UA / RU
Поддержать ZN.ua

Откровения заклятого друга

Все меньше остается в команде Михаила Саакашвили людей, с которыми он пришел к власти в 2003 году. Постепенно близкие соратники и доверенные лица превращаются в заклятых врагов...

Автор: Владимир Ким

Все меньше остается в команде Михаила Саакашвили людей, с которыми он пришел к власти в 2003 году. Постепенно близкие соратники и доверенные лица превращаются в заклятых врагов. А на минувшей неделе ряды непримиримых оппонентов Саакашвили пополнил бывший генпрокурор, экс-министр обороны, экономического развития и МВД Ираклий Окруашвили.

Во время интервью телекомпании «Имеди», принадлежащей известному бизнесмену Бадри Патаркацишвили, Окруашвили сделал сенсационное признание. Оказывается, в июле 2005 года Михаил Саакашвили предложил ему «убрать» Патаркацишвили. Ираклий Окруашвили также не обошел вниманием и смерть премьер-министра Зураба Жвании, который, по официальной версии, в феврале 2005 года отравился угарным газом в конспиративной квартире: «Не могу утверждать, что Жванию убили. Но у меня есть информация, что его тело было привезено в ту квартиру из другого места». Экс-министр обороны также вспомнил о том, как три года назад уличил дядю президента, чиновника ООН Темури Аласанию во взяточничестве и арестовал его в Тбилиси. Но в дело вмешался Саакашвили и освободил родственника.

Наконец, в своем скандальном интервью Окруашвили коснулся и темы решения проблемы сепаратистской Южной Осетии, которую не контролируют центральные власти Грузии. По его словам, в Тбилиси был разработан план по захвату столицы Южной Осетии Цхинвали. «Речь не шла о войне и военной кампании, должна была быть проведена малая спецоперация, и без больших потерь Цхинвали был бы возвращен», — сказал он, отметив, что временем проведения операции должна была стать весна 2006 года. Однако президент, как сказал Окруашвили, струсил.

Спустя некоторое время Окруашвили дал еще ряд интервью, в которых обвинил семью и окружение президента в установлении контроля над различными видами бизнеса в стране, в том числе над торговлей оружием.

В то время как экс-министр обороны делал свои обличительные заявления, сам Саакашвили находился в Нью-Йорке, на Генассамблеи ООН, где в свою очередь обвинил Россию в дестабилизации ситуации в Грузии и потребовал от международного сообщества введения независимых миротворцев вместо российского контингента в Южной Осетии и Абхазии. Грузинский президент не комментировал обвинения своего бывшего министра. А вот представители правящего «Единого национального движения» говорили о «бреде перепуганного сказочника».

Примечательно, что свои признания Окруашвили сделал после того, как был арестован по обвинению в коррупции парламентский секретарь и пресс-спикер президента Дмитрий Китошвили. Ему инкриминируют вымогательство под предлогом пополнения кассы правящего «Единого национального движения». В этой связи грузинские массмедиа отмечали, что между Китошвили и Окруашвили существовали приятельские и партнерские отношения. А за неделю до скандального интервью был задержан бывший уполномоченный Грузии в регионе Шида-Картли (район на границе с Южной Осетией) Михаил Карели – человек, также имеющий отношение к экс-министру обороны.

Не менее интересно, что за несколько часов до появления Окруашвили в телеэфире следственный департамент службы доходов Министерства финансов Грузии сообщил, что изучает факт покупки партией Ираклия Окруашвили здания в историческом центре Тбилиси. По предварительным данным следствия, с целью сокрытия налогов при оформлении сделки был использован фальсифицированный договор о купле-продаже, в котором вместо реальной суммы в 1 млн. 800 тыс. долл. было зафиксировано всего 250 тыс. лари (около 500 тыс. долл.).

Через несколько дней после своего скандального интервью «Имеди» Ираклий Окруашвили был арестован. Генпрокуратура Грузии предъявила ему обвинение в коррупции. Заместитель генерального прокурора Ника Гварамия заявила, что данные факты подтверждаются «показаниями свидетелей, а также заключениями экспертизы». В качестве свидетеля выступил… Дмитрий Китошвили.

Сам же Окруашвили, который возглавляет партию «Движение за единую Грузию», не признает эти обвинения и говорит о себе как о политзаключенном. Эту же версию поддерживают и сторонники оппозиционных грузинских партий. Одна из лидеров Республиканской партии Грузии Тинатин Хидашели заявила, что «власти пытаются заткнуть всех, кто что-нибудь против них скажет». А лидер партии «Имеди» Ирина Саришвили-Чантурия высказала мнение, что «в Грузии началась вторая волна массовых репрессий».

Очевидно, радикальная оппозиция постарается с максимальной пользой для себя использовать внезапные откровения экс-министра, чтобы если не сместить с должности Михаила Саакашвили, то хотя бы поднять свой собственный рейтинг. Пока оппозиционеры говорят о мирных акциях протеста. Но смогут ли они привести к новой грузинской революции и уходу в отставку Саакашвили? Нет сомнений, что команда грузинского президента в известной степени коррумпированна, радикальна и авторитарна. Но соответствуют ли действительности все те обвинения, которые выдвинул против Саакашвили его бывший соратник? И почему Окруашвили решил именно сейчас заговорить об этих «преступных действиях» Саакашвили?

Известно, что Ираклий Окруашвили из числа тех, кого принято называть «ястребом». Экс-министр обороны куда более радикален, чем его бывший патрон. Достаточно показательно его обещание в 2006-м встретить Новый год в Цхинвали. Он очень эмоционален: вспомним, что после введения Москвой запрета на импорт в Россию грузинского вина Окруашвили заявил в конце апреля, что на российском рынке можно продать «даже фекальные массы». Похоже, Окруашвили даже более амбициозен, чем Саакашвили.

Поэтому не исключено, что все эти сенсационные заявления прозвучали именно в контексте приближающихся президентских выборов, которые пройдут в Грузии осенью 2008-го или зимой 2009-го. Судя по всему, экс-министр обороны хочет стать реальной альтернативой Саакашвили, в котором разочаровались многие грузины, представ перед потенциальными избирателями в качестве лидера радикальной оппозиции. В этом случае аресты сторонников бывшего главы оборонного ведомства – недвусмысленный намек будущему кандидату. С другой стороны, нельзя исключить и то, что заявления Окруашвили – лишь попытка сыграть на опережение в контексте коррупционного скандала вокруг Китошвили, выставив себя жертвой режима Саакашвили…

В любом случае в ближайшие недели Тбилиси ожидают бурные события, в результате которых политическое будущее Окруашвили в какой-то степени прояснится. Но смеем предположить, что хотя в Грузии и возможна некоторая дестабилизации в связи с заявлениями бывшего президентского соратника, для Михаила Саакашвили эта история не будет иметь каких-то серьезных последствий — несмотря на то что много грузин сегодня разочаровались в лидере революции роз, рейтинг президента все также достаточно высок. В свою очередь эксперты полагают, что обнародованные Окруашвили сведения не приведут к расколу в грузинском обществе и началу нового гражданского противостояния.

За эту скандальную историю с радостью ухватились россияне, и далее дискредитируя на международной арене и на постсоветском пространстве имидж грузинского президента. Но, учитывая историю взаимоотношений Саакашвили со странами Запада, если у европейских и американских партнеров Тбилиси и появятся к нему кое-какие вопросы, то на содержание отношений Грузии с ЕС, НАТО и США откровения Окруашвили не повлияют. Другое дело, что эта нелицеприятная история только послужит усилению авторитарности режима Саакашвили.