UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПАМЯТИ ЛИЧНОСТИ

Утром 8 января скончался экс-президент Франции Франсуа Миттеран. Его похороны, состоявшиеся 11 января в небольшом городке Жарнак (Центральная Франция), объявлены Днем национального траура в стране...

Автор: Алла Лазарева

Утром 8 января скончался экс-президент Франции Франсуа Миттеран. Его похороны, состоявшиеся 11 января в небольшом городке Жарнак (Центральная Франция), объявлены Днем национального траура в стране. Совет Безопасности ООН почтил память 79-летнего политика, безусловно, мирового масштаба минутой молчания. Лидеры больших и малых, влиятельных и незначительных стран мира откликнулись на эту смерть все больше непротокольно, прощаясь с человеком-эпохой, человеком-символом, человеком-парадоксом.

Кончина Миттерана не стала неожиданностью. Более того - к событию оказались блестяще подготовленными все печатные издания Франции, посвятившие как минимум несколько полос, а иногда полный номер ушедшему политическому лидеру. Не менее тщательно приготовил свой уход и сам Миттеран. «Я не хочу, чтобы после моей смерти события развивались бесконтрольно», - заявил он в одном из последних интервью. Его величественное, осознанное, хладнокровно продуманное прощание с миром столь же надежно обеспечило ему заметное место в анналах истории, сколь долгая и результативная политическая деятельность.

В отличие от всех прочих здравствующих и почивших президентов Миттеран никогда не делал тайны из состояния своего здоровья. Каждый год он публиковал подробнейшие данные медицинских исследований, составленные его личным врачом. В день референдума по Маастрихтскому соглашению вся Франция знала, что президент страны находится на операции с диагнозом «рак предстательной железы» (до сих пор поговаривают, что только сострадание к Миттерану и желание поддержать его заставило большинство французов проголосовать «за»). Впрочем, эта необычная президентская привычка не послужила абсолютным гарантом от утечки нежелательной информации: на следующий день после смерти Миттерана «Ле Монд» выступила с сенсационным сообщением - рак у президента был обнаружен еще в 1982 году, то есть через год после первого избрания на президентский пост. «Он был настолько могучей фигурой в мировой политике, что поневоле слился с XX веком», - написала «Фигаро» о президенте, дольше всех во Французской Республике находящемся у власти. Смертельно больной, как оказалось, в течение многих лет Миттеран виртуозно правил страной, технично обыгрывал политических оппонентов и ушел, не побежденный никем, по-королевски, оставаясь сильнее слухов, соперников и собственных просчетов.

Нельзя сказать, чтобы французы поголовно любили Франсуа Миттерана. Его много и зло критиковали в последние два года правления, в нем разочаровывались, его пытались подловить на сомнительных дружбах, внебрачных связях, финансовых авантюрах. Однако все это - покуда Миттеран был силен. И жив.

Французское общество не поощряет «смелых после драки» - считается недостойным вешать всех собак на прежнего президента или отставного премьера. Прощаясь с Тонтоном (по-нашему дядюшкой, как называли Миттерана в народе), Франция вспоминает о его достижениях, восхищается гибкостью этой личности, политическим талантом, сверхтонкостью, и разве только Жан-Мари Ла Пен позволил себе на этой неделе, пользуясь случаем, лишний раз съязвить по поводу провала социалистической идеи. Все остальные - соратники и соперники, политические оппоненты и непримиримые идеологические противники - посчитали своим долгом достойно, тепло и красиво почтить память личности воистину уникальной, масштабной, незабываемой.

Миттеран немало изменил в современной французской истории. Именно ему, пока единственному политику левой ориентации, удалось воплотить мечту левых - добиться власти. Год 1981-й, когда он был избран президентом, принес Франции энтузиазм новизны, прилив новых сил и ту творческую атмосферу в обществе, о которой нередко ностальгически вспоминают сегодняшние разуверившиеся французы.

Миттеран первым во Франции попробовал все неудобства «сосуществования» - легко понятной в Украине политической ситуации, когда президент, парламент и правительство принадлежат к разным политическим ориентациям. Он до блеска отшлифовал технику внешних уступок, молчаливых пауз и выжидал ровно столько, сколько нужно для неизменной победы. Французские политики по этому поводу, кстати, абсолютно уверены, что никто в Европе лучше Миттерана не чувствовал и не использовал фактор времени. «Спокойная сила» - этот девиз покойного президента действительно четко определяет основу его характера.

С именем Миттерана прочно связывают поражение коммунистической идеи во Франции. Начав политическую карьеру сразу после войны, когда коммунисты были намного влиятельнее социалистов, он сумел войти с ними в стратегический блок, стать лидером оппозиции при де Голле, и затем, придя к власти и таким образом лишив коммунистов привлекательного ореола оппозиционности, Миттеран жестко и навсегда оттеснил их на задворки политической сцены.

Он был действительно единственным политиком, способным в свое время противостоять мощи и обаянию личности де Голля - бессменного политика номер один современной Франции. Оценивая нынешнего президента Жака Ширака, французы изящно отмечают, что, несмотря на весь последовательный голлизм, Ширак пока что несопоставим в масштабах ни с де Голлем, ни со своим предшественником социалистом Миттераном. Несмотря на все просчеты и неудачные моменты правления последнего.

С именем Миттерана прочно связано претворение в жизнь европейской идеи, и канцлер ФРГ Гельмут Коль в своем прощальном слове назвал Миттерана своим «личным другом, а потом уже идеологическим оппонентом» (Миттеран - социалист, Коль - христианский демократ).

И последнее - Миттеран является, пожалуй, единственным в истории президентом, кто сам пожелал пролить свет на неясные страницы своего прошлого. Незадолго до смерти он дал подробные телеинтервью журналистам с условием показа материала только после его смерти. «Никто и никогда по-настоящему не знал этого человека», - резюмируют многие французские издания, предвкушая открытия. Великий Старец нашел в себе силы и мужество позаботиться и о том, чтобы оградить свое имя от суеты после ухода из жизни.