UA / RU
Поддержать ZN.ua

Пиррова победа Нетаньяху

В Израиле меняется политический ландшафт

Автор: Игорь Семиволос

Минимум две новости заставили израильтян активнее запасаться противогазами, спрос на которые на этой неделе вырос втрое. Первая новость, распространенная на прошлой неделе американским сайтом World Net Daily, - это взрыв на иранском ядерном объекте Фордо, расположенном недалеко от города Кум в Иране. Этот факт на сегодняшний день не подтвержден инспекторами ООН и активно отрицается Тегераном, но официально подтвержден источниками израильского разведывательного сообщества. Вторая - ракетный удар израильских беспилотников по военной колонне на границе Сирии и Ливана, якобы перевозившей ракетные комплексы, которые, по утверждению СМИ, могли оказаться в руках Хезболлы.

Первый эпизод, в случае его подтверждения, может иметь для Ближнего Востока далеко идущие последствия. Если предположить, что это событие все же произошло, то возникает вопрос его природы: что это было - авария или диверсия? Если авария, то она случилась на удивление очень вовремя. Именно к весне 2013 г., с задержкой на полгода, Иран планировал получить 240 кг 20-процентного обогащенного урана. Причем эту задержку, как известно, вызвал подрыв высоковольтных линий, что привело, в свою очередь, к аварии и пожару в производственных помещениях подземного завода летом прошлого года. Теперь, если верить источникам, взрыв произошел внутри и был очень мощным. Представить, что на такой защищенный
объект, с плотным контрразведывательным режимом, можно пронести взрывчатку, честно говоря, трудно. Во всяком случае, всем заинтересованным сторонам выгоднее в этой ситуации поиграть некоторое время в молчанку, наблюдая за развитием событий. Если дело сделано, рано или поздно об этом станет известно. И если это так, то иранской ядерной программе нанесен самый ощутимый удар за все время существования этой проблемы.

Удар по колонне на территории Сирии израильские чиновники тоже не комментируют. Все, что на сегодняшний день известно об инциденте, получено из западных источников, но его активно обсуждают арабские СМИ, из которых можно понять, что колонна была, скорее всего, проправительственная.

Все эти события, конечно же, не затмили главную израильскую новость минувшей недели - выборы в Кнессет, скорее, наоборот, добавили динамики. Тем более что избирательная кампания правящего альянса Ликуд-Бейтейна прошла под знаком иранской угрозы. Напомним: премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху пошел на досрочные выборы, рассчитывая укрепить позиции альянса с имеющихся 42 до 48 мандатов. Не в последнюю очередь военная операция "Облачный столб" в Секторе Газы, проведенная израильтянами осенью прошлого года, также была направлена на достижение этой цели. Без достойного противника на левом, распыленном и деморализованном фланге это казалось довольно простым, сугубо техническим делом.

Впрочем, результаты выборов оказались далекими от ожидаемых. Альянс потерял 11 мест, получив в итоге лишь 31. Второе место с 19 мандатами заняла новая политическая сила Еш Атид (Есть будущее) во главе с импозантным телеведущим Яиром Лапидом. А с правой стороны на пятки альянсу, получив 12 мест, наступает национально-религиозная партия Еврейский дом во главе с Нафтали Беннеттом - горячим приверженцем еврейских поселений на оккупированных территориях и противником тех, "кто пытается превратить Израиль в государство для всех граждан". Таким образом, Яир Лапид и Нафтали Беннетт стали главными бенефициариями этих выборов. Кстати, отсутствие со стороны левых сил мощной альтернативной фигуры, которая бы могла на равных бороться за должность премьер-министра, также сыграло свою негативную роль для правящего альянса. Избиратель Ликуда, убаюканный рейтингами и прогнозами аналитиков о неизбежности победы Нетаньяху, остался крайне неактивным.

Партия Авода, которая плелась в хвосте в Кнессете 18-го созыва, имея там восемь мандатов, увеличила свое представительство до 15 и решительно заявила о своей оппозиционности. Увеличил свое присутствие и социал-демократический блок Новое движение-Мерец, привлекший потенциальных избирателей четкой идеологической программой. Ципи Ливни, оставившая Кадиму и создавшая новую политическую силу Ха-Тнуа (Движение), завоевала шесть мест. ШАС удержал свои позиции, на два места больше получила религиозная партия Яхадут ха-Тора - количество мандатов увеличилось с пяти до семи. Арабские партии Балад, Объединенный арабский список и арабо-еврейский блок Хадаш сохранили свои мандаты.

Там, где есть победители, есть и побежденные. В этом Кнессете подобная судьба постигла Кадиму, которая обвалилась с 28 до двух парламентариев. Наверное, если не произойдет чудо, этот проект можно будет вскоре закрывать. Подъем и падение Кадимы еще раз наглядно демонстрирует скоротечность так называемых третьих сил, пытающихся играть на усталости избирателей от противостояния Ликуда и Аводы.

В итоге правые и религиозные партии получили 61 мандат, тогда как левые и центристы - 59. Нетаньяху, скорее всего, останется на должности премьер-министра, но простора для политического маневра у него практически не будет. Победу Нетаньяху уже назвали "пирровой" и "горькой", а его самого эксперты окрестили "человеком прошлого".

Какие уроки можно извлечь из этих выборов, и какие новые тренды они выявили?

Прежде всего, последние выборы подтвердили, что Нетаньяху пока остается безальтернативным лидером, и, таким образом, борьба идет, скорее, не за должность премьер-министра, а за то, какое правительство он возглавит - центристское или правое. Если правительство будет праветь, то политический кризис на фоне ухудшения экономической ситуации почти неизбежен. Поэтому стратегическая цель премьера - формирование как можно более широкой коалиции, чтобы ее политическая судьба не зависела от единоличных прихотей и амбиций партнеров. Для этого необходимо получить голоса Еш Атид и согласие Яира Лапида. Последний уже выдвинул условия для начала переговоров о коалиции - равенство в распределении общественного бремени, или, иными словами, призыв в армию ортодоксов, крайне болезненно воспринимаемый религиозными группами, сокращение министерских должностей и начало переговоров с палестинцами. Поговаривают, что для усиления своих позиций Еш Атид начал активные консультации с Кадимой об объединении. В случае успеха фракция будет иметь 21 штык, т.е. столько же, сколько и Ликуд без Бейтейна. Это значительно усилит ее позиции на коалиционных переговорах. Ну и еще одна мелочь - забыть об обещании Я.Лапида не иметь ничего общего с ультраправым Н.Беннеттом.

Далее. Социальный протест лета 2011-го с палаточным городком на бульваре Ротшильда в Тель-Авиве оказался бомбой замедленного действия. Недовольство экономической политикой правительства никуда не делось, оно канализировалось в протестные голоса среднего класса, который массово пошел на избирательные участки. Возможно, голоса распределились не так, как хотелось бы активистам. Еврейский дом - это тоже партия среднего класса. Защита интересов социально незащищенных групп, на что сделали ставку Авода и ШАС, оказалась электорально менее привлекательной.

Таким образом, эти выборы позволили по-новому взглянуть на избирателя среднего класса, которому нужно не социальное, а доступное и качественное жилье, не дешевый общественный транспорт, а снижение цен на горючее. Этот избиратель, в общем-то, не против образования Палестинского государства, но не готов думать об этом сейчас, он предпочитает отложить это на потом - до лучших времен. Вместе с тем его волнует углубляющаяся международная изоляция Израиля и постоянное балансирование на грани войны с Ираном, но он не видит приемлемых вариантов этому помочь. Драматические изменения в соседних странах лишь добавляют неуверенности в завтрашнем дне. Учитывая это, не следует ожидать прорывов или качественно новых подходов в ближневосточном мирном процессе. В лучшем случае, если Я.Лапид все же станет министром иностранных дел, как кое-кто прогнозирует, можно будет говорить о восстановлении мирного процесса.

Ну и, наконец, тренды. Оптимисты говорят о кардинальном изменении политического ландшафта Израиля в ближайшее десятилетие в связи с появлением такой харизматичной фигуры, как Яир Лапид. Мол, традиционное деление на два политических блока, в котором религиозные ультраортодоксальные партии имели свою "золотую акцию", уже не актуально, и речь идет о формировании нового социального порядка, в котором водораздел будет проходить между религией и светскостью. Пессимисты кивают на судьбу Кадимы и утверждают, что нет ничего нового под солнцем. Ну а реалисты предлагают Биньямину Нетаньяху создать новую партию под названием Еш Гранит и одновременно повысить цены на стоматологию. По крайней мере, немалая фракция израильского среднего класса будет чувствовать себя хорошо.