UA / RU
Поддержать ZN.ua

Палестинская рулетка

Сокрушительная победа исламского движения ХАМАС на парламентских выборах привела к обострению внутриполитической борьбы в Палестине и к фактической блокаде палестинских территорий со стороны Израиля...

Автор: Игорь Семиволос

Сокрушительная победа исламского движения ХАМАС на парламентских выборах привела к обострению внутриполитической борьбы в Палестине и к фактической блокаде палестинских территорий со стороны Израиля. Сроки ультиматумов, предъявленных хамасовскому правительству Палестины, давно прошли. Новый премьер-министр Палестинской автономии Исмаил Хания и политическое руководство ХАМАС отвергли триединое условие признания их правительства и не готовы «поступиться принципами». Вместо признания Израиля хамасовцы предлагают заключить многолетнее перемирие в расчете на то, что последующие поколения евреев и арабов будут более восприимчивы к мирному сосуществованию. Справедливости ради следует отметить, что тот же Исмаил Хания выступает за контакты с израильтянами для решения насущных проблем Палестинской автономии и поддерживает режим прекращении огня между ХАМАС и Израилем вот уже более года.

Недавние заявления представителей ХАМАС за границей о возобновлении боевых действий против Израиля в ответ на варварские бомбардировки сектора Газа, в результате которых погибли мирные жители, в том числе женщины и дети, были впоследствии дезавуированы. И все же такая политика привела к потере стратегической инициативы на переговорах с Израилем, усугубила и без этого сложную социально-экономическую ситуацию в Палестинской автономии. На территориях практически произошла гуманитарная катастрофа. Сообщения мировых агентств о периодических штурмах здания палестинского парламента в Рамалле палестинскими служащими и полицейскими, обозленными многомесячными невыплатами, уже никого не удивляют.

Попытки хамасовского руководства перебрать на себя контроль над силовыми структурами автономии, почти полностью укомплектованными представителями проигравшего ФАТХ, вызвали очередной раунд противостояния, вылившегося в перестрелки на улицах Газы. События этой недели (между милицией ХАМАС и представителями батальонов мучеников Аль-Аксы практически по всей территории Палестины происходили вооруженные столкновения и захват заложников) позволяют некоторым экспертам утверждать, что в Палестине началась гражданская война. Но так ли это?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вернуться на несколько месяцев назад и обратить внимание на тот факт, что победа ХАМАС на выборах была связана не с идеологическим предпочтением палестинских избирателей, а с усталостью, вызванной коррупцией и некомпетентностью палестинских националистов. Другими словами, избиратели в большинстве своем голосовали не за ХАМАС, а против ФАТХ, в надежде на улучшение своего экономического положения. На самом деле чуда не произошло.

Надежды ХАМАС на финансовую помощь арабских братьев так и остались надеждами. Даже демонстрация собранных в арабских странах 20 млн. долл., которые привез в чемодане министр иностранных дел Палестинской автономии Махмуд Аз-Загар, не смогут преодолеть кризис неплатежей. Опрос общественного мнения университетом «Бир-Зейт» в Рамалле свидетельствует, что поддержка
ХАМАС со стороны палестинского общества снизилась с 50% до 37%. Более того, 54% опрошенных уверены, что администрация ХАМАС тайно распределяет имеющиеся в ее распоряжении средства среди своих сторонников. Иными словами, имидж хамасовского правительства, как более справедливого, начинает вызывать сомнения. При этом более 64% опрошенных выступает за создание правительства национального единства.

Общественный заказ понятен: гражданской войне — нет, национальному единству — да. Но как достичь такого единства, если нет согласия внутри палестинского общества по ключевому вопросу — о признании Израиля в довоенных границах 1967 года?

На этом фоне появляется письмо палестинских заключенных, находящихся в израильских тюрьмах, с призывом к национальному согласию, авторство которого приписывают Марвану Баргути, одиному из руководителей палестинской милиции, арестованному в начале второй интифады в 2001-м. «Меморандум национального согласия» призывает стороны «укрепить и сплотить внутренний палестинский фронт, защитить национальное единство на родине и в диаспоре, противостоять израильским планам, преследующим цель навязать палестинскому народу решение, перечеркивающее национальную мечту и попирающее права на создание суверенного палестинского государства».

В нем, частности, предлагается создать палестинское государство в границах 1967 года со столицей в Восточном Иерусалиме, обеспечить права беженцев на возвращение и присоединить ХАМАС и «Исламский джихад» к Организации освобождения Палестины (ООП), «являющейся единственным законным представителем палестинского народа в любом месте земного шара». С этой целью к концу 2006 года предлагается учредить новый Палестинский национальный совет на принципах пропорционального представительства всех палестинских и исламских партий.

Важным элементом этого документа является призыв к созданию правительства национального единства, унификации политической риторики на основе общенационального консенсуса, проведении судебной реформы и деполитизации силовых структур. Особенно подчеркивается, что ведение переговоров — прерогатива Организации освобождения Палестины и председателя Палестинского национального собрания (на сегодняшний день президент Палестины Махмуд Аббас). Любое соглашение, имеющее окончательный статус, должно быть утверждено Палестинским национальным собранием или одобрено общенародным референдумом. Меморандум осуждает любые раскольнические тенденции, применение оружия для разрешения споров и провозглашает принцип святости палестинской крови.

Основываясь на идеях этого документа, Махмуд Аббас, несмотря на протесты правительства и даже демонстративный отказ от подписей под меморандумом представителей «Исламского джихада» и ХАМАС, принимает решение вынести вопрос о признании границ 1967 года на референдум, который должен состояться 26 июля.

Что же ожидает Палестину? На сегодня есть три сценария возможного развития событий, которые на определенном этапе могут пересечься. Первый — самый неблагоприятный: ХАМАС отказывается от идеи референдума, призывает к его бойкоту и не признает его результаты. Уже сейчас очевидно, что большинство (по разным оценкам от 56% до 80%) населения проголосует «за». Президент Палестинской автономии инициирует отставку правительства и объявляет проведение новых парламентских выборов. Если компромисса достигнуть не удастся и стороны продолжат упорствовать, возможна гражданская война, особенно в секторе Газа, который не контролируется израильтянами.

Второй, компромиссный, сценарий предусматривает достижение соглашения между противоборствующими сторонами с последующими перевыборами и парламента, и президента автономии. И не факт, что Махмуд Аббас согласится вновь баллотироваться на пост президента. В этом случае возникает острая необходимость в наличии так называемой третьей силы, которая сможет воспользоваться ослаблением ХАМАС и ФАТХ. И это — третий сценарий.

Харизматическим лидером, который может объединить палестинский электорат, вероятно, является Марван Баргути, находящийся в израильской тюрьме (за него якобы ведутся торги между Израилем и США). В случае позитивного варианта развития событий достигается компромисс по вопросам референдума, после проведения которого создается правительство национального единства. В этом случае Палестина получает долгожданное стратегическое преимущество на переговорах с Израилем, финансовую и политическую поддержку со стороны «ближневосточного квартета» (Соединенные Штаты, Россия, Европейский Союз и ООН) и, что не менее важно, недопущение развития событий по израильскому плану. Вот только какой из сценариев выпадет после 26 июля, знает только Аллах.