UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОТНОШЕНИЯ С МОЛДОВОЙ. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Молдова, ситуация в ней, ее отношения с Украиной и связанные с этим проблемы достаточно редко привлекают к себе внимание украинской прессы...

Автор: Антон Крюков

Молдова, ситуация в ней, ее отношения с Украиной и связанные с этим проблемы достаточно редко привлекают к себе внимание украинской прессы. Естественно, за исключением публикаций, посвященных приднестровскому конфликту и всем его составляющим. Вместе с тем, для достижения целей внешней политики страны отношения с Молдовой, как и с любым другим непосредственным соседом, имеют исключительно важное значение.

Для Украины c Молдовой связано сложное сочетание различных факторов, каждый из которых нельзя недооценивать. Отношения между двумя странами в данный момент представляются вполне благополучными. Спорных вопросов немного. На верхних уровнях власти происходят достаточно регулярные контакты. Молдова - одна из немногих стран СНГ, которая по большинству вопросов Содружества поддерживает украинскую позицию. Таким образом, нельзя сказать, что украинская дипломатия упускает из виду это направление. Однако спектр отношений настолько широк и неоднозначен, что требует самого пристального и высокопрофессионального отношения Михайловской площади к происходящему между Прутом и Днестром, включая, естественно, его левый берег.

Известно, например, что значительные силы как в Молдове, так и в Румынии выступают за «мирное воссоединение» единого народа в рамках единого государства. Эти силы пока в оппозиции в обеих странах. (Что, кстати, дает все основания полагать, что рано или поздно они к власти-таки придут.) Пока все развитие событий не предполагает в ближайшем будущем подобного поворота событий: Румыния не ФРГ, а Молдова не ГДР. Однако сбрасывать со счетов эту, пусть даже и гипотетическую, возможность никак нельзя. Ибо трудно даже представить себе те геополитические перемены непосредственно на украинских границах, которые такое возможное воссоединение может принести. Можно сказать уже сейчас, что оно повлияло бы самым существенным образом на безопасность страны. Я намеренно не говорю - в какую сторону, но повлияет несомненно. Нынешнее руководство обеих стран не ставит вопрос объединения на повестку дня. Однако пять лет назад именно провозглашенное тогдашним парламентом Молдовы стремление к объединению с Румынией привело к образованию Приднестровской республики, и в конце концов к большой крови.

Через эту кровь (по данным ПМР только в Бендерах в 1992 году погибло свыше 600 человек, причем многие из них - украинцы), как и в любой постконфликтной ситуации, теперь очень трудно переступить. Недоверие друг к другу является одним из главных препятствий для урегулирования конфликта. А неурегулированность - и как следствие, теоретическая возможность перехода его снова в «горячую» стадию -постоянный фактор опасности непосредственно на границах Украины. Приднестровье в течение ряда лет является звеном так называемой «дуги нестабильности», протянувшейся от Балкан до Кавказа (к сожалению, для нас еще и через Крым).

В свое время руководство страны заняло единственно правильную позицию, призвав стороны решить вопрос мирным путем при обязательном сохранении территориальной целостности Молдовы. Это помогло «притушить фитилек», торчащий из пороховой бочки. Но, боясь вмешательства во внутренние дела соседнего дружественного государства, это же руководство практически отдало всю инициативу по урегулированию кризиса России, которая преследует свои, мягко скажем, не совсем совпадающие с украинскими геополитические цели.

Год назад Украина сделала давно ожидаемый шаг: объявила о своем стремлении принять более активное участие в разрешении приднестровского конфликта. К сожалению, этот год практически ничего не принес. Можно признать неудачным назначение на должность координатора этой работы теперь уже бывшего советника президента по вопросам внешней политики Владимира Фуркало: в силу своих основных обязанностей он просто физически не мог заниматься ею в полном объеме. Неясно, почему не был назначен представитель Президента Украины непосредственно в Тирасполе (Россия послала «своего человека» туда еще в 1992 году). Украина обладает значительными рычагами влияния на ПМР, как политическими - чего стоит хотя бы протяженная совместная граница, так и экономическими, а ведь многие предприятия Приднестровья изначально были сориентированы на экономические связи именно с соседними областями Украины. Но за все время существования конфликта никогда ими не пользовалась. А следовательно, реального влияния на поиски взаимопонимания между Кишиневом и Тирасполем не имела.

К этому следует добавить, что и официальный Кишинев, и «полуофициальный» (не признан ведь никем!) Тирасполь заинтересованы в большем участии Украины в поисках стабилизирующей константы в Приднестровье. Об этом свидетельствуют постоянные контакты украинских и молдавских руководителей. Принятая 19 января декларация президентов России, Украины и Молдовы о намерении интенсифицировать усилия по поискам выхода из ситуации свидетельствует, что и Москва признает важность этой проблемы для Украины.

Население ПМР, во многом состоящее из этнических украинцев, ориентируется сейчас на Россию. Но не на руководство России, не на Ельцина и Черномырдина, а на их политических оппонентов, надеющихся на победу своего кандидата на президентских выборах. А среди них есть отставной генерал с поэтической фамилией и решительными манерами. Отношение приднестровских украинцев к Киеву предугадать нетрудно, наверное, самым мягким его выражением было бы «нас бросили на произвол судьбы». Сюда следует добавить и другие реалии, хотя бы процедуру получения гражданства. В России она доступна и проста для любого уроженца СССР. Если же он захочет получить украинское, то пусть уж сразу стремится к канадскому: это хотя и сложнее, но ненамного.

«Большой ученый», товарищ Сталин, оставил много подарков своим детям. Маленькой конфеткой в этом огромном мешке выглядит украиномолдавская граница. В 1940 году, после вхождения нынешнего Приднестровья в состав Молдовы (пардон, Молдавской ССР), административная граница между Украинской и Молдавской республиками была проведена соответствующим указом, но не на карте. Точнее она появилась на карте административного деления СССР для лекционной работы. Однако на крупномасштабных картах территорий - нет. Вскоре товарищу Сталину стало совсем не до того, потом тоже было недосуг, как и его преемникам, да и нужды в этом особой не было - туда, сюда, какая разница. Выражаясь профессиональным языком, делимитацию украино-молдавской границы, то есть обозначение ее на крупномасштабной карте, пришлось начинать с нуля. И, естественно, посыпались проблемы. О многих из них достаточно писала пресса. В одном месте железная дорога, соединяя два украинских населенных пункта, два раза пересекает границу. В другом почему-то вся река Днестр, включая мост через нее, оказалась под юрисдикцией Молдовы. Затрагиваются гидрографические, исторические, землепользовательные аспекты.

Проблема границ не является неразрешимой, но ею надо постоянно заниматься, принимая по ряду спорных участков политическое решение. Тем более, что на границе есть и более сложные проблемы, например, просьба молдавской стороны уступить ей небольшой участок территории на берегу Дуная для сооружения порта. Киев «изучает вопрос», не говоря ни «да», ни «нет», то есть не спешит принимать решение, поскольку имеются, скажем так, сомнения как экологического, так и иного порядка. Затягивание с ответом порождает в Кишиневе недоуменные вопросы.

Именно отсутствие соглашения по границам является - и справедливо! - доводом для Верховного Совета Украины против ратификации давно подписанного Договора о дружбе и сотрудничестве с Молдовой.

Актуальным остается вопрос налаживания стабильных торговоэкономических связей с Молдовой. Украина заинтересована в этом не только экономически, но и политически. Естественно, «все тот же сон»: отсутствие полноценной валюты, сложности во взаиморасчетах. И снова, при наличии хороших контактов руководства обеих стран, отсутствует механизм исполнения принятых решений, урегулирования деталей.

В Молдове проживает значительная украинская диаспора, причем не только на левом берегу Днестра. Страна пока не в состоянии оказывать ей существенную поддержку, но эти люди должны знать, что они не безразличны Украине. Может, принятая недавно правительственная программа «Диаспора-2000» поможет нормализовать эту работу. Честно говоря, при всей нашей бедности все-таки трудно представить себе, чтобы страна не смогла отпечатать несколько миллионов относительно дешевых учебников. Хотя прошу отнюдь не рассматривать это как предложение введения особого «диаспорного» налога.

Этот, далеко не полный перечень проблем, связанных с не самым, скажем так, капризным украинским соседом, свидетельствует о том, что во внешней политике, очевидно, нет места мелочам. Отношения с гигантами - США или Россией - безусловно, приоритетны и важны, но и маленький сосед типа Молдовы тоже нуждается в постоянном внимании, контактах и кропотливой работе.

На следующей неделе украинская делегация во главе с заместителем министра иностранных дел Константином Грищенко отбывает с рабочим визитом в Молдову. Поездка будет знаменательна уже тем, что, помимо переговоров в Кишиневе, впервые украинское должностное лицо такого ранга посетит Приднестровье, встретится как с руководством самопровозглашенной республики, так и с представителями украинской общины. Очевидно, в ходе визита будут в той или иной степени затронуты проблемы, о которых шла речь выше. Думается, будет содействовать работе и специфика рабочих визитов, максимально освобожденных от протокольных формальностей.