищаться от внешней агрессии.
Из обращения шейха Саида Исмагилова, муфтия Духовного управления
мусульман Украины «Умма», к мусульманам Сирии
Четвертую неделю войны арабский мир продолжает сохранять мнимую нейтральность. Если учесть голосование на ГА ООН по резолюции, осуждающей агрессию России против Украины, то картина такова: страны Залива — Саудовская Аравия, ОАЭ, Йемен, Катар, Бахрейн — ее поддержали. В Восточном Средиземноморье резолюцию поддержали Иордания — преданный союзник США и Ливан. Последний страдает от политического и экономического кризиса и диктата «Хезболлы» и публично демонстрирует признаки солидарности с Украиной, например, подсветкой домов цветами украинского национального флага. В Северной Африке за резолюцию проголосовали Египет, Тунис и Ливия. Результативное голосование Каира — важный сигнал, но предполагаю, что главные соображения были связаны с проблемой продовольственной безопасности. Об этом поговорим немного ниже.
Алжир, чье правительство весьма тесно связано с российскими военными планами (вспомним, например, совместные учения в Северной Осетии осенью прошлого года), во время голосования воздержался. Марокко — страна, находящаяся в конфликте с Алжиром, не голосовала совсем. Также воздержались во время голосования Ирак и Иран. Последний, конечно, не арабское государство, но, учитывая иранское влияние в регионе, пренебречь позицией Тегерана нельзя. В этой стране, кстати, в отношении российской агрессии наблюдается раскол политических элит. Реакция бывшего президента Ирана Махмуда Ахмадинеджада уже стала вирусной. В своем твиттере он написал об украинском народе и ВСУ: «Ваше достойное и почти невероятное сопротивление раскрыло сатанинские заговоры врагов человечества. Поверьте, что великая иранская нация стоит рядом с вами, восхищаясь этим героическим упорством». Нет, он не перестал быть исламистом и врагом США и Израиля, но искренность его реакции вызывает определенный когнитивный диссонанс. Против войны в Украине однозначно высказалась иранская оппозиция внутри страны и сторонники шаха Пехлеви за рубежом. Зато нынешнее руководство демонстрирует лояльность к России. А руководство Корпуса часовых исламской революции (КЧИР) вообще пустилось во все тяжкие. Впрочем, Ирану есть чем заняться: нынешнее иранское руководство заинтересовано в восстановлении ядерного соглашения и нервничает из-за российского намерения увязать соглашение с санкциями.
Единственная страна арабского мира, которая проголосовала против, — асадистская Сирия. Не думаю, что кто-то удивлен этой позицией. В конце концов, Башар Асад обязан Путину своим пребыванием у власти и является преданным подданным российского тирана. Сирийский кейс важен еще и в контексте появления многочисленных сообщений и даже официальных заявлений о готовности наемников с Ближнего Востока воевать на стороне России против нашей страны. Назывались разные цифры — от пятисот до двадцати, а то и сорока тысяч возможных сирийских комбатантов. Похожие заявления делались, кстати, и со стороны ливанской «Хезболлы», но там это, скорее, похоже на игру перед камерой, чем на что-то серьезное.
Эксперты скептично расценивают возможность отправки многочисленного контингента в Украину и еще более скептично относятся к его способности вести наступательные действия в украинских условиях. Собственно, в армии Асада нет столько подготовленных воинов, а уменьшение военного контингента хотя бы на тысячу может создать критическую ситуацию на фронте. Не забываем, что война в Сирии не закончилась, хотя и стихла. Чтобы не быть голословным: как только начались разговоры о переброске асадитов в Украину, как активизировались боевики «Исламского государства», которые нанесли несколько чувствительных ударов. Поэтому не все так однозначно.
Привлекает к себе внимание и активное противодействие планам мобилизации наемников со стороны арабских общественных организаций и религиозных деятелей. В многочисленных проповедях авторитетные исламские ученые призывают мусульман не принимать участия в войне против Украины, поскольку это противоречит предписаниям святого Корана. Есть многочисленные заявления представителей арабских диаспор в Украине к гражданам своих стран с призывом воздержаться от участия в войне. Иначе говоря, гражданское общество работает.
Не могу не затронуть такой важный момент как настроения на так называемой арабской улице, или другими словами, общественное мнение. Здесь, нужно признать, не все так хорошо. Антиамериканские, антизападные нарративы довольно успешно функционируют и имеют много приверженцев. Здесь нам вспоминают и участие в операции в Ираке, и твитты Зеленского о ракетах, которые падают на Израиль, и разговоры о перенесении посольства в Иерусалим (ложные на самом деле). Сравнивают эту ситуацию с сирийской и акцентируют на отличиях в отношении к беженцам. Это традиционная антиколониальная, антизападная риторика, где Россия занимает место этакого антирычага западному экспансионизму. Но вместе с тем сообщают и об украинских флагах в Секторе Газа, и о поддержке палестинцами Западного Берега нашей борьбы. Я искренне признателен и тем палестинцам, которые преданно работают на информационном фронте, освещая события в Украине на многочисленных арабских каналах, и тем, кто с хирургическим скальпелем спасает в госпиталях украинцев. «Мы должны понимать, что лишь решительная борьба, такая, которую демонстрируют украинцы, может привлечь внимание и благосклонность всего мира к нашей палестинской проблеме», — пишут они в социальных сетях.
Из глобальных вопросов, которые все больше становятся актуальными для Ближнего Востока в контексте войны, конечно, во главу угла выходит продовольственная безопасность. В случае провала посевной и неурожая можно ожидать резкий скачок цен на зерно, а это может привести к дестабилизации в регионе. Достаточно вспомнить, что «Арабская весна» была вызвана неурожаем 2010 года. Нетрудно представить, что может произойти в нынешнем году.
Чем дольше продолжается конфликт, тем понятнее становится, что просто отсидеться не удастся. В арабских странах признают очевидный факт, что российское вторжение в Украину стало поворотным пунктом прежней системы безопасности. Это трудно осознать, а тем более адекватно на это отреагировать. Но придется.
Больше статей Игоря Семиволоса читайте по ссылке.