UA / RU
Поддержать ZN.ua

По следам Христофора Колумба

Латиноамериканское турне Джорджа Буша «выставило» его неудачником. Оно отметилось лишь соглашением по этанолу с Бразилией и заметным отсутствием каких-либо других конкретных результатов...

Автор: Виктор Каспрук

Латиноамериканское турне Джорджа Буша «выставило» его неудачником. Оно отметилось лишь соглашением по этанолу с Бразилией и заметным отсутствием каких-либо других конкретных результатов. Буш двигался от Бразилии к Уругваю, Колумбии, Гватемале и завершил свой вояж в Мексике, утверждая в каждой из посещенных стран, что сделает все возможное для решения различных двусторонних проблем.

Повсюду президент Буш подчеркивал великодушие американцев, их желание помочь бороться с бедностью в соседней Латинской Америке, подчеркивая ценность торговли как «лучшей надежды вывести миллионы из бедности». Но без конкретной программы, притока в регион крупных капиталов и разработки реальных проектов все эти намерения представляются идеалистическими прожектами. Непримиримый оппонент Джорджа Буша — президент Венесуэлы Уго Чавес, который тогда же, в противовес Бушу, совершил контртурне по странам Латинской Америки, определил суть бушевской поездки по континенту: «Он думает, что он Колумб, обнаруживая бедность после семи лет пребывания у власти». Чавес, стремясь «затенить» поездку президента США, посетил Боливию, Никарагуа, Ямайку и Гаити, где ему был оказан горячий прием. Похоже, что чавесовская «нефтяная дипломатия» все-таки срабатывает.

Другие досадные последствия поездки американского президента — реакция на нее латиноамериканцев, ставшая самым лучшим опросом общественного мнения: такого не провести ни за какие деньги. И хотя лидеры этих стран значительно расходятся в своих политических пристрастиях, реальный барометр поддержки политики американского президента был на улицах латиноамериканских стран. Заботясь о безопасности высокопоставленного гостя и не желая нарушать протокол, латиноамериканские президенты сделали все возможное, чтобы отгородить Джорджа Буша от массовых демонстраций, вызванных его присутствием. Высокие металлические барьеры безопасности, кружившие в воздухе вертолеты и слезоточивый газ, на который не скупилась полиция, должны были защищать президента США во время этой поездки.

Впрочем, отсутствие результатов вояжа можно было спрогнозировать еще до того, как Буш планировал покинуть Вашингтон. Он — американский президент, все больше теряющий популярность, не имеющий поддержки Конгресса и срок президентства которого фактически скоро истекает. В этом контексте шестидневный латиноамериканский тур Джорджа Буша, скорее, стал платформой для жестов, а не для предложений. Тем более что после 11 сентября 2001 года Буш не очень был озабочен проблемами своих соседей из Латинской Америки. Нынешнее прозрение кажется немного запоздалым, поскольку отсутствие интереса США к своим соседям стало компенсироваться все более интенсивным экономическим вторжением Китая «на задний двор» Америки. И не Уго Чавес — самый опасный противник для США в Латиноамериканском регионе, а бездеятельность американцев, не делавших ничего для того, чтобы сохранить союзников.

Мнение, что только социальная помощь может положить конец бедности, — ошибочно. Наоборот, поездка Буша должна была свидетельствовать, что акценты помощи смещаются в сторону создания возможностей для самих латиноамериканцев, которые должны принимать на себя часть ответственности. Программы стипендий для местной молодежи, чтобы она могла учиться в североамериканских университетах, подготовка преподавателей и свобода торговли, с акцентом на длительные контакты, — в отличие от автоматической пересылки денег, как это бывает в случае с мексиканскими эмигрантами.

Позднее «открытие» Латинской Америки президентом Бушем преследовало цель положить конец усилению влияния венесуэльского президента Чавеса. Много денег, которые дала Чавесу нефть, а еще больше — его смелость в противостоянии с Америкой отвели президенту Венесуэлы роль нового «камня в ботинке» США в этом регионе. Остаточный принцип в отношении к Латинской Америке — еще один провал внешней политики бушевской администрации, хотя он оплачивается не столь дорогой ценой, как Ирак.

Однако главная проблема Джорджа Буша в вопросе Латинской Америки — не в том, что он забыл о ней. Главная проблема — что США при администрации Буша изобрели и задействовали (быть может, даже бессознательно) множество способов раздражать и обижать латиноамериканцев. И никакие новые инициативы не могут изменить его образ в глазах людей, живущих в этом регионе. Очевидно, что понадобятся многие годы мудрой и великодушной политики после того, как Буш оставит свою должность. Ведь восстановление связей и доверия между США и Латинской Америкой потребует огромных усилий и финансовых вливаний.

«Слишком мало, слишком поздно» — так говорили многие о посещении президентом Бушем Латинской Америки на прошлой неделе, — подчеркнул ведущий научный консультант американского фонда Heritage Питер Брукс, — но посмотрите на латиноамериканский «отчет» Буша. За шесть лет Буш восемь раз посетил Латинскую Америку — больше, нежели любой другой американский президент. За время президентства Буша помощь Латинской Америке удвоилась: с 800 миллионов долларов выросла до 1,6 миллиарда. В Гаити США поддерживают борьбу против СПИДа, и администрация Буша намерена увеличить финансирование этих нужд с 47 миллионов долларов в 2006-м до 85 млн. долл. в 2008 году. В Колумбии Соединенные Штаты были верным сторонником Plan Colombia президента Альваро Урибе, который борется с наркотеррористами и марксистскими партизанами, являющимися источником нестабильности в регионе. Поддержка составляла 4 млрд. долл. Проживание и работа латиноамериканцев в Соединенных Штатах — критический источник дохода для многих экономических систем в Центральной и Южной Америке: ежегодно они отправляют домой 45 млрд. долл. Конечно, существует напряженность в отношениях между США и Латинской Америкой, но последняя тоже получила немалую пользу от пребывания Буша в Белом доме».

Однако турне по Латинской Америке, задуманное для устранения фактора Уго Чавеса, лишь подняло многие вопросы, один из которых — недостаточная помощь региону со стороны США. Афиширование Бушем того факта, что при его администрации иностранная помощь региону почти удвоилась, представляется не совсем убедительным. Поскольку нужно признать, что 1,45 млрд. долл. (просьба бюджета 2008) или 1,6 млрд. долл. (уровень помощи 2006 года) — мелкие цифры для столь крупного региона. Эти суммы меньше тех, которые США расходуют в Ираке в течение одной недели. Для сравнения можно привести и другие данные. В 2006 году Латинская Америка, в которой проживает 550 миллионов человек, получила от США 1,6 млрд. долл. помощи (если не учитывать помощь Колумбии). Египет с населением 80 миллионов человек (или же седьмая часть от латиноамериканского населения) — 1,8 млрд. долл. В Израиль, где живет 6,4 миллиона человек (то есть в 85 раз меньше, нежели в Латинской Америке) поступили 2,6 млрд. долл. американской помощи.

Едва ли можно отрицать тот факт, что на покупку политической поддержки в регионе президент Уго Чавес расходует нефтяные доходы Венесуэлы. Хотя нефть — невосстановимый ресурс, и лучше было бы вкладывать эти финансы в накопительный фонд, как это делают в Норвегии. Но, в отличие от США, Венесуэла расходует огромную часть своего нефтяного богатства на улучшение жизни латиноамериканцев. Буш потому-то и проигрывает Чавесу в Латинской Америке, что тот не только рассказывает о своих симпатиях к латиноамериканцам, но и делится с ними значительной частью ресурсов своей страны.

Пока президент Буш сосредоточивал все свое внимание на Ближнем Востоке, Латинская Америка оказалась в центре идеологической битвы между США с их приоритетами демократии, прав человека и рыночной экономики и левопопулистским движением во главе с Уго Чавесом. Чавес, заменивший Фиделя Кастро на посту символа регионального антиамериканизма, использует национальное богатство, чтобы проводить энергичную внешнюю политику. Он помог левым в соседних странах захватывать власть, вместе с тем усиливая глобальные отношения Венесуэлы и братаясь с враждебным американцам Ираном. А пока цены на нефть будут оставаться высокими и США смогут предложить только хорошие намерения, Бушу понадобится не одно латиноамериканское турне для противостояния влиянию венесуэльского президента в регионе.

К счастью, у Соединенных Штатов все еще остаются союзники в Латинской Америке, включая президента Альваро Урибе в Колумбии и президента Фелипе Кальдерона в Мексике. Но если американцы и впредь не будут обращать внимания на рост крайне левых настроений в Латинской Америке, существует широкая возможность мощного союза между антиамериканскими режимами в Латинской Америке и исламскими фундаменталистскими режимами вроде иранского или сирийского. США имеют шанс усилить проамериканские позиции в регионе, если будут обращать внимание на проблемы латиноамериканцев, продвигать программы культурного обмена, внедрять технологические обмены, расширять деловые соглашения и сотрудничать в инициативах внешней политики. США предстоит осуществить смелые и агрессивные шаги, прежде чем весь Латиноамериканский регион полностью попадет под влияние левого радикала-популиста Уго Чавеса.