UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПОБЕДИТЕЛИ И ПОБЕЖДЕННЫЕ

Результаты выборов в Италии: мечтам предпочли стабильность. Впервые за полвека итальянские левые силы пришли к власти...

Автор: Ирина Борусовская

Результаты выборов в Италии: мечтам предпочли стабильность. Впервые за полвека итальянские левые силы пришли к власти. Демократическая партия левых уберет серп и молот со своего знамени.

Как в самом ужасном кошмаре для Сильвио Берлускони: в час ночи на 22 апреля перед виллой лидера правых зажигаются фары двух автомобилей, густо увешанных красными и зелеными флажками Демократической партии левых и «Оливкового дерева» Проди. Несколько раз медленно проезжают перед воротами, а потом не удерживаются от искушения и громко сигналят. И в то время, когда подготовленный в шикарной гостинице праздник правых на глазах растаял, оставив нетронутыми самые богатые закуски и бутерброды, на площадях Рима начались празднования левоцентристов. «Оливковое дерево» победило. Мы готовы управлять. Спасибо Италия», - с такими словами к своим избирателям обратились лидеры коалиции Романо Проди и Массимо Д'Алема.

Победителей оказалось много: Романо Проди, будущий премьер, со своим «Оливковым деревом», Демократическая партия левых во главе с Массимо Д'Алемой, которая стала первой партией в Италии (21,1% голосов); Коммунистическая Рефондация, начавшая свой крутой подъем вверх; а также Список Ламберто Дини, последнего премьер-министра Италии.

Результат выборов был, как никогда, четкий: несмотря на некоторое снижение участия избирателей (на 2% меньше, чем два года назад), несмотря на несовершенство избирательной системы, большинство было определено. Победили левоцентристы, и за ними - формирование нового правительства, назначенное на 9 мая. И, как показали окончательные цифры, итальянцы раньше, чем сами политики, однозначно приняли путь мажоритарной системы.

Итак, полная победа левых как в Сенате, так и в Палате депутатов. Но в этой громкой победе есть свое маленькое «но», которое впоследствии может увеличиться до размеров реальной угрозы стабильности правительства: в Палате левые победили благодаря своему громоздкому союзнику, Коммунистической Рефондации. 8,6% голосов оказались важными в борьбе против правых. Лидер коммунистов Бертинотти тут же заявил о своем отличии от левоцентристов и от их программы. Стычки по этому поводу между двумя группировками неминуемы, что уже произошло в недавнем прошлом, когда Умберто Босси, лидер Северной Лиги, из-за несовместимости с программой своего союзника Берлускони, практически стал решающей силой, спровоцировавшей падение правительства. Роль Коммунистической Рефондации вызывает легкую обеспокоенность как ватиканских епископов, так и Государственного департамента США. Но Проди тут же заявляет о дистанции с коммунистами, подчеркивая, что программа левоцентристов не будет изменена как из-за уважения к избирателям, которые за нее голосовали, так и по причине положительной реакции на нее финансовых рынков.

Коалиция правых, Полюс свобод, оказалась в проигрыше. Механизм, запущенный в ход Берлускони, Фини и их союзниками, не сработал. Полюсу не удалось соединить политический спрос сторонников правых сил и умеренных избирателей, потерпела фиаско также и попытка завоевать голоса итальянцев, голосовавших раньше за центр. Сильвио Берлускони и Джанфранко Фини сами признают, что во время избирательной кампании оба сделали много ошибок. Берлускони не учел прописной для политиков истины: победив однажды, необходимо тут же готовиться к следующей битве, а не надеяться на результаты прошлого, которые так и не принесли положительных плодов. Но настоящим побежденным оказался лидер Национального Союза Фини, который, практически единственный, настаивал на выборах и отказывался от вступления в переговоры с другими коалициями, надеясь на победу. Теперь, в случае возможных переговоров оппозиции с левоцентристами, Берлускони и Фини находятся в намного худшей ситуации, чем во время известных попыток президента страны придти к согласованию, не доходя до выборов. Скорее всего, на неопределенное время будет отодвинута также их идея президенциализма.

Для Берлускони, вышедшего побежденным из выборов, проблемы только начинаются. Даже если его партия, созданная два года назад из ничего, и является второй по счету (20,6%) партией Италии, миф о ее исключительности поблек. Притча о партии-предприятии подошла к закату. А через неделю, вполне вероятно, миланская прокуратура выплывет с новыми обвинениями, новыми документами. «Надеюсь, левые не захотят убрать своего политического противника руками прокуратуры», - высказал он свои опасения.

Не обошлось во время выборов и без сюрпризов: Северная Лига, казавшаяся обреченной, не только выжила, но и победила (10,1% голосов), став ведущей партией в Ломбардии. Лидер Лиги Умберто Босси еще раз подчеркнул, что основная цель партии - учредительная народная ассамблея для создания федерализма в Италии.

Реакция на результаты выборов оказалась мгновенной. В ожидании положительных перемен обменные пункты валют были открыты целую ночь на 22 апреля. После первого же сигнала о возможной победе левых началась денежная лихорадка: «температура лиры головокружительно снижалась. С 1.043 по отношению к немецкой марке в пятницу до 1.031 в полночь 21 апреля, а в последующие дни лира снизилась до 1.018, до уровня 1994 года. Управляющий Итальянским банком, находясь в США на встрече в верхах «большой семерки», тут же заявил, что сейчас у лиры есть все возможности укрепиться и, таким образом, создать условия для оздоровления экономики и привлечения иностранных капиталовложений. «Лира должна вернуться в европейскую монетную систему», - заявил и будущий премьер-министр Романо Проди.

С чего же начнет свои действия новое правительство? Будут ли наконец созданы условия для сотрудничества всех политических партий для реабилитации Италии в глазах ее партнеров? В любом случае, как победители, так и побежденные имеют общую обязанность поддержать развитие и укрепление двухполюсной демократии. И начнут свои действия с той точки, на которой они остановились перед выборами: с реформы избирательной системы и пересмотра конституции страны. Проди заявил, что левые собираются делать реформы, не опираясь на победившее большинство, а при условии участия в них всей страны. В отношениях с противниками оба лидера коалиции левых сил, Проди и Д'Алема, готовы отдать президентство палаты депутатов в руки оппозиции правых для гарантии демократического равновесия. Берлускони же, со своей стороны, заявляет: «Мы будем проводить политику конструктивной оппозиции», больше не вспоминая о своем обещании, в случае победы левых, уйти на пенсию и уехать за границу. Целью Берлускони является реорганизация движения, выбор более умеренных партнеров. Подчеркивая то, что он никогда не хотел выборов и был готов к переговорам, лидер правых согласен рассмотреть вместе с левыми вопросы реформ и приватизации.

Чтобы не зависеть от коммунистов и удержать стабильность правительства, крайне необходимую финансовых рынкам и лире, левые силы будут пытаться закрепить свой умеренный центристский профиль. Лидер Д'Алема обратился к Лиге и к правым силам, заявляя о желании создать положительную атмосферу для диалогов с оппозицией. Сближаясь и вступая в диалог с Полюсом свобод и другими правыми силами, и отделяя их, таким образом, от крайне правого Национального союза, или же поддерживая единство правоцентристов, чтобы избежать хаоса среди политических партий правых, - все будет делаться со стороны победителей для того, чтобы сохранить стабильность в стране, ставшую основной и недостижимой целью итальянской политики последних лет.