Абсурдность происходящего в Югославии после воскресного голосования граждан этой страны на выборах президента и парламента оставила ощущение того, что речь идет не о цивилизованной центральноевропейской стране, а развивающейся африканской или азиатской. Это там ставят отметки на ладони проголосовавших, а результаты подсчитывают месяцами.
Настолько откровенно игнорировать своих граждан может только государство, имеющее лидеров с прочно укоренившимися диктаторскими замашками. Два дня весь мир с нетерпением ждал официального сообщения югославского избиркома о количестве голосов, набранных претендентами на президентский пост. И вот, во вторник вечером федеральная избирательная комиссия Югославии объявила предварительные результаты выборов президента страны. Кандидат от блока Демократическая оппозиция Сербии Воислав Коштуница набрал 48,22% голосов, а нынешний президент Слободан Милошевич — 40,23%. Таким образом, была зафиксирована победа демократического кандидата, однако для ее закрепления необходим второй тур.
Югославская же оппозиция объявила о своей безоговорочной победе над Слободаном Милошевичем еще в понедельник утром. Демократическая оппозиция Сербии назвала такие цифры — за Коштуницу проголосовали 54,7% избирателей, а за Милошевича — лишь 35%. Данные союзников Милошевича были абсолютно противоположными. В соответствии с ними, нынешний президент Югославии получил 45% голосов, а представители оппозиции — 40%.
Рассудить оппонентов было некому. Независимых наблюдателей на выборах практически не было: власти Югославии закрыли доступ в страну представителям большинства европейских стран и зарубежным журналистам. Тем не менее, министр иностранных дел Великобритании заявил журналистам, что, по его данным, Милошевич проиграл. С аналогичными оценками выступила и ОБСЕ, подчеркнув при этом, что оппозиция одержала победу, несмотря на давление со стороны властей. Фактически признал победу соперника действующего югославского президента и Госдепартамент США.
Накануне выборов победу Коштунице предсказывали и данные социологических опросов. Все они фиксировали значительный (до 10 процентов) отрыв лидера оппозиции от его соперника. Это, впрочем, не мешало представителям правительства СРЮ отвергать эти цифры, утверждая, что это — пропаганда, которую финансирует Запад, и говорить, что президент Милошевич будет вне всякого сомнения переизбран.
Несмотря на такие уверенные публичные заявления, власти активно принимали меры на тот случай, если выборы пойдут не по их плану (очевидно, они также проводили свои социологические исследования, результаты которых не могли их радовать). Прежде всего они позаботились о том, чтобы избавиться от посторонних глаз и ушей. Несколько западных журналистов, допущенных было в Югославию для освещения выборов, были в конце концов все же высланы из страны.
Практически накануне голосования премьер-министр правительства Югославии Момир Булатович заявил, что Слободан Милошевич останется у власти при любом исходе голосования. По его мнению, для этого имеются законные причины — в соответствии с Конституцией страны, срок полномочий действующего президента заканчивается в середине следующего года. На крайний случай у югославского лидера имелся еще один вариант. Тот же Булатович пояснил, что Милошевич может претендовать и на пост премьер-министра (в случае, конечно, если его кандидатуру одобрит парламент страны).
А между тем, по Конституции, новый президент должен быть приведен к присяге в течение 15 дней после голосования. Поэтому по такой своеобразной интерпретации Основного Закона государства сторонниками Милошевича можно было еще до голосования сделать вывод о том, что проигрывать президент не собирался в любом случае. Ко всему, как бы между прочим, в адрес Запада последовало предупреждение руководства югославской армии не вмешиваться в ход выборов.
Кроме того, у властей имелись и бесчисленные возможности для фальсификации результатов выборов, и солидный опыт использования их в Югославии. Можно было воспользоваться банальными приписками — например, завысить число голосов, поданных в районах, жители которых бойкотировали выборы, в том же Косово или Черногории. Наконец, можно было просто надавить на избирком и изменить результаты выборов так, чтобы лишить Коштуницу победы в первом туре.
По мнению оппозиции, в реальности использовалась комбинация этих способов. Власть не могла пойти на откровенный подлог и провозгласить победителем Милошевича еще в первом туре. Однако сдаться без боя президент также не мог. В итоге был выбран компромисс — сохранено преимущество Коштуницы, примерно соответствующее его перевесу, зафиксированному социологическими опросами, однако не дающее ему права избежать второго тура голосования. За время, оставшееся до 8 октября (даты проведения повторного голосования), президент попытается повысить свой рейтинг и справиться с оппозицией.
Но даже если ему этого сделать не удастся, Милошевич вряд ли уйдет в отставку в ближайшем будущем. Опираясь на конституционное положение о том, что его президентский срок заканчивается лишь летом 2001 года, он может попытаться за оставшееся время превратить Югославскую федерацию в государство-фантом и сконцентрироваться на управлении Сербией — там у Милошевича достаточно много сторонников. Коштунице же как победителю выборов в Югославии достанется роль политика, который лишь номинально руководит государством.
На применение силы Милошевич, видимо, решится только если не сумеет удержать власть другими способами. Западные политики опасаются, что он даже может объявить чрезвычайное положение и попытаться взять под свой контроль настроенную прозападно Черногорию. Но такой шаг был бы весьма рискованным. Милошевич, как известно, подозревается в военных преступлениях и в любой момент может предстать перед Гаагским трибуналом ООН. Так что президент Югославии сейчас особенно уязвим и вряд ли может рассчитывать на абсолютную лояльность со стороны армии и полиции. Да и американская военно-морская армада, проводящая совместно с Хорватией учения в Средиземном море, также заставит его сто раз подумать перед принятием опрометчивых решений.
Теперь многое в Югославии зависит от дальнейших действий оппозиции. Сразу же после выборов Коштуница заявил, что сам по себе факт необходимости второго тура означал бы серьезную победу оппозиции. Однако сейчас противники Милошевича твердо уверены в том, что у их представителя — 55%, и не желают довольствоваться малым. Они требуют от избирательной комиссии документального подтверждения приведенных ею цифр и заявляют, что иначе будут бойкотировать второй тур голосования.
Однако именно это, похоже, и устраивает правящий режим более всего. Милошевич рассчитывает на то, что оппозиция на второй тур не пойдет и потребует, чтобы победа Коштуницы была признана уже сейчас. Эти требования будут сопровождаться массовыми манифестациями и беспорядками. В конце концов избирком в целях стабилизации ситуации может просто провозгласить, что выборы не состоялись и их результаты будут аннулированы. Милошевич в этом случае, как и прежде, будет исполнять функции президента.
Таким образом, югославский лидер получил такой необходимый ему выигрыш во времени. Оппозиция же оказалась на перепутье: что делать — играть по условиям власти или рассчитывать на то, что народное недовольство заставит Милошевича уйти?
Холодный расчет подсказывает, что Коштунице нужно принять правила игры, предложенные президентом, и согласиться на второй тур, в котором он без вопросов окажется победителем. Однако пока что у лидеров оппозиции преобладают эмоции. Сам Коштуница утверждает, что одержал на выборах победу и называет второй тур оскорблением избирателей. А Демократическая оппозиция Сербии уже призвала своих сторонников устроить в Белграде массовые манифестации. Народ, очевидно, не останется равнодушным к этим призывам, и сценарий Милошевича начнет воплощаться в жизнь.
Оппозицию могла бы образумить позиция Запада. Но западные правительства предпочитают оказывать давление на югославского президента, призывая его не стоять на пути народного волеизъявления и уйти по-доброму. При этом они прозрачно намекают на то, что усиленное военное присутствие сил НАТО в Средиземноморье не позволит югославским властям использовать силовой вариант. И этим они в очередной раз толкают Югославию на новую внутреннюю конфронтацию.