UA / RU
Поддержать ZN.ua

Пекин выверяет курс

Политический сезон 2017 года в Китае будет особым. По традиции он начинается в марте. В Пекине на свои заседания собираются два важнейших органа власти: Всекитайский комитет Народного политического консультативного совета (ВК НПКСК) - собрание представителей крупнейших организаций и партий Китая - и Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП).

Автор: Алексей Коваль

Чего ожидать от нового политического сезона в Китае?

Политический сезон 2017 года в Китае будет особым.

По традиции он начинается в марте. В Пекине на свои заседания собираются два важнейших органа власти: Всекитайский комитет Народного политического консультативного совета (ВК НПКСК) - собрание представителей крупнейших организаций и партий Китая - и Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП).

Если первый является совещательным органом, то второй - это парламент КНР, который голосует за законы, утверждает руководителей страны, заслушивает отчеты правительства, утверждает планы развития и бюджет страны, контролирует работу судей и прокуроров. В отличие от привычной для нас системы работы парламента, ежегодная сессия ВСНП длится лишь десять дней, и за это время законодатели голосуют за важнейшие решения на год вперед, до следующей сессии в марте. В это время к работе парламентариев приковано всеобщее внимание. Ведь только наблюдая за работой "двух сессий", можно понять, какие проблемы волнуют Пекин, что он собирается делать в будущем и куда идет Китай.

Китайцы прагматично подошли к вопросу о работе ВСНП и НПКСК, собирая несколько тысяч делегатов в столице лишь на короткое время сессий. Основное время они трудятся на местах, поэтому не "отрываются от народа". Впрочем, уже давно так сложилось, что число депутатов "от сохи" - рабочих и крестьян, существенно уступает численности депутатов от руководящих кадровых работников партийных и государственных органов. Это дает основание утверждать, что китайский парламент лишь послушно голосует за те решения, которые были заранее разработаны в недрах руководства Компартии, в правительстве или Постоянным комитетом ВСНП. Депутаты и делегации имеют право законодательной инициативы, однако в вопросах определения стратегии, безусловно, ведущую роль играют государственные и партийные органы.

Отчет главы китайского правительства Ли Кэцяна касался главным образом проблем устойчивого развития в условиях попытки властей удержать темпы роста китайского ВВП на среднем уровне 6,5% в год до 2020 г. В прошлом году ВВП КНР вырос на 6,7%, что стало самым низким показателем с 1991 г. Но сегодня это и один из самых высоких показателей в мире. Таким образом, вклад Китая в рост глобальной экономики достиг 33,2%. Объем китайской экономики составил 74,4 трлн юаней (это более 11 трлн долл.). Китай по этому показателю сокращает отставание от США.

В то же время китайский премьер признал, что прошлый год оказался тяжелее, чем он ожидал. Обеспечение стабильности экономики становится основной задачей правительства в условиях существующих дисбалансов спроса и предложения, перепроизводства, реформы отраслевой структуры страны. Властям приходится решать непростую задачу: удержать уровень безработицы на отметке 4,5%, но тут же планировать сокращение мощностей по выпуску стали и добыче угля. Дефицит бюджета КНР достигнет в этом году 3% ВВП (по неофициальным оценкам - 3,8%). В то же время основной задачей объявлена ликвидация нищеты к 2020 году.

Китай наметил масштабные инвестиции в строительство автомагистралей и железных дорог, на которые в текущем году потратят 1,8 трлн юаней (261 млрд долл.) и 800 млрд юаней (116 млрд долл.) соответственно. Вялый мировой рост бьет по китайской внешней торговле, поэтому Китай готов менять структуру экспорта и одновременно шире открываться для инвестиций - иностранному капиталу обещан больший доступ в сферу услуг, промпроизводство, добывающие отрасли и финансовый сектор.

Главным законопроектом на сессии стал "Проект общих положений Гражданского права КНР". Он разрабатывается уже несколько лет и содержит принципы будущего Гражданского кодекса КНР, который примут к 2020 году. В законопроекте будут отражены ключевые права и свободы граждан, а также "важнейшие социалистические ценности" китайского общества.

Депутаты приняли также решение о подготовке выборов нового состава парламента КНР, ведь нынешняя сессия ВСНП 12-го созыва последняя, и в марте будущего года в зале будут уже новые лица.

Впрочем, процесс кадровых перестановок в Китае уже запущен, и самые интригующие из них произойдут осенью. Власти Китая готовятся к XIX съезду Компартии, где будут переизбраны члены ЦК и Политбюро, а также определен новый состав китайского правительства. Это станет ключевым событием политического сезона в Китае в этом году, которое позволит делать прогнозы о конфигурации китайской власти и политике Пекина в будущем.

Пока же все обозреватели отмечают неуклонное усиление роли "руководящего ядра партии". Этим статусом (впрочем, не имеющим формального закрепления в уставе КПК) минувшей осенью китайские коммунисты наделили своего Генерального секретаря и Председателя КНР Си Цзиньпина, чтобы обеспечить для партии и страны "долгосрочную стабильность и спокойствие". Уже сегодня влияние Си Цзиньпина сравнивают с влиянием "великого кормчего" Мао Цзэдуна и "архитектора китайских реформ" Дэн Сяопина. А с этими именами связаны наиболее существенные повороты в новейшей китайской истории. Мобилизация партии вокруг нынешнего Генсека также может свидетельствовать о том, что в политической жизни страны происходят важные изменения, и они вполне могут проявиться в решениях предстоящего партийного съезда.

Рост экономики и перемены в политической жизни Китая происходят на фоне дальнейшего усиления военной мощи страны. В докладе главы китайского правительства перед законодателями было сказано лишь, что военный бюджет Китая в этом году вырастет на 7%. Оборонный бюджет составит порядка 1,3% ВВП страны, то есть впервые превысит уровень 1 трлн юаней, (152 млрд долл.) Для сравнения: в прошлом году расходы Китая на оборону выросли на 7,6% и составляли 954 млрд юаней (146 млрд долл.), а до этого росли на 10% и более. По мнению экспертов, снижение темпов роста расходов на оборону объясняется экономическими факторами - замедлением темпов роста китайской экономики в целом. Однако на фоне заявлений Дональда Трампа о необходимости повысить расходы на оборону США на 52 млрд долл. Китай дает понять, что в вопросе обеспечения безопасности страны компромиссов не будет. Реформа национальной обороны уже идет не один год, Китай сегодня говорит о сбалансировании экономического и оборонного строительства, интеграции ВПК и гражданских отраслей. Во главу угла ставится усиление органов управления армии, переоснащение ее новыми видами оружия.

Накануне открытия сессии ВСНП Китай продемонстрировал миру свой второй авианосец, построенный уже в самом Китае с учетом наработок советских конструкторов тяжелых авианесущих крейсеров проекта 1143.6 "Варяг", который Китай приобрел у Украины. Второй авианосец приступит к выполнению боевых задач к 2020 году.

Внешняя политика Китая также была в фокусе внимания. С начала нынешнего года в заявлениях китайских руководителей, в том числе самого Си Цзиньпина, озвучены новые подходы Китая в этой сфере. В то время как новое руководство США идет к изоляционизму под лозунгами "Сделаем Америку снова великой" и "Америка №1", Китай активно заполняет вакуум, предлагая возглавить "движение человечества к новому, более справедливому мировому порядку", вести "международное сообщество к совместному поддержанию глобальной стабильности". Таким образом, Китай прямо заявляет, что готов не только встраиваться в существующий мировой порядок (что он и делал последние 30 лет), но и активно менять его согласно своим интересам и подходам.

Новые принципы китайские лидеры сформулировали в концепции "человеческого сообщества с единой судьбой". В его основе - повышение глобальной роли ООН и пять принципов: во-первых, приверженность суверенитету и равенству всех стран; во-вторых, приверженность диалогу и консультациям; в-третьих, необходимо придерживаться сотрудничества и общей выгоды; в-четвертых, требуется приверженность обмену и заимствованию опыта друг друга; в-пятых, необходимо придерживаться устойчивого развития.

Очевидно, в современном мире мало кто живет согласно этим постулатам. Вопиющее их попрание - агрессия России против Украины, осложнившая практическую реализацию китайских подходов. Но самым большим испытанием для Китая будет то, сможет ли он сам исповедовать заявленные принципы в отношении других стран, удастся ли на этих принципах продолжить стратегический диалог Китая с США и Европой.

Китай стремится изменить баланс в мировом процессе глобализации, превратив его из такого, когда открытостью пользовались лишь мощные экономические игроки, в процесс, учитывающий интересы развития всех. В практическом плане этим целям служит стратегия "Экономического пояса шелкового пути" (или "Один пояс - один путь"), выдвинутая китайским лидером Си Цзиньпином в 2013 г. В середине мая Китай планирует провести форум с участием лидеров десятков стран по международному сотрудничеству в рамках "Пояса и пути" с целью совместного обсуждения вопросов по взаимосвязанному развитию. Очевидно, что его цель - выяснить, в какой мере идеи Китая приемлемы для основных стран-партнеров, возьмут ли они на себя долю ответственности за реализацию глобальных задумок Пекина.