UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОТПЕЧАТКИ ПАЛЬЦЕВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРА

Польско-американские отношения вошли в фазу тяжелых испытаний. Испытание состоит в том, что высокая идея стратегического партнерства должна бы уже принести вполне конкретные плоды, но не приносит...

Автор: Владимир Павлив

Польско-американские отношения вошли в фазу тяжелых испытаний. Испытание состоит в том, что высокая идея стратегического партнерства должна бы уже принести вполне конкретные плоды, но не приносит. Во всяком случае, так считает большинство польского общества. Поэтому у поляков появилось чувство обиды и разочарования. Американцы же раздражены надоедливостью своего «малого» европейского приятеля. Свидетельством тому стал рабочий визит Александра Квасьневского в США 26—28 января. За эти дни польскому президенту не удалось разрешить ни одной проблемы из тех, которые больше всего волнуют рядового поляка, да и не только его.

Этот, уже третий, визит Александра Квасьневского в США был наиболее тяжелым и наименее плодотворным. Возможно, потому, что польская общественность ждала не обещаний помощи и деклараций о дружбе и партнерстве со стороны американцев (этот этап был пройден во время двух предыдущих визитов), а разрешения конкретных проблем, которые накануне визита четко сформулировала польская пресса, часто устами представителей разных политических сил. В день визита Александра Квасьневского в Вашингтон на страницах газеты «Жечпосполита» один из публицистов написал, что пора ставить вопрос о конкретных эффектах польской проамериканской политики. «Или наш атлантический союзник соответственно нас отблагодарил?» — спрашивала газета.

Итак, среди главных проблем, разрешения которых ждут поляки, были названы: либерализация, а со временем и отмена визового режима для польских граждан; получение контрактов для польских фирм на восстановление разрушенного войной Ирака и приток американских инвестиций в польскую экономику, в частности, давно ожидаемые вливания в польский военно-промышленный комплекс. При этом одно из стремлений — проблема виз — было абсолютно очевидно преувеличенным. Не исключено, что этот вопрос искусственно сделали «наиболее принципиальным» именно политики оппозиции и СМИ, менее благосклонные к правительству и президенту, чтобы скомпрометировать последних в глазах общества. Ведь с самого начала было известно, что президент Квасьневский будет просто не в состоянии разрешить эту проблему. В то же время следует отметить, что никому не удалось бы раздуть искусственно эту проблему, если бы ее не было на самом деле.

Партнерство и визы

В соответствии с соглашением, подписанным между Польшей и США в 1991 году, американцы могут путешествовать в Польшу без виз, а поляки в США — с бесплатными визами. Но с тех пор американцы ввели плату за визы, которая на данный момент уже выросла до 100 долларов. Правда, кроме денежных затрат, полякам, выбирающимся «за океан», больше досаждают условия, в которых эту визу приходится получать, а также то, как их (визы) воспринимают таможенные и пограничные службы уже в самих американских аэропортах. Сначала рядовой поляк должен выстоять многодневную очередь в посольство США в Варшаве, а затем его, несмотря на наличие визы, могут без особых пояснений не пустить в «страну мечты». Таким образом, пропадают деньги не только за визу, но и за перелет туда—обратно. О подобных случаях польская пресса пишет довольно часто. В последнее время ситуацию усугубили еще и новые правила въезда — снятие отпечатков пальцев и фотографирование на границе.

Когда, втягивая страну в иракский конфликт, руководство Польши намекало обществу на значительную пользу от этого шага в будущем, многие поляки надеялись, что благодаря этому удастся решить и вопрос виз. Тем более эта надежда выросла теперь, накануне вступления Польши в ЕС, граждане стран которого (кроме Греции) ездят в США без виз. Если мы стратегический партнер и второй после Великобритании союзник США в Европе, то почему нас воспринимают как потенциальных террористов? — спрашивали польские газеты перед визитом Квасьневского в Вашингтон. Однако очень быстро выяснилось, что чиновники из Белого дома, охотно говорящие высокие слова о стратегическом партнерстве и особой дружбе между странами, не имеют решающего влияния на визовую политику, за которую отвечает американский Конгресс. В тот день, когда президент Квасьневский вылетел в Вашингтон, в «Газете выборчей» появилось интервью советника американского президента по вопросам национальной обороны Кондолизы Райс, которая не оставила в этом вопросе ни малейших сомнений. На вопрос корреспондента «ГВ»: «Отменят ли США визы для поляков?» —
г-жа Райс ответила: «Польша — наш друг и союзник, но поляки должны знать, что вопрос виз не имеет ничего общего с нашими двусторонними отношениями... Руководство США реализует глобальную визовую программу, и мы не можем вносить в нее никаких резких изменений изо дня в день. А после событий 11 сентября мы эту систему уплотняем, а не ослабляем». Самому же польскому президенту американцы пообещали приложить усилия для улучшения ситуации с визовым режимом — например, увеличить количество консульств в Польше и рассмотреть возможность возвращения денег за визу в случае отказа во въезде в США.

Впрочем, поляки хорошо знают, почему американцы сопротивляются. Сегодня в США нелегально находятся и работают сотни тысяч польских граждан, которые въехали в Америку в качестве туристов. Отмена визового режима для поляков означала бы «открытие ворот для «заработчанской» эмиграции в США, на что Соединенные Штаты пойти не могут», — сказал Польскому агентству прессы известный американский политик польского происхождения Збигнев Бжезинский. Но понимание этого не уменьшило волну обиды, разочарования и озлобления в Польше, поднятую отказом со стороны американского стратегического партнера. На этой волне появились даже предложения вернуться к «принципу взаимности» во внешних отношениях и ввести визы для американских граждан. Правда, «трезвые головы» сразу же напомнили, что из США в Польшу ежегодно приезжает около 200 тысяч поляков с американскими паспортами.

Возможно, поэтому часть общественного возмущения и политических атак перешла на «левого» президента и «левое» правительство, которые формально ответственны за то, что вели по отношению к Америке «послушную» политику, не требуя взамен ничего конкретного. Политики оппозиции, а также пресса сразу сообщили польскому обществу о конкретных суммах, полученных чехами, болгарами, турками и др. за поддержку американцев в Ираке.

«Все чаще мы ощущаем несостоятельность нашей власти, которая не в состоянии выполнить собственные обещания, а с другой стороны — чувствуем обиду на Америку за то, что она пренебрегает нами», — сказал лидер либеральной партии «Гражданская платформа» Дональд Туск. В таком же духе высказался и один из лидеров правой партии «Право и справедливость» Лех Качинский: «Когда едешь со смиренными просьбами и напоминаниями о союзнической верности, то оказывается, что этого мало». А что уж говорить о крайних правых, которые живого места не оставили на левом руководстве страны. Зигмунт Вжодак из Лиги польских семей назвал политику Квасьневского по отношению к американцам «верноподданнической и компрометирующей», а визит оценил так: «Когда польское войско посылается в Ирак без выдвижения американцам каких-либо условий за это, когда нарушаются Конституция, правила ООН, то эффект от этого мы видим после встречи Квасьневского с президентом Бушем».

Контракты и инвестиции

Возможно, поражение в вопросе виз было бы менее болезненным, если бы польскому президенту удалось достичь ощутимых успехов в разрешении других проблем — «иракских контрактов» и американских инвестиций. Впрочем, на пресс-конференции по возвращении в Варшаву Александр Квасьневский уверял соотечественников, что в этом и следующем годах следует рассчитывать на «бум американских инвестиций в Польшу». Но поскольку президент не сказал ничего конкретного, уверения эти прозвучали не слишком убедительно. Тем более что Польша уже почти год ждет, когда же начнутся инвестиции в польский ВПК в рамках «офсетных» соглашений, обязательства по которым взяли американцы в обмен на то, что Польша избрала их полифункциональный истребитель F-16 для вооружения своей армии, вызывая возмущение фирм из стран ЕС, которые также принимали участие в этом конкурсе. Поляки купили 48 американских самолетов, которые обойдутся им в 3,5 миллиарда долларов, поскольку американский производитель этих самолетов пообещал инвестировать в польские оборонные предприятия 6 млрд. долларов в течение 10 лет. Где эти инвестиции? — все больше теряют терпение над Вислой.

Кроме того, на время свержения режима Саддама Хусейна, согласно результатам опросов общественного мнения, более 50% поляков были убеждены, что Польша неплохо заработает на восстановлении Ирака. Надежды эти еще больше усилились, когда бывшего министра финансов Польши Марека Бельку американцы назначили заместителем руководителя гражданской администрации Ирака. Но пока ни одна польская фирма так и не получила контракт, проигрывая в конкурсах более могущественным американским или британским фирмам.

Большую надежду в Варшаве возлагали на то, что польская фирма «Бумар» получит контракт на полное вооружение и оснащение 27 батальонов (около 20 тысяч военнослужащих) будущей иракской армии. Александр Квасьневский даже просил Джорджа Буша поспособствовать в этом — и в письме от 31 декабря прошлого года, и во время своего визита. Но ответ был таким же, как и в случае с визами, — американская администрация не решает, кто будет победителем конкурсов на восстановление Ирака. А через два дня после возвращения Квасьневского в Варшаву стало известно, что фирма «Бумар» конкурс проиграла. Как удалось узнать корреспонденту «Газеты выборчей» в США, конкурс выиграла американская фирма, коммерческое предложение которой оказалась на 238 млн. американских долларов дешевле, чем предложение польского «Бумара».

«Бумару» помешало также то, — цитирует «ГВ» источник в Вашингтоне, — что польская фирма предложила доставку оружия через территорию Сирии, что для Белого дома означало бы предоставить возможность вражескому государству заработать доллары, взятые из кармана американского налогоплательщика. Но не все еще потеряно — уверяют американцы и обещают прислать в Варшаву группу экспертов, которые научат польских бизнесменов, что следует делать, чтобы получать контракты в американских конкурсах.

Охлаждение и застой?

Накануне визита Александра Квасьневского в США председатель Бюро национальной безопасности РП Марек Сивец заявлял в прессе, что если польскому президенту не удастся разрешить в Вашингтоне хотя бы часть проблем, то польско-американские отношения, возможно, ожидает период застоя и охлаждения. Произойдет ли это, зависит от того, удастся ли Польше найти альтернативу для польско-американского стратегического партнерства. Например, помириться с Европейским Союзом, что будет весьма непросто как минимум по двум причинам. Во-первых, потому, что европейские политики, бизнесмены и общества обижены на поляков и за военно-политическую поддержку США вопреки воле «старой Европы», и за выбор американских самолетов, а не европейских, и за хорошо известное американофильство — Польшу уже прозвали даже не «конем», а «троянским ослом» США в Европе. Во-вторых, именно сейчас Польша находится в «неформальном» конфликте с большинством членов ЕС из-за своей неуступчивости по вопросу изменения «договоренностей в Ницце», что на последнем саммите Союза привело к блокированию принятия Европейской Конституции.

Возможно, сознавая это, сам президент Квасьневский, вернувшись из США, убеждал журналистов: «Нет ни малейших оснований считать этот визит поражением или катастрофой. Если кто-то из нас думал: визит приведет к тому, что президент Соединенных Штатов будет решать судьбу контрактов, то это свидетельствует только о нашей наивности».

В то же время глава польского государства не может не сделать из этого визита определенных выводов. Например, что, по словам одного из лидеров «Права и справедливости», польский президент переоценил вес личных контактов в международной политике. Александр Квасьневский также имеет основания обижаться на американцев, поскольку Польша действительно вела себя как благородный партнер — «прогнозируемый, последовательный и лояльный» (часто повторяемые слова польского президента), не требуя предварительно какой-то конкретной платы. Американцы это, кажется, совершенно не оценили и повели себя как типичный империалист, считающий, что более слабому партнеру должно быть достаточно того, что более сильный партнер назвал его другом.

Подтверждением этому может послужить и заметка в «Вашингтон пост» от 30 января 2004 г., с содержанием которой поляков ознакомила «Жечпосполита»: «Мы предупреждали президента Александра Квасьневского, что он поплатится за нарушение святых принципов фотосессии в Овальном кабинете, во время которых должны быть только комплименты, улыбки и никакой конкретики... В следующий раз, если его еще сюда впустят, Квасьневскому, возможно, нужно будет обратить больше внимания на протокол, действующий во время фотосессий».