То, что происходит вот уже почти в течение недели в грузинской столице, все больше напоминает события двухлетней давности, положившие в Югославии конец власти Слободана Милошевича. В такой оценке сходятся большинство журналистов, пишущих о тяжелом политическом кризисе, в котором находится сегодня Грузия.
Маленькая кавказская республика, находящаяся в катастрофическом экономическом положении, но играющая ключевую роль в новой стратегической игре, противопоставившей в регионе США и Россию, вновь стоит перед угрозой хаоса. Начиная с минувших выходных, каждый день в центре Тбилиси митингуют тысячи манифестантов, требующих отставки президента Эдуарда Шеварднадзе.
Оппозиция с возмущением указывает на подтасовки с подсчетом голосов избирателей на парламентских выборах 2 ноября. Голосование прошло с такими нарушениями, что их окончательные результаты на момент написания этого материала еще не были опубликованы. Представьте себе футбольный матч, в котором счет определяется судьями спустя много дней после его окончания… Приблизительно такой «матч» мы видим сегодня в Грузии, где выборы давно закончились, а в избиркомах, по мнению оппозиции, ведется нешуточная борьба путем «вбрасывания бюллетеней», разумеется, фиктивных, в пользу той или иной партии.
Наверное, только этим можно объяснить то, что, в отличие от показателей «экзит-пола», по предварительным данным Центральной избирательной комиссии, первое место по результатам выборов занимает пропрезидентская коалиция «За новую Грузию». Второе — «Союз демократического возрождения» главы Аджарской автономной республики Аслана Абашидзе, партия, которая, по мнению оппозиционеров, заключила политическую сделку с Шеварднадзе. И только на третьем месте находится оппозиционное «Единое национальное движение» Михаила Саакашвили. Оппозиционеры уверены, что Абашидзе банально «привез» в Тбилиси «свои» голоса, и с четвертого места его блок в одночасье переместился на первое.
Сегодня многие говорят об опасности социальных потрясений в Грузии, и на самом деле ситуация в этой стране близка к классическому ленинскому «низы не хотят, верхи не могут». За десять лет правления Шеварднадзе в республике произошло все, что могло бы присниться в кошмарном сне: потеряны Абхазия и Южная Осетия, а, по сути, и Аджария, народ обнищал и дошел до точки кипения.
Вначале оппозиционеры требовали отмены результатов парламентских выборов и назначения нового голосования. Однако после заявления президента о недопустимости пересмотра итогов голосования оппозиция выдвинула новое бескомпромиссное требование об отставке главы государства. Сам Шеварднадзе пошел было «в народ» и неожиданно появился на митинге, попытавшись завязать разговор с участниками акции протеста. Но митингующие встретили президента возгласами: «Уходи!».
Вернувшись в государственную канцелярию, Шеварднадзе сделал ряд жестких заявлений в адрес оппонентов, назвав их «страшными и опасными людьми». Однако позже здравый смысл все же возобладал. Главные оппозиционеры — нынешний и бывший председатели парламента Нино Бурджанадзе и Зураб Жвания, а также Михаил Саакашвили встретились с главой государства в его загородной резиденции. В ходе переговоров оппоненты президента заявили, что намерены обсуждать только условия отставки Шеварднадзе. Получив отказ, они прервали встречу и заявили о продолжении акций протеста до полной победы оппозиции, то есть назначения новых выборов и отставки главы государства.
Как же ситуация будет развиваться в дальнейшем? По мнению экспертов, грузинская власть сегодня не может рассчитывать на помощь полиции и армии. Несмотря на то что спецназ МВД выглядит довольно грозно (каски, щиты, бронежилеты), при этом военнослужащие имеют ежемесячную зарплату в пятьдесят долларов. Наверное, должно произойти что-то чрезвычайное, чтобы эти люди действительно начали избивать дубинками своих соотечественников.
Поэтому президент начал искать поддержку «на стороне». В минувший понедельник Шеварднадзе посетил Батуми, встретившись с аджарским правителем Асланом Абашидзе. Оппозиция предполагает, что Шеварднадзе просил у аджарского лидера, в распоряжении которого имеется несколько батальонов внутренних войск, укомплектованных преданными людьми, вооруженную помощь для разгона митингов оппозиции.
Однако не стоит забывать, что те, кто добивается сегодня ухода Шеварднадзе, вчера были его соратниками, поэтому, по мнению наблюдателей, их нельзя назвать настоящей оппозицией. Так же, как это было в Югославии, здесь скорее действуют внешние силы. Администрация Буша поддерживает президента Грузии, в то время как американская оппозиция хотела бы смены власти. Что касается России, то она пользуется этой нестабильностью в попытке уменьшить влияние в регионе Запада.
Соединенные Штаты зримо присутствуют в Грузии с 2002 года, направляя туда инструкторов по подготовке кадров грузинской армии и готовя страну к вступлению в НАТО. Вашингтон рассчитывает осуществить в этой стране крупный проект: строительство нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан, который позволит к 2005 году экспортировать каспийскую нефть в обход российской территории. В глазах России это злонамеренная акция, вполне заслуживающая принятия контрмер. Российские войска также присутствуют на грузинской территории — в Абхазии и Южной Осетии. Сепаратистские власти последних, по твердой убежденности грузинских властей, пользуются поддержкой Москвы. Судя по всему, в Грузии сегодня идет большая игра, в которой тысячам демонстрантов, вышедших в минувшие выходные на улицы Тбилиси, возможно, отведена далеко не ключевая роль.