Обычно по средам в палате общин премьер-министр Великобритании отвечает на вопросы членов парламента. Потрясающее шоу, где политическая борьба задействует интеллект и острословие противостоящих партий — правящей и оппозиционной. В эту среду сражение ораторов, к сожалению, не состоялось. Парламентарии разъехались на неделю на каникулы и соберутся в Вестминстере лишь в понедельник 26-го.
Интересно, что сожалеют об этом больше члены правящей лейбористской партии, чем консерваторы, находящиеся в оппозиции. Поскольку последние относительно ударов по Ираку всегда «за». И в 1991-м во время войны в Заливе они были единодушны, ибо были при власти. И в 98-м почти единогласно поддержали решение кабинета лейбористов по участию в операции «Лиса в пустыне». Тогда же, в 98-м, пару десятков голосов «против» принадлежали парламентским лейбористам.
Критика правительства в связи с Ираком и сегодня раздается преимущественно из лагеря лейбористов, правда, стала значительно громче. В пятницу 16 февраля американские и британские истребители отбомбились на иракской территории, а в субботу в Глазго началась весенняя партийная конференция лейбористов — последняя перед майскими всеобщими выборами. Неуютно себя чувствовал премьер Тони Блэр и его министры, так как недовольство среди делегатов из-за очередного ввязывания в бомбежки по Ираку было нескрываемым.
Билл Моррис, крупный профсоюзный лидер, уважаемая фигура в партии, подверг сомнению «мудрость» правительственной политики в отношении Ирака: «Санкциям уже 10 лет. И 10 лет Саддам при власти. Военные действия, которые приводят к убийству людей и уже десятилетие не способны принести мир в регион, должны быть пересмотрены».
Другой влиятельный политик Клайв Соули, глава парламентской фракции лейбористов, выразил зарождающуюся в парламенте обеспокоенность тем, что бомбардировка обусловлена желанием президента Буша оставить след во внешней политике. «Я обеспокоен уровнем знаний президента Буша в области внешней политики, — сказал он. — Его действия во время выборной кампании показали, что он не очень много знает о ней. И это тревожно. Ведь речь идет о человеке, который сегодня имеет так много власти в мире».
В партии лейбористов есть левые радикалы. Они не создают отдельную партию несогласных, но имеют право на свою собственную точку зрения, которая часто отличает от мнения лейбористского большинства. Джордж Галлоуэй, из очень левых, известный внутрипартийный возмутитель спокойствия, услышал о бомбежке, находясь в Иордании. В Аммане он получил иракскую визу, всю ночь ехал через пустыню, чтобы утром в воскресенье прибыть в Багдад. Многолетний и последовательный противник британской политики в отношении Ирака, он категорически не согласен с тем, что его срочное прибытие в Багдад может оказать косвенную поддержку Саддаму Хусейну. Говорит, что никогда не поддерживал иракский режим, но считает «безнравственным брать в заложники 23 млн. человек и наказывать их, в надежде, что диктатор изменится к лучшему».
Некоторые делегаты конференции в Глазго выражали опасение, что новый американский президент может втянуть Британию в новое кровавое дело. Кое-кто настаивал на срочном заседании парламента, до чего, правда, не дошло. Недовольным лейбористам, как и всей остальной стране, пришлось довольствоваться официальной версией правительства о том, что полеты являлись выполнением очередного боевого задания, а бомбежка — самозащитой от возможных обстрелов иракских ПВО.
Не только в Британии и США отсутствует единое мнение в оценке совместного авиарейда в Ирак. Есть ООН, которая на законных основаниях контролирует ситуацию в Ираке. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан во время интервью телеканалу CNN не мог скрыть недовольства тем, что США поставили его в известность уже после бомбежки. Госсекретарь Пауэлл, кстати, встречался с Аннаном накануне, 14 февраля, но не упомянул о планирующихся бомбовых ударах, хотя в регионе находится более 100 человек, работающих на ООН. Кроме того, случившееся однозначно затруднит встречу Кофи Аннана с министром иностранных дел Ирака Мохаммедом аль-Сахафом, запланированную на эту неделю.
Есть еще Совет Безопасности ООН, 15 членов которого, а особенно пять постоянных, пребывают в тупике по иракскому вопросу уже более года. Россия и Китай долгое время противостоят американско-британскому патрулированию иракской территории, подчеркивая, что такие акции не оговорены резолюциями ООН. Франция, которая в 1991 году совместно с Британией и США устанавливала «бесполетные зоны» на севере и юге Ирака и участвовала поначалу в патрулировании, прекратила свое участие из-за «бессмысленности».
Сегодня два союзника по НАТО — Франция и Турция — открыто выступили против последней военной акции в Ираке. Франция выразила «непонимание и дискомфорт», а также уверенность в том, что такие действия лишь затруднят поиски мирного решения в регионе. Турция в заявлении своего премьер-министра призывает Вашингтон пересмотреть политику в отношении Ирака, поскольку ослабление санкций против него поможет народу страны гораздо больше, чем санкции.
Европа, в принципе, разделяет настроения Франции и Турции, хотя не выражает их столь категорично. Однако во многих европейских правительствах преобладает левый элемент, и не удивительно, что на поверхность быстро всплыли старые антиамериканские настроения.
Есть еще Россия, которая всегда противостояла международным санкциям против Ирака и регулярно нарушала эмбарго, посылая гуманитарную помощь. Нетрудно было догадаться о ее реакции на новый воздушный удар по Ираку. В субботу Путин позвонил Шираку.
Арабский официальный мир в этот раз также решил высказаться. Али Абу Рахиб, премьер-министр Иордании, одной из немногих арабских стран, подписавших мирное соглашение с Израилем, однозначно осудил «неоправданное применение силы». Президент Египта Хосни Мубарак считает, что «президент Саддам Хусейн не являет собой угрозы миру» и что «авиарейд лишь усложнил ситуацию в регионе». Ливия и Тунис в совместном заявлении призывают остановить «агрессивные действия против Ирака, начатые в нарушение резолюции ООН».
Чего добились в ходе «очередной обычной операции» США и Британия, союзники по НАТО, коллеги по Совету Безопасности ООН, проигнорировавшие и первую, и вторую организации? По словам сэра Эндрю Грина, бывшего послом Британии в Саудовской Аравии последние четыре года, «плохая ситуация стала еще хуже». Саддам Хусейн опять укрепил свой голос дома и в арабском мире, а Британия оказалась под огнем нелицеприятной критики.
Но что такое в сущности недовольство ООН, косые взгляды континентальных союзников, изоляция на Ближнем Востоке, по сравнению с «особыми отношениями» с США, которыми несказанно гордится Британия. При этом не имеет значения, какая партия у власти. «Особые отношения» предполагают безоговорочное построение партнеров в одну шеренгу, с той лишь разницей, что первый отдает команды, другой держит равнение на первого. Уже привычной стала в «британском народе» горькая шутка о 51-м штате.