9 июня состоится первый тур парламентских выборов во Франции. В этом году они запланированы сразу после президентских. Ключевой вопрос, возникающий в связи с выборами: сумеет ли президент Жак Ширак обеспечить себе в Национальной ассамблее идеологически созвучное правое большинство.
«Якобинская диктатура устарела», — с такими плакатами выходили на демонстрацию левые сразу после победы Жака Ширака не президентских выборах. Под якобинской диктатурой в переносном, к счастью, смысле разумелась жестко централизованная модель государственной власти с сильным президентом во главе. Часть левых партий требует расширения полномочий парламента и, соответственно, уменьшения маржи личной власти президента.
«Во Франции слишком много бюрократов — это последняя советская республика», — заявил лидер партии «Демократическая Энергия», бывший руководитель агентства «Эр Франс» Кристиан Бланк. Параллелизмы с советским строем он усматривает в том, что большинство французских депутатов — бывшие функционеры и государственные чиновники, а вовсе не аутентичные слесари, садовники и школьные учителя, интересы которых эти депутаты призваны отображать и защищать.
Пропасть между благополучным бюрократом и народом стала причиной роста популярности экстремистов — как ультраправых, так и ультралевых. По прогнозам социологов, Национальный фронт Ле Пена способен взять до 16 процентов голосов в Национальной ассамблее. И это несмотря на то, что избирательная система Франции, в принципе, предусматривает серьезную страховку против прихода в парламент команды Ле Пена. В частности, при 15% голосов на президентских выборах 1995 года Национальный фронт не имел в парламенте ни одного депутата.
Почему так получается? В первом туре побеждают только те, кто набрал 51 и больше процентов голосов. Округов, где Нацфронт набирает абсолютное большинство, последние президентские выборы выявили немного, а предыдущие — ни одного. Во втором туре побеждает обладатель простого большинства голосов — и тут традиционно все объединяются против ультранационалистов. На сегодня практически все влиятельные политические структуры уже заявили о недопустимости вступления в блок с Ле Пеном.
За две недели до выборов социологи прогнозируют правым 41 — 55%, ультралевым — до 5%, соцпартии — порядка 26%, 4—7% коммунистам, 6% — зеленым. Прогнозы могут оказаться неточными — в этом всех убедил неожиданный выход во второй тур президентских выборов Жана-Мари Ле Пена — ни одна социологическая структура этого не предсказала. Нынешние прогнозы осторожны, они открывают две почти равные (с легким перевесом шансов у правых) возможности: или уверенный приход к власти правых, или восстановление системы «правый президент — левый премьер».
После того, как на президентских выборах левым не удалось попасть даже во второй тур, стремление к политическому реваншу приобретает для них особый смысл. Если левым удастся отыграться, а в новой Национальной ассамблее социалисты, зеленые, коммунисты и некоторые ультралевые объединения наберут совокупное большинство, Жак Ширак вынужден будет назначить левого премьер-министра, — такова политическая традиция Франции. На это место в открытую примеряет Франсуа Оланд — лидер партии социалистов. Однако сегодня прогнозы не дают ему серьезных шансов на кресло премьера.
Если в новой нижней палате французского парламента таки сформируется левое большинство, Франция возвратится к ситуации, которая существовала пять лет к ряду: правый президент — левый премьер. Это значит, что президент и премьер собирают каждый в своем дворце собрания порознь, что дискуссии по каждой острой теме продвигаются со скрипом, ибо две головы нации уверенно смотрят в разные стороны… Если левые возьмут реванш, окажется, что президентские выборы состоялись напрасно, ибо они ничего не изменили в политической практике.
Посему вся избирательная кампания правых построена на пропаганде созвучности президента и премьера. Окружение Ширака еще в период между двумя турами президентских выборов, то есть в конце апреля, инициировало создание нового союза правых сил — Союз за пропрезидентское большинство.
Партии Ширака «Объединение в поддержку Республики» удалось втянуть в свою орбиту несколько небольших правых партий — Республиканскую, Либеральную… Но лидер крупного правоцентристкого Союза за французскую демократию Франсуа Байру категорически отказался присоединяться к новой структуре. «Мне эта идея чем-то напоминает единую политическую силу Советского Союза — КПСС», — иронизирует он. Единства крупных правых не получилось, стало быть, у левых есть реальные шансы на прорыв.
Вторая ключевая тема избирательной кампании группы поддержки Ширака — это безопасность граждан. Телевидение пестрит сюжетами об уличной преступности и поимке злоумышленников. Новый министр внутренних дел Николя Саркози уже пообещал шесть миллиардов евро на укрепление полиции и правосудия. «Мы восстановим авторитет власти в кварталах с высокой преступностью, найдем управу на террористов и нелегальных иммигрантов, укрепим правосудие», — обещает с предвыборных плакатов Саркози.
В принципе, эксплуатируя тему безопасности, а проще говоря, страха многочисленных граждан за свою жизнь, состояние и здоровье, Союз за пропрезидентское большинство пытается переманить под свои знамена традиционный электорат Ле Пена. Сложно предположить, удастся ли маневр в этот раз: на президентских выборах он не сработал, так как в первом и во втором туре за лидера Национального Фронта проголосовало равное количество избирателей.
Наконец, новый премьер-министр Жан-Пьер Рафарен также представляет собой элемент избирательной кампании. В Елисейском дворце отчетливо услышали критику «устаревшей чрезмерно централизованной модели». Посему новый премьер призван из глубинки, и не перестает это подчеркивать. «Я — человек из народа, я — средний француз», — по нескольку раз в день повторяет Рафарен. И далее развивает тему децентрализации, за которую обязательно возьмутся правые, набери они необходимое большинство.
Конкурс обещаний, запущенный второй раз в году, может не вполне удасться. Социологи предупреждают, что явка на парламентские выборы может быть очень низкой. Многие не верят, что эти выборы способны что-то существенно изменить в стране.