Выборы в Сербии лишь прелюдия к еще более захватывающей драме — финальному и окончательному разделу югославского наследства на Балканах: возможному отделению от Сербии ее исконной территории — Косово и Метохии. В новой Конституции Сербии утверждается, что эта провинция, населенная преимущественно албанцами, по-прежнему является частью страны. Де-юре так оно и есть, де-факто Белград утратил над ней контроль. С 2000 года она находится под управлением ООН, а порядок здесь обеспечивают иностранные войска, в том числе и украинские миротворцы. Теперь настал черед определиться со статусом Косово.
Сербам в последнее время неоднократно давали понять, что в вопросе статуса Косово у них выбора нет или, по крайней мере, их мнение не сыграет в этом вопросе решающую роль. Таким образом, победителю по итогам воскресного голосования в Сербии фактически предлагают согласиться на поражение — смириться с потерей части территории страны. Теоретически, однако, есть и другой вариант — сделать, по сути, невозможное и вопреки всем и наперекор уготованной участи попытаться отстоять свой суверенитет. К тому же именно за это отдали свои голоса почти 30 процентов граждан, участвовавших в выборах и голосовавших за сербских радикалов Воислава Шешеля. У них 81 депутатское место, а вместе с социалистами бывшего президента Сербии Слободана Милошевича коалиция получит 91 депутатский голос из 250. Радикалы шли к победе под лозунгом «Не отдадим Косово!». Однако по иронии судьбы решение выполнять или не выполнять этот наказ избирателей придется принимать сербским демократам: Демократической партии президента Бориса Тадича (получившей 64 мандата) и «Демократической партии Сербии — Новая Сербия» (ДПС) премьер-министра Воислава Коштуницы (47 мандатов). Именно демократическая коалиция, вероятнее всего, получит право сформировать правительство, первым испытанием для которого уже в ближайшие дни станет именно вопрос Косово.
Фактически выборы в Сербии 21 января уже сделали свое дело, если говорить об их влиянии на переговорный процесс между косовскими албанцами и сербами. Осенью прошлого года раздел Сербии и Черногории и процесс оформления двух независимых государств привел к тому, что Белград смог убедить спецпредставителя генсека ООН по Косово Марти Ахтисаари отложить финальную фазу переговоров на конец января.
Албанцы Косово негодовали по этому поводу, требуя покончить с зависимостью края от Белграда до конца 2006 года, как и обещал Ахтисаари ранее. И даже грозили в одностороннем порядке провозгласить независимость от Сербии. Однако воздержались от этого шага, понимая, что в таком случае не пришлось бы рассчитывать на поддержку мирового сообщества.
Тем не менее теперь сербы снова пытаются отсрочить решение косовского вопроса, мотивируя это тем, что после воскресных выборов потребуется весьма продолжительный период коалиционных переговоров и было бы неправильно принимать решение по Косово, пока новое правительство страны не сформировано. В то же время европейские высокие чиновники, начиная от канцлера Германии Ангелы Меркель и заканчивая верховным представителем ЕС по вопросам внешней политики и безопасности Хавьером Соланой, не скрывали, кого они хотели бы видеть при власти в Белграде. В среду Белград выступил с официальным заявлением по поводу появившихся в европейской прессе сообщений о том, что Хавьер Солана уже обсуждал с Воиславом Коштуницей вопросы формирования нового Кабинета. Белград опроверг эту информацию, сказав, что формирование Кабинета — дело исключительно внутреннее и вмешательства в этот процесс извне Сербия не потерпит. Несмотря на эти заявления, вмешательство и давление сербские политики из демократического лагеря ощущают на себе практически каждый день. Европа четко дает понять, что Коштуница и Тадич должны оставить в прошлом свои противоречия и ускорить процесс формирования Кабинета, хотя сербы резонно замечают, что по закону у них есть еще как минимум несколько недель для межкоалиционных переговоров и формирования парламентского большинства. А на формирование Кабинета — 90 дней. Европа и ООН, возможно, позволили бы демократическому процессу в Сербии длиться так долго, как того потребует внешнеполитическая ситуация, если бы не фактор Косово.
Марти Ахтисаари второй раз не попадется на сербскую уловку с отсрочкой и представит свое решение по Косово Белграду и Приштине в ближайшие дни. Ориентировочно его визит в Сербию намечен на 2 февраля. А в пятницу в Вене он изложил свои идеи членам «контактной группы», в которую входят Россия, Великобритания, Германия, Италия, США и Франция. Встреча, как и предполагалось, проходила без прессы и за плотно закрытыми дверьми. О сути предложений Ахтисаари известно немного. Однако ранее он обмолвился о том, что один из пунктов его плана предусматривает, что силы Евросоюза и «голубые каски» ООН останутся в Косово и после того, как статус провинции будет определен. Для сербского меньшинства будут гарантированы все права и обеспечена защита. Относительно самого статуса есть данные, что Ахтисаари все-таки не использовал в докладе слова «полная независимость», а, по данным экспертов, говорил о некоей «контролируемой» или «условной» независимости сербской провинции Косово под надзором миссии ЕС. Однако есть также сведения, что доклад Ахтисаари можно трактовать как дорожную карту на пути к созданию Албанского государства в Косово в будущем. Это, очевидно, разочарует албанцев, которые хотели независимости немедленно и сразу. К тому же и эти предложения спецпредставителя не являются окончательным вариантом решения, так как Белград и Приштина могут впоследствии высказать свои возражения. А раз так, то не исключено, что в феврале-марте переговоры по косовскому урегулированию будут продолжены, но уже на основе плана Ахтисаари. Следует также отметить, что последнее слово в этом вопросе будет за Советом Безопасности ООН. А тут у Белграда есть надежда, что Россия выполнит свое давнее обещание и воспользуется правом вето, если в резолюции по Косово окажется фраза о независимости края. Заметим также, что и у Евросоюза нет четкого видения будущего статуса провинции и, очевидно, он согласится с теми принципами, которые предложит Ахтисаари и поддержат в ООН. В то же время на минувшей неделе многие европейские газеты писали о том, что конфликт между Брюсселем с одной стороны и Белградом и Москвой с другой не исключен.
Такая неоднозначность международной ситуации дает сербам пусть малый, но все же шанс на сохранение территориальной целостности и суверенитета (хоть и ограниченного). На минувшей неделе сербская дипломатия даже в таких сложных условиях продемонстрировала свои бойцовские качества. В Страсбурге в среду на заседании Парламентской ассамблеи Совета Европы во время дебатов по резолюции о ситуации в Косово сербская делегация под руководством Милоша Алигрудича смогла убедить делегатов отбросить поправку докладчика политического комитета Совета Европы лорда Расселла-Джонсона, в которой говорилось, что независимость Косово — это лучший выход для определения статуса провинции. Во время голосования в ПАСЕ сербы победили со счетом 116 против 20.
Однако гарантий на успех нет. Евросоюз вновь озвучил свои старые условия: если Сербия будет упорствовать и не выдаст трибуналу в Гааге Радко Младича и Радована Караджича, то обещания Брюсселя интегрироваться в ЕС вместе с соседними балканскими государствами будут пересмотрены. Кроме того, в самом Косово албанцы осознают, что ситуация поворачивается не в их пользу, и в Приштине считают, что дальнейшее затягивание переговоров может стать поводом к возобновлению вооруженной борьбы косоваров.
В любом случае поставить Белград в такое положение, при котором отказ от Косово будет меньшим злом, чем отказ от всех завоеваний и достижений последних лет жизни страны без Милошевича, очень просто. Хотя Брюссель не имеет правовых или каких-либо еще оснований требовать от Белграда выполнения его пожеланий как в вопросах формирования нового Кабинета, так и по статусу Косова. Однако на минувшей неделе немецкие дипломаты однозначно заявили, что диалог с Белградом будет зависеть исключительно от уступок сербского руководства. Европейские газеты при этом много пишут, что очередной конфликт с Москвой Брюсселю также нужен менее всего, а сербские газеты наперебой предупреждают Европу, что, «копая под Сербию», Европа сама роет себе большую яму, показывая сепаратистам различных мастей, что путем террора и войны можно добиться независимости. Ведь опыт Косово, вероятнее всего, будет использован для решения проблем Нагорного Карабаха, Осетии, Абхазии и Приднестровья.