UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПЛАМЯ В КОНЦЕ ТУННЕЛЯ

Они распродали все свое имущество. Они зарезали корову и заказали 70 упаковок содовой. Они надели свои лучшие одежды и собрались в церкви для того, чтобы достойно, с молитвами и песнопениями, встретить конец света...

Автор: Оксана Приходько
Они распродали все свое имущество. Они зарезали корову и заказали 70 упаковок содовой. Они надели свои лучшие одежды и собрались в церкви для того, чтобы достойно, с молитвами и песнопениями, встретить конец света. И конец света наступил. Но только для них одних. После того, как взорвалась цистерна и канистры с бензином и загорелось деревянное здание с задраенными окнами и дверями.

Они — это несколько сотен последователей культа «Движение за восстановление десяти Господних заповедей», которые в прошлую пятницу совершили акт массового самосожжения в трехстах километрах от столицы Уганды.

Секта эта была основана еще в 1989 году бывшими священниками и монахинями римско- католической церкви. Один из них, Джозеф Кибвитир, объявил, что ему явилась дева Мария и поручила ему основать миссию, посвященную жизни по десяти библейским заповедям. Это была далеко не единственная секта в Уганде, обескровленной длительной гражданской войной, у истоков которой стояли религиозные разногласия между контролировавшей север католической Армией сопротивления и мусульманскими Союзническими демократическими силами, окопавшимися в недоступных горах на западе страны. Обеспокоенное стремительным ростом числа различных религиозных общин правительство Уганды начало требовать их официальной регистрации. «Движение за восстановление десяти Господних заповедей», зарегистрированное в городе Канунгу, по офи- циальным данным насчитывало 235 членов, хотя количество обнаруженных трупов превышает пять сотен. Членам секты было объявлено о том, что конец света наступит 31 декабря 1999 года. Когда же этого не произошло, руководители культа убедили свою паству в необходимости строить Ноев ковчег, на котором избранные и смогут попасть на небеса.

К строительству деревянного святилища привлекались все желающие жители деревни. От- крыто закупалось горючее, якобы для генератора, который должны были купить в скором будущем. «Они и меня приглашали в свою церковь, — говорит 35-летняя Диана Битамба, на чьей ферме работали некоторые из членов секты. — Они говорили, что наши дни сочтены, мир гибнет и нам всем нужно собраться вместе и заслужить для себя пропуск на небеса». Однако Диана, как и многие другие хотя бы относительно обеспеченные односельчане, в секту вступать не пожелала. Членами секты в основном становились самые бедные и обездоленные люди, у которых действительно не оставалось надежды на лучшее будущее в этой жизни. И хотя они и распродали все свои скудные пожитки, подозревать корыстную подоплеку массового сожжения местные власти не спешат.

Тем более, что представителей этих властей самих приглашали принять участие в религиозном действе. Последователи культа собирались в своем святилище в пятницу утром якобы для того, чтобы подготовить празднество, назначенное на субботу. Среди верующих было много старых больных людей, и в Канунгу их сопровождали родственники. После утреннего колокольного звона, собравшего верующих в церкви, сопровождающим было предложено прийти за своими подопечными после обеда. Впрочем, двое из этих родственников уходить отказались. По их словам, два мощных взрыва прозвучали приблизительно через полчаса после того, как двери в церковь были плотно закрыты. Никто из находившихся в помещении не уцелел, хотя сразу же поползли слухи о том, что сами руководители секты вовсе не собирались участвовать в самосожжении, а хотели бежать через подземный ход. Однако полицейские, расследующие это дело, утверждают, что останки и самого Кибвитира, и его помощника обнаружены среди погибших. Да и о самом подземном ходе в официальных докладах не упоминается.

Правда, в этих докладах говорится о другом подземелье, обнаруженном в находящемся по соседству со сгоревшей церковью домом духовного наставника. В замаскированном подполе, прикрытом бетонной плитой, обнаружено еще несколько трупов. По заключению экспертов, их смерть наступила приблизительно за неделю до массового сожжения. Пока нет никакой точной информации ни о том, сколько дополнительных жертв было найдено в этом подполе, ни о причинах их смерти. Тем не менее высказывается предположение, что там обнаружены тела тех людей, которые могли помешать осуществлению плана массового сожжения.

Эти факты, а также расположение некоторых трупов, обнаруженных в церкви (с вытянутыми руками, то ли с просьбой о помощи, то ли о пощаде), вызывают у местных властей сомнение в том, что все участники секты ушли из жизни добровольно. Тем более, что присутствие среди погибших детей уже свидетельствует о необходимости возбуждения уголовного дела.

Местные власти, конечно же, приложат максимум усилий для того, чтобы исключить возможность криминальной подоплеки этой трагедии. В том случае, если происшедшее все же будет признано актом самосожжения, этот случай станет вторым по числу жертв актом массового самоубийства членов религиозной секты. Печальное первенство в этом вопросе принадлежит американскому городу Джоунстаун, в котором в 1978 году 914 человек под руководством своего пастыря выпили отравленный цианистым калием фруктовый сок. И хотя условия жизни в Джоунстауне и Канунгу сравнению не поддаются, не подлежит сомнению то утверждение, что лучшей почвой для уродливых всходов религиозного фанатизма служит подавляющая безысходность.

Оксана ПРИХОДЬКО по материалам International Herald Tribune