UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПЕРЕД ПРЫЖКОМ В XXI ВЕК

26 января народ Индии в 46-й раз отметил свой главный национальный праздник - День Республики К сожал...

Автор: Игорь Высочанский

26 января народ Индии в 46-й раз отметил свой главный национальный праздник - День Республики

К сожалению, в Украине еще очень мало знают эту огромную многоликую 900-миллионную страну, фактически целый континент, на территории которого проживают около 300 народов, народностей и племен, разговаривающих приблизительно на 200 языках и 500 диалектах. У нас по старинке Индия продолжает ассоциироваться прежде всего с какой-то специфической восточной экзотикой и изумительными по красоте храмами, легендарными махараджами с их сказочными богатствами и нищетой большой части населения, красочными индийскими фильмами и живописными народными танцами. Все мы помним еще так недавно популярное выражение «Хинди Руси - бхаи, бхаи».

Еще меньше мы представляем себе облик Индии середины 90-х годов, страны, которая решительно приступила к осуществлению глубоких социально-экономических реформ. А ведь Индия наших дней во многом отличается даже от Индии начала 90-х годов (не говоря уже о 80-х).

Инициатором индийских реформ сегодня по праву считается бывший премьер-министр страны Раджив Ганди, трагически погибший 22 мая 1991 года. Вскоре после своего прихода к власти в конце 1984 года Раджив Ганди провозгласил, что основной целью возглавляемого им правительства является «подготовка основы для будущего вступления новой трансформированной, стабильной, высокоразвитой в экономическом и технологическом отношении Индии в XXI век». Был ли он понят своими современниками? Были ли восприняты ими всерьез его реформаторские начинания? Пожалуй, нет! Недаром Раджив и молодые члены его команды были незамедлительно окрещены местной прессой «компьютерными» или «технологическими мальчиками».

Дело в том, что социально-экономический курс правительства Р.Ганди заметно расходился с теми основополагающими принципами, на которых зиждилось развитие экономики независимой Индии вплоть до начала 80-х годов, т.е. с так называемой экономической моделью «индийского государственного социализма». Безусловно, для отсталой постколониальной Индии это была оптимальная модель развития. Во многом благодаря ей страна сумела защитить свой политический и экономический суверенитет, создать мощную тяжелую промышленность, в целом наполнить отечественными товарами местный потребительский рынок, обеспечить определенный минимальный жизненный уровень для сотен миллионов своих беднейших граждан, избежав казавшихся неминуемыми социальных взрывов. Эта система работала до начала 70-х годов, обеспечивая постоянный, хотя и довольно медленный рост благосостояния практически всех слоев общества. Однако, где-то с 1973-74 гг. в индийской экономике все отчетливей начали проявляться стагнационные, а временами и кризисные явления. Постепенно становилось очевидным, что модель госсоциализма во многом исчерпала свой положительный потенциал и начинает становиться тормозом на пути дальнейшего развития производительных сил, фактически консервируя низкий уровень развития многих отраслей и «бедное, но стабильное существование» огромных масс населения.

Пессимисты ссылались также и на громадный комплекс стоящих перед страной сложнейших проблем. Одно лишь их неполное перечисление могло бы занять большую часть этой страницы.

В рамках предыдущей модели развития не удалось решить полностью ни один из этих вопросов, но она во всяком случае предотвращала их усугубление. Возникли серьезные опасения, что любые радикальные реформаторские шаги могут нарушить существующий хрупкий баланс, вызвав непредсказуемые за последствиями социальные катаклизмы. Срабатывал общеизвестный принцип: «Как бы не получилось хуже».

Неудивительно, что, работая в таких условиях, правительство Р.Ганди часто сталкивалось с непониманием своих действий со стороны немалой части общества, постоянно подвергалось суровой и нелицеприятной критике за свои действительные и мнимые просчеты и упущения. Одни обвиняли Р. Ганди в чрезмерном реформаторском радикализме, другие, наоборот, в чересчур медленном проведении реформ. Только после смерти Р. Ганди в индийской политологии появился термин «эра Раджива», которая символизировала начальный период реформ в Индии.

Безусловно, нельзя не отметить больших заслуг Раджива и его соратников перед будущим Индии. Они сумели, в определенной мере, популяризовать среди высших и средних слоев индийского общества идею глубоких, «обращенных в XXI век реформ», доказать их необходимость и неизбежность. Именно во второй половине 80-х годов, во многом благодаря первым реформаторским шагам Р. Ганди, в Индии заметно вырос количественно и окреп в экономическом и политическом отношении средний класс - гарант стабильности индийского, как, впрочем и любого общества, активный сторонник дальнейшего проведения реформ. Уже в 1989 году его численность превысила 60 млн. человек. Жизненный уровень среднего класса Индии в целом отвечает или лишь немного уступает средним западноевропейским стандартам.

Однако начало действительно широких полномасштабных реформ связано, прежде всего, с именем нынешнего премьер-министра Индии Нарасимхи Рао, возглавившего летом 1991 года правительство партии Индийский национальный конгресс (И). Безусловно, Нарасимха Рао является одним из выдающихся политических деятелей Индии второй половины XX века. Первоначально избрание Рао на пост лидера правящей партии и соответственно премьер-министра страны рассматривалось как лишь временный компромисс между лидерами крупнейших фракций национального конгресса. В 1991 году в политических кругах Индии постоянно дискутировался вопрос о том, как долго сможет продержаться Рао на посту премьера (ему отводили не больше 5 - 6 месяцев).

Однако, вопреки всем неблагоприятным прогнозам Нарасимха Рао сумел не только сплотить вокруг себя охваченную межфракционными раздорами правящую партию, завоевать статус общенационального лидера, пользующегося значительным авторитетом на международной арене, но и стабилизировать внутриполитическую ситуацию, преодолеть доставшийся в наследство от предыдущей администрации серьезный финансово-экономический кризис. Но все же главное достижение Рао состоит в том, что он действительно приступил к осуществлению глубоких (и в тоже время постепенных) социально-экономических реформ с целью повышения жизненного уровня населения и создания эффективной, нормально работающей, конкурентоспособной национальной экономики. Можно выделить следующие основные направления индийских реформ: постепенная внутренняя экономическая либерализация; более широкое распространение рыночных механизмов; переход от контролирующей к регулирующей роли государства во внутриэкономических процессах; постепенное разгосударствление некоторых отраслей промышленности путем продажи частному сектору наиболее убыточных госпредприятий; использование высвободившихся финансовых ресурсов для приоритетного развития высокотехнологических самых современных отраслей экономики и осуществление программ социальной защиты беднейших слоев населения; дебюрократизация экономической системы; активное привлечение иностранных инвестиций и технологий в передовые отрасли экономики; привлечение (на достаточно льготных условиях) капиталов богатой общины проживающих за рубежом индийцев; приоритетное развитие ориентированных на экспорт отраслей.

В отличие от «азиатских тигров» Индия не может позволить себе резких рывков и радикальных мер на пути реформирования национальной экономики, учитывая уже упоминавшиеся выше сложные политические и социально-экономические реалии страны. Все это обусловливает необходимость проведения постепенных и поэтапных реформ, несмотря на заметное недовольство некоторых местных и иностранных рыночных радикалов.

Каковы же конкретные результаты 5 лет реформ, проводимых правительством Рао? Вот лишь некоторые из них: преодолен недавний экономический и промышленный спад, обеспечены стабильные достаточно высокие темпы экономического роста (5 - 7%), стабилизирована национальная денежная единица, в 2 раза возрос объем экспорта и значительно расширилась его номенклатура. Благодаря комплексу государственных мер, направленных на поощрение ориентированных на экспорт производств и привлечение в них современных зарубежных технологий, заметно возросла конкурентоспособность индийских товаров на международных рынках. Произошли значительные качественные изменения в структуре индийского экспорта, в котором постоянно возрастает доля высокотехнологической готовой продукции и соответственно сокращается удельный вес сырьевой и полусырьевой продукции низкой степени переработки.

Валютные резервы страны, составлявшие в 1991 г. 157 млн. долларов США, достигли сегодня 20-21 млрд. долларов. Впервые в своей истории страна столкнулась с такой «проблемой», как избыток валютных резервов.

Продолжается дальнейший рост и укрепление позиций среднего класса, составляющего сегодня 120 млн. человек.

И главное: Индия впервые во весь голос заявила о себе как мощная экономическая держава, перспективный партнер с огромным, еще малоосвоенным внутренним рынком, за овладение которым уже вступили в спор многие высокоразвитые страны мира.

Полагаем, что развитие ситуации в современной Индии, ход социально-экономических реформ в этой стране должны представлять интерес не только для узкого круга профессионалов-востоковедов. Украина, также переживающая нелегкий период реформирования экономики, могла бы, по-видимому, с пользой для себя изучить как позитивный, так и негативный опыт реформаторов других стран. В частности, по нашему мнению, немалый интерес может представлять успешный индийский опыт общей стабилизации финансово-экономической ситуации в стране, развития экспортных отраслей промышленности, технологического переоборудования современных отраслей, постепенной приватизации убыточных предприятий госсектора, превентивного задействования механизма социальной защиты беднейших слоев населения в период рыночных преобразований. Кроме того, чрезвычайно актуальным для большинства постсоциалистических стран является создание стабильного многочисленного среднего класса, с чего начинали и с чем достаточно успешно справляются индийские реформаторы.